Лучший педагог года

«Для чего нужны ткани?» Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» (рассматривание бумаги и ткани)

Татьяна Скрягина
«Для чего нужны ткани?» Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» (рассматривание бумаги и ткани)

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Тема: «Для чего нужны ткани (рассматривание бумаги и ткани)

Основные цели:

- познакомить с рукотворным материалом - тканями, сравнить свойства бумаги и ткани;

- обучать способам распознающего наблюдения (смять, распрямить, разорвать и прочее);

Публикация «„Для чего нужны ткани?“ Сценарий занятия с дошкольниками в технологии „Ситуация“ (рассматривание бумаги и ткани)» размещена в разделах

- продемонстрировать разнообразие тканей по качеству и расцветке, рассказать об их использовании;

- развивать речь, логическое мышление, сообразительность;

- развивать универсальные умения: фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения, задавать вопросы;

- воспитывать коммуникативные способности детей.

Материалы к занятию : дидактическая игрушка - кукла Настя, ленточки цветные из бумаги и ткани, лоскутки, увеличительное стекло (лупа, трудовой инвентарь для стирки: тазик с водой, мыльница с мылом, полотенце; игровой стеллаж с разными видами ткани, коробка с одеждой для кукол, пособие к игре «Найди заплатку», магнитофон, аудиокассета с танцевальной музыкой.

Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация знакомит детей со свойствами ткани и бумаги. «Детская цель» - помочь кукле подобрать бант к праздничному наряду. Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию составлен в технологии "Ситуация" и предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитатель собирает детей около себя.

В. - Ребята, а вы любите ходить в гости к друзьям на день рождение?

В. - А как вы одеваетесь? (Нарядно, красиво.)

Дети рассказывают о любимых нарядах.

В. - А прически делаете? (Да.)

В. - Чем украшают девочки свои прически? (Заколками, шпильками, резиночками, ленточками, бантами.)

Воспитатель сообщает детям, что куклы тоже любят ходить в гости к игрушкам.

В. - Ребята, нашу куклу Настю пригласили в гости на день рождение. Она хочет быть красивой и попросила меня сделать ей красивый бант вот из этой бумажной ленты. Я объясняю Насте, что лента сомнётся, порвётся, а она не верит.

- Хотите помочь мне убедить Настю?

- Сможете?

2. Актуализация знаний

Дидактические задачи:

уточнить и актуализировать знания детей о свойствах бумаги;

развивать умение отвечать на вопросы.

Воспитатель предлагает детям коробку с цветными лентами длиной 25-30см: бумажная красного цвета и атласная зелёного цвета.

В. - Ребята, возьмите красные ленточки, они бумажные. И сомните их в руке, а теперь расправьте, распрямите их. Что случилось?

Д. - Ленточки сильно помялись и не распрямляются, не разглаживаются!

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

обучать способам распознающего наблюдения (смять, распрямить, разорвать и прочее);

сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации

затруднения и понимания его причины.

В. - А как легко рвётся бумажная лента (показывает). Вот видишь Настя, что случилось с бумажной лентой. Ребята, что же случилось?

Д. - Бумажная лента помялась, порвалась, стала не красивой.

В. - Правильно, ребята! А что же нам теперь делать? Как быть? Из чего же сделать кукле бант?

- Вы можете подсказать? (Нет).

- Почему? (Не знаем).

- А как можно узнать? (Спросить у того, кто знает).

Дети обращаются с просьбой к воспитателю.

4. Открытие нового знания

Дидактические задачи:

познакомить с рукотворным материалом – тканями;

продемонстрировать разнообразие тканей по качеству и расцветке, рассказать об их использовании;

закрепить умение преодолевать затруднения способом «спросить у того, кто знает»;

сформировать опыт эмоционального переживания радости открытия.

В. – Ребята, посмотрите, в коробке есть другие ленточки, зелёного цвета. Они из ткани. Теперь возьмите эти ленточки и сомните их, затем распрямите, разгладьте. Какие они стали?

Д. - Ленточки из ткани не помялись, легко распрямляются.

В. - Потяните ленточки из ткани. Легко ли разорвать их? Почему?

Д. - Ленточки из ткани не рвутся.

В. – Почему?

Д. - Потому что ткань прочная.

В. – Правильно, ткань прочная, поэтому не рвётся. Но ткань и бумагу можно резать ножницами. Только ткань сшивают нитками (показывает детям кукольную одежду, а бумагу склеивают клеем (показ поделок из бумаги).

В. - Ребята, а знаете ли вы, сколько на свете вещей из ткани!

Д. - Много: платья, брюки, скатерть и др.

В. - Правильно, ребята. Из ткани много разных вещей : одежда, постельное белье, скатерти, шторы, полотенца. И сами ткани разные : гладкие и ворсистые, легкие и плотные, однотонные (одного цвета) и расписные.

Воспитатель показывает детям кусочки ткани, предлагает детям подержать их в руках.

В. - Ребята, найдите среди этих лоскутков ткани – гладкие (дети показывают, а теперь ворсистые (дети показывают) и т. д.

Ткани – разные. Но поскольку их называют одним словом, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи. А знаете чем? Посмотрите на образцы ткани через увеличительное стекло - лупу.

Дети поочередно рассматривают образцы.

В. - Все ткани состоят из нитей, которые переплетены между собой и крепко

держатся друг за друга. Качество тканей зависит от качества нитей: из толстых ниток получаются толстые ткани, из тонких – тонкие, лёгкие. Ребята, как вы думаете, что шьют из толстых тканей? Вспоминайте.

Д. - Пальто, тёплые брюки.

В. - Правильно. Из толстых тканей шьют пальто, шубы, тёплые брюки, юбки.

Почему?

Д. - Потому что толстая ткань – тёплая, прочная.

В. - В какую погоду надевают такие вещи? Как вы думаете?

Д. - В холодную погоду, зимой, когда холодно.

В. - А что шьют из тонких тканей?

Д. - Платья, сарафаны, рубашки, шорты, панамки, футболки, майки.

В. - Правильно. А почему?

Д. - Потому что ткань тонкая, легкая. И вещи получаются не тёплые.

В. - В какую погоду эти вещи можно одевать?

Д. - В жаркую погоду, летом.

В. - Молодцы, ребята. Значит, одежду шьют из ткани. А теперь посмотрите, как красиво окрашены эти ткани.

Воспитатель показывает ткани с рисунком, например, хлопчатобумажные. Дети рассматривают.

В. - Сначала все эти ткани были одинакового белого цвета (показывает неокрашенную ткань). А кто их сделал такими яркими и привлекательными?

Как вы думаете?

Ответы детей.

В. - Представляете, ребята, над тканями трудилось много людей. Сначала, художник придумал рисунок, затем на специальных станках его перенесли на белую ткань. Вам нравятся эти красивые ткани?

Д. – Да, нравятся.

В. – Из этих красивых тканей шьют красивые платья.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди заплатку».

В. – Ах, какие вы умницы! Справились с заданием, подобрали заплатки для платьев. Ребята, ткань - прочный материал. А как вы думаете можно сделать кукле бант из ткани?

Д. - Да, можно.

В. - А какую же ткань мы с вами можем выбрать? Толстую или тонкую? Лучше белую или цветную?

Воспитатель предлагает детям образцы, дети делают выбор. Воспитатель оценивает выбор детей, делает вывод.

В. - Правильно ребята, вы выбрали ткань тонкую, чтобы легко можно было завязать кукле бант. Выбрали ткань цветную, одного цвета, то есть однотонную – она нарядно выглядит и подходит по цвету к платью куклы Насти.

Воспитатель и дети завязывают кукле бант из ткани (ленточку). Дети любуются, предлагают кукле посмотреть в зеркало.

В. - Ребята, а давайте мы с вами представим, что мы надели красивый наряд, сделали прическу и решили потанцевать.

Под музыку дети танцуют (физ. минутка «Весёлая дискотека»).

5. Включение нового знания в систему знаний детей.

Дидактические задачи:

закрепить свойства бумаги и ткани;

учить детей сравнить свойства бумаги и ткани;

развивать логическое мышление, память, внимание.

В. - Ребята, пока вы танцевали. Я заметила, что в гардеробной у кукол беспорядок. Я предлагаю вам навести порядок – развесить одежду или аккуратно её сложить и положить на полочки в шкаф.

Воспитатель и дети наводят порядок. Воспитатель замечает, что среди чистых вещей лежат грязные платья из ткани и бумаги.

В. - Дети, я заметила, что здесь лежат два грязных платья. Что же нужно с ними сделать.

Д. - Постирать.

В. - Конечно же, постирать. Что же нам для этого нужно?

Д. - Таз, вода, мыло или стиральный порошок.

В. - Всё правильно.

Воспитатель и дети набирают воду, кладут платья, засыпают порошок. Воспитатель объясняет, чтобы отстирать пятна на платье нужно намылить и потереть то место, где пятно. Воспитатель проделывает это с платьем из ткани (пятно отстиралось, затем воспитатель достаёт платье из бумаги

В. - Ой, ребята, что же случилось с бумажным платьем.

Д. - Оно намочилось и рвётся.

Воспитатель подводит детей к выводу, что ткань – прочный материал, а бумага – непрочный материал (мнётся, рвётся, не разглаживается).

6. Осмысление.

Дидактические задачи:

восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает около себя детей:

- Ребята, с кем мы сегодня играли? (С куклой Настей.)

- Что полезного сделали? (Помогли кукле Насте понять, что бумага непрочный материал. Помогли подобрать ткань для банта.)

- Что нового вы узнали? (Мы узнали, что ткань – прочный материал (из него шьют одежду и много разных вещей, ткань можно стирать, а бумага – непрочный материал (мнётся, рвётся, не разглаживается).

Комментарии к сценарию

Использованная литература:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2015.

2. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л. Г. / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2015.

3. Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.

Публикации по теме:

«Кленовый лист». Аппликация из бумаги и ткани с использованием бросового материала«Кленовый лист». Аппликация из бумаги и ткани с использованием бросового материала Аппликация – это один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом.

Для чего нужны прогулки в детском саду?Для чего нужны прогулки в детском саду? В практике работы воспитателя очень часто от родителей можно услышать такой вопрос: а вы пойдете сегодня гулять? Пребывание детей на свежем.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «В удивительном мире бумаги и ткани» Интеграция образовательных областей: Социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно.

Конспект занятия с аппликацией «Для чего нужны машины»Конспект занятия с аппликацией «Для чего нужны машины» Программные задачи О: Рассказать о том, что машины – помощники людей, вспомнить некоторые виды транспорта; учить детей аккуратно вырезать.

Конспект занятия в технологии «ситуация открытия нового знания» в средней группе «Свойства льда» Конспект занятия в технологии «ситуация» открытия нового знания в средней группе Тема: «Свойства льда» Образовательная область: «Познавательное.

Кукла «Масленица» из бумаги и ткани. Детский мастер-классКукла «Масленица» из бумаги и ткани. Детский мастер-класс Кукла "Масленица" из бумаги и ткани - детский мастер-класс Необходимые материалы и инструменты: • Цветная бумага или бумага для принтера.

Мастер-класс по изготовлению куклы из бумаги и ткани «Моя любимая кукла» для детей подготовительной группыМастер-класс по изготовлению куклы из бумаги и ткани «Моя любимая кукла» для детей подготовительной группы Мастер класс по изготовлению куклы из бумаги и ткани,Моя любимая кукла " для детей подготовительной группы Цель: Познакомить детей с.

Мастер-класс «Поздравительная открытка» (аппликация из ткани и бумаги)Мастер-класс «Поздравительная открытка» (аппликация из ткани и бумаги) Приветствую, дорогие друзья!Буду рада если, что моя работа Вас заинтересует. Сегодня хочу представить вашему вниманию изготовление открытки.

Мастер-класс «Рождественский ангелочек» из ткани и бумагиМастер-класс «Рождественский ангелочек» из ткани и бумаги От всего сердца разрешите поздравить вас со светлым праздником - Рождеством! Предлагаю вашему вниманию мастер - класс «Рождественский.

Петушок из бумаги и ткани. Поделка своими рукамиПетушок из бумаги и ткани. Поделка своими руками По восточному календарю, наступающий 2017 год- год красного Петуха. Многие из нас делают поделки-всевозможных петушков. Мы с малышами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Для чего нужны ткани?» Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» (рассматривание бумаги и ткани)
Опубликовано: 24 января 2020 в 11:07
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД