Папки-передвижки

Сценарий театрализованной постановки по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»

Боравнева Людмила Юрьевна
Сценарий театрализованной постановки по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»

Сценарий театрализованной постановки

по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие».

Педагог:

Опять война,

Опять блокада.

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Публикация «Сценарий театрализованной постановки по повести Б, Васильева „А зори здесь тихие“» размещена в разделах

Но даже если это правда,

Такая правда –

Не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она,

Как сила, нам нужна.

- ВОВ – как далеко она от нас. Только по фильмам и воспоминаниям ветеранов мы можем себе представить какой ценой завоёвана победа. «Война совсем не фейерверк, а просто трудная работа» - писал поэт М. В. Кульчицкий. И эту не человеческую, трудную работу выполняли не только мужчины, но и женщины, девушки, вчерашние школьницы, ещё вчера девчонки списывали контрольные, читали стихи, назначали сведения, а завтра была война. Сегодня мы хотим предложить вам отрывок из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие».

Сценка :

Сын: - Ну вот отец кажется всё.

Отец: - Хорошо, что могли мы с тобой сделали, этот обелиск будет напоминанием о жертвах нам живущим.

Сын: - И кто бы мог подумать, что здесь была война.

Отец: - Была и жестокая и эти девушки, зенитчицы, погибли, что бы немецкие диверсанты не прошли на Кировскую железную дорогу, и не взорвали её.

Сын: - Женя Комелькова, Рита Осянина, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, Соня Гурвич. Отец, расскажи мне про них.

Отец: — Это было в мае 1942 года. (остаётся на сцене (звучит сирена) одевает пилотку, сын садится в зале)

Ведущая 1: - Май 1942 год, 171 разъезд, отделение зенитчиц. (уходит)

(солдатским шагом выходит девушка в военной форме и докладывает, рука под козырёк)

Ильянова - Товарищ старшина, младший сержант Осянина обнаружила немцев в лесу, их двое с автоматами, в маскировочных накидках.

Старшина – Команду в ружьё, ко мне пять человек и ту давай, что видела.

Ильянова - Младший сержант Осянина

Осянина (выходит строем) – Я!

Ильянова - Боец Комелькова.

Комелькова (выходит строем) – Я!

Ильянова - Боец Бричкина.

Бричкина (выходит строем) – Я!

Ильянова - Боец Гурвич.

Гурвич (выходит строем) – Я!

Ильянова - Боец Четвертак.

Четвертак (выходит строем) - Я!

Ильянова - Равняйсь! Смирно! (рука под козырёк) Товарищ старшина бойцы построены!

Старшина: - Младший сержант Ильянова, сообщите о немцах на железку.

- Есть! (рука под козырёк)

Старшина: - Свободна.

Старшина: - В лесу обнаружены немцы, идём на двое суток, заместителя на всё время операции назначаю младшего сержанта Осянину.

Осянина: - Есть!

Старшина: - Вольно.

Осянина: - Жень, Галь, Лиза,

Старшина: - Погодите Осянина, немцев идём ловить не рыбу. Стрелять умеете?

Девушки: - Умеем.

Старшина: - Может кто немецкий знает?

Гурвич: - Я знаю.

Старшина: - Кто я? Докладывать надо.

Гурвич: - Боец Гурвич. (шаг вперёд, рука под козырёк)

Старшина: - Как по-ихнему будет «руки вверх»?

Гурвич: - Хенде хох.

Старшина: - Правильно. Встань в строй.

Старшина: - Может кто по-птичьему или по-звериному кричать умеет, (девушки хихикают) я серьёзно говорю, у немцев тоже уши есть, в лесу сигналы голосом не подашь.

Бричкина: - Я умею по ослиному, и-а, и-а.

Старшина: - Ослы здесь не водятся. Давайте учиться крякать как утки, ну-ка попробуйте. (все крякают)

Старшина: - Запоминайте, 2 кряка – внимание я вижу противника, 3 кряка – все ко мне. А теперь на что внимание в пути обращать нужно? Отвечать по порядку. Младший сержант Осянина.

Осянина – может быть ветка сломана.

Старшина: - Молодец! Верно!

Бричкина – Роса с веток сбита.

Старшина: - Точно! Молодец красноармеец Бричкина.

Четвертак – Птички кричат.

Старшина: - Верно! Значит люди идут. А ещё внимание обращать нужно на следы от резиновых ботинок, которые десантники носят, куда они путь держат. А теперь разуться всем.

Комелькова -Хорошо, что не раздеться.

Старшина: - Разговорчики Камелькова. Так в таком тонком чулке много не навоюешь, так километра через три ноги собьёте до кровавых пузырей. В дорогу всем намотать портянок. Идём на двое суток, в дорогу взять: сухпаёк, подзаправиться патронами. Порядок движения будет такой, впереди Осянина и Бричкина, (девушки делают шаг вперёд и говорят – ЕСТЬ, затем я и переводчица (ЕСТЬ, затем на расстоянии 100 метров Хамелькова и Четвертак (ЕСТЬ). У кого силы много?

Бричкина – А чего?

Старшина: - Когда пойдём через болота красноармеец Бричкина понесёт вещмешок переводчицы.

Гурвич – А зачем?

Старшина: - А за тем, что не спрашивают. Комелькова!

Комелькова – я!

Старшина: - Взять вещмешок у Четвертак.

Комелькова – Четвертачок, заодно можно и винтовочку.

Старшина: - Разговорчики Камелькова, личное оружие каждый несёт сам. Встать в строй. Эх, девчонки, нам, мужикам это война как зайцу махорка, а уж вам… На сборы даю 40 минут. Разойдись.

Старшина – сыну: - Эти девушки не похожи одна на другую, у каждой своя судьба. Елизавета Бричкина.

(Каждая девушка выходит под свою грустную музыку)

Бричкина - Я родилась в семье лесника. Помогала отцу, ухаживала за больной матерью, готовила обед, прибиралась в доме, обходила отцовские угодья и ждала завтрашнего дня. Не смогла закончить школу. Но всегда мечтала поступить в техникум. Однажды отец привёл гостя. Это был охотник-путешественник. Как он мне понравился! Я влюбилась без памяти! А он обещал помочь мне с поступлением в техникум. Я ждала, что скоро стану студенткой.

Началась война…

Я попала на оборонные работы. Рыла окопы, попадала в окружения, выбиралась из них и снова рыла. Потом оказалась где-то под Валдаем, прибилась к зенитной части. 171-й разъезд…

(Девушка садится и опускает голову. Выходит, ведущая со свечой в руке, становится рядом с девушкой и рассказывает о ней, затем отдаёт свечу девушке. И так с каждой героиней).

Ведущий 1 - Лиза утонула в болоте, выполняя роль связного. Жуткий, одинокий крик долго звенел над равнодушным болотом. Лиза долго видела синее прекрасное небо и тянулась к нему, тянулась. И до последнего мгновения верила – что завтра наступит и для неё.

Старшина – Соня Гурвич.

Гурвич – Я больше всего на свете любила учиться и после окончания школы с золотой медалью поступила в Московский университет на факультет иностранных языков. Вместо танцев я бегала в «читалку» и во МХАТ, если удавалось достать билет на галёрку. Подолгу просиживая в университетской библиотеке, познакомилась там со своей первой любовью. Мы часами сидели в читальном зале, не замечая всего, что происходило вокруг. Обожая стихи, мы читали их друг другу наизусть. Летом 1941 готовилась к сессии. А тут… война. Я надела форму, и сапоги на два размера больше. Но переводчиков хватало, а зенитчиц – нет. Вот меня и откомандировали вместе с Женькой Комельковой на 171-й разъезд. Из довоенной жизни у меня осталась только эта тоненькая книжечка со стихами Блока.

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы

Кровавый отсвет в лицах есть.

Ведущая 2 - В расщелине, скорчившись, лежала Гурвич. Гимнастёрка на груди была густо залита кровью. Две узкие дырочки виднелись на ней. Одна в грудь шла, вторая пониже – в сердце. Соня бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь принести старшине забытый кисет. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце… Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал немецкий нож до сердца с первого удара…

Старшина – Галя Четвертак.

Четвертак - Эту фамилию дали мне в детском доме. Завхоз дядя Коля придумал. А я всем говорила, что моя мама, подкинувшая меня на крыльцо детского дома, — медицинский работник.

Всю жизнь я мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. А потом я решила влюбиться. Придумала себе жениха, и весь детский дом был вскоре наводнен записками, письмами, слезами, свиданиями. Нет, вы не думайте, я не врала! Я просто мечтала!

Сказать по правде? Мне всего 17 лет. Я соврала в военкомате, что уже 18 и что родителей немцы убили. Но ведь были же у меня родители.

Война застала меня на 3-м курсе техникума. Я так упорно штурмовала военкомат, что меня в порядке исключения направили в зенитчицы. Я думала, что на войне не страшно. И очень сильно ошибалась. Военные будни были совсем не похожи на мои представления о фронте, и я тайком плакала по ночам. Но тут появилась Женька, и мир снова завертелся быстро и радостно. Мы всегда были втроём – Рита, Женька и я.

Ведущая 1 - Немцы ожидали встречного выстрела. Через несколько шагов они должны встретиться с Четвертак… Вдруг Галя, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не видя и не соображая. Коротко ударил автомат. Девушка упала лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик её потерялся в предсмертном хрипе…

Старшина – Евгения Комелькова.

Комелькова - Говорят, красивые редко счастливыми бывают. Но я все же верила и ждала своего счастья. Всю свою непродолжительную довоенную жизнь я не знала печали, пела, танцевала. в один прекрасный день я приехала к отцу на учения – он у меня военный. Иду, а навстречу мне полковник. Господи! Высокий, русоволосый, кареглазый! Я так и замерла

Эта война изменила всю мою жизнь. Фашисты пришли в нашу деревню, семьи командирского состава захватили и расстреляли в упор. Маму, сестру, братишку — всех из пулемета уложили. А меня эстонка в доме напротив спрятала, и я видела все. Все! Сестренка младшая последней упала — специально добивали. Я осталась одна. Одна на всем белом свете. И мне почему-то совсем невесело…У меня личный счёт с фашистами! За мою мирную жизнь, за маму, за папу, за сестрёнку с братишкой я должна лично отомстить. После гибели родных я перешла фронт и оказалась в отделении зенитчиц под началом младшего сержанта Осяниной. Всё было как надо – я не расстраивалась.

Ведущий 2 - Она вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя, и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок, Женька просто удивилась. Неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет. Она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. И немцы добили её в упор, а потом долго смотрели на её и после смерти гордое и прекрасное лицо…

Старшина – Рита Осянина.

Осянина - Из всех довоенных событий самое дорогое для меня - школьный вечер встречи с пограничниками. Я работала в школе пионервожатой и на встрече пионеров с офицерским составом пограничного отряда познакомилась со своим будущим мужем.

Мы поженились. Я тогда не знала, что 22-го – война, а 23-го я стану вдовой. О его героической гибели на второй день войны, узнала только через месяц и сразу попросилась на фронт. У меня имелся личный счёт с немцами. Когда меня известили о переводе с передовой на объект, я промолчала, сбегала в штаб, поглядела на карту и увидела, что 171-й разъезд находится недалеко от города, где остались больная мать с сынишкой. И попросила послать туда моё отделение.

Ведущий 1 - Рита знала, что рана её смертельна и что умирать она будет долго и трудно… Сначала стреляли, потом стало тихо, и Рита поняла, что Женьки больше нет. Слёзы пропали, отступили. Она не жалела себя. А думала о том, что сын её оставался сиротой на руках у больной матери. Как сложится его жизнь?

(Рита выбегает на встречу старшине)

Осянина – Женя погибла?

Старшина – Да! Не победили они нас! Понимаешь! Нас повалить надо.

Осянина – Помнишь, я у разъезда на немцев наткнулась? Я туда к сыночку бегала. Мама больная. Пообещай мне позаботься о нём.

Старшина – Понял, Рит, обещаю.

Ведущий 1 - А потом, уходя, он скорее почувствовал, чем услышал этот слабый выстрел, ещё боясь поверить побежал назад, к сосне, Рита выстрелила в висок, и крови почти не было.

Старшина сыну – 5 девчат, 5 девчонок, пятеро против шестнадцати! А немцы не прошли.

(зажигают 2 свечи)

Сын – А зори здесь тихие, тихие и чистые как слеза.

- Так заканчивает свою повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие», и каждой строкой напоминает, жалость и милосердие так необходимо нашему веку.

Я – войну хочется забыть, трудно человеку жить с такой жестоко нагруженной памятью. Такой измучанной душой. Но, что будет с нами, если люди забудут, забудут её и не передадут нам свою память. Какими мы будем без неё в нашем тяжёлом и большом, тревожном мире. И всё-таки, память жива в нас, она находит десятки путей что бы не покинуть человеческое сердце, это она соединяет прошлое и будущее.

(все выстраиваются в ряд склоняют головы)

Файл не найден!
Публикации по теме:

«Аленький цветочек». Сценарий театрализованной постановки по мотивам сказки С. Аксакова«Аленький цветочек». Сценарий театрализованной постановки по мотивам сказки С. Аксакова Ход спектакля. 1 действие. Звучит музыка, выходит подгруппа детей, исполняют стилизованный танец на степах «Гори, гори ясно». Дети. 1.

Фотоотчет музыкальной театрализованной постановки по сказке «Колобок» с детьми младшего дошкольного возрастаФотоотчет музыкальной театрализованной постановки по сказке «Колобок» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: Создание условий для формирования у детей умения, отражать игровые действия, имитировать и инсценировать действия персонажей. Задачи:.

Фотоотчет театрализованной постановки «Курочка-ряба» силами воспитателей для детей младших группФотоотчет театрализованной постановки «Курочка-ряба» силами воспитателей для детей младших групп Педагоги прекрасно знают, какое магическое влияние на воспитание у малышей чувства сострадания, любви, радости да и просто эмоционального.

Конспект театрализованной постановки по мотивам сказки В. В. Бианки «Лесной колобок — колючий бок» Цель:В занимательной форме закрепить умение выражать эмоции перед публикой, понимать и уметь показать главную мысль происходящего действия.

Фотоотчет театрализованной постановки «Колобок на новый лад»Фотоотчет театрализованной постановки «Колобок на новый лад» Доброе утро дорогие коллеги!Каждый из нас знает, что дети больше всего любят сказки и игры! Вот воспитанники нашей группы и параллельной.

Сценарий театрализованной постановки «Чудо-дерево» по стихотворению К. И. ЧуковскогоСценарий театрализованной постановки «Чудо-дерево» по стихотворению К. И. Чуковского Сценарий театрализованной постановки «Чудо-дерево» по стихотворению К. И. ЧуковскогоАвтор – Шубенкова Т. Е. Действующие лица: Мурочка, два.

Сценарий театрализованной постановки по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей первой младшей группыСценарий театрализованной постановки по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей первой младшей группы Цель:создание условий для творческого развития и самореализации родителей и детей группы. Нетрадиционная форма взаимодействия ДОУ с.

Публикация Сценарий театрализованной постановки по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Боравнева Людмила Юрьевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сценарий театрализованной постановки по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»
Опубликовано: 5 января 2024 в 17:05
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки