МААМ-картинки

Сценарий педагогического мастер-класса «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста»

Римма Дерепко
Сценарий педагогического мастер-класса «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста»

Цель мастер – класса : познакомить педагогов-участников мастер-класса с одним из приемов педагогической инновационной технологии- Кубик Блума и применением их в работе по развитию критического мышления детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной технологии.

2. Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к данной теме.

Публикация «Сценарий педагогического мастер-класса „Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, листы бумаги, ручки, кубики Блума, Q-R коды, карточки.

Ход мастер – класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!

Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которую посчитаете обращенной именно к вам.

Здравствуйте, те, кто готов творчески работать!

Здравствуйте те, кто умеет мечтать!

Здравствуйте те, кто в отпуске хорошо отдохнул!

Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!

Здравствуйте те, кто любит успех!

Начать свое выступление я хотела бы с притчи.

«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:

- Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?

Второй поделился секретом:

- Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».

Эта притча тесно связана с нашими образовательными задачами, где говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

Возникает вопрос: Как и с помощью чего это сделать? В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии. И здесь уместно будет упомянуть о ключевых компетенциях XXI века 4К, которые вытекают из, так называемых, Давосских компетенций 2020, провозглашенных в 2016 году на Всемирном форуме в Давосе. Изначально их 10, но со временем они трансформировались в более краткие понятия. Так появилась «Модель 4К», которая предполагает развитие таких качеств современного человека, как:

Критическое мышление

Креативность

Коммуникативные навыки

Командность

Эта модель активно внедряется в сферу образования в нашей стране. И я, стараясь идти в ногу со временем, применяю в своей работе с детьми технологию развития критического мышления (ТРКМ).

Сегодня вашему вниманию я хотела бы представить один из приемов ТРКМ, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется Кубик Блума.

Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на гранях которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа: назови, почему, объясни, предложи, поделись, придумай.

Правила игры с Кубиком довольно просты:

1. Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми.

2. Воспитатель или ребенок бросает Кубик.

3. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.

4. И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы

Например:

• Грань «Назови» - предполагает воспроизведение знаний.

Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.

Например: - назови кто главный герой….

- назови какое сейчас время года ….

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями,

которые помогают проверить самые общие знания по теме.

• Грань «Почему» Развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Например:Почему люди зимой надевают куртки, шапки и варежки, теплые сапоги?

• Грань «Объясни»

Развитие мышления. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут

сформулировать вопросы этого блока :

- Объясни, как ….

- Объясни, почему …

- Объясни, ты действительно думаешь, что…

- Объясни, ты уверен, что ….

• Грань «Придумай» Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний.

Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, свою версию. Придумай, что случится, если зима не придет.

И так далее.

Этот прием уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.

Работа с фокус-группой.

И сейчас я предлагаю вам попробовать смоделировать непрерывную образовательную деятельность на основе приема «Кубик Блума». Прошу выйти шесть человек.

Ваша задача: с помощью Кубика смоделировать целое занятие с детьми, либо его фрагмент. Пожалуйста, выберите возраст детей, образовательную область и тему. В вашем распоряжении 4 минуты. Время пошло.

Работа с аудиторией.

Уважаемые коллеги, пока фокус-группа работает над заданием, я предлагаю вам немного поиграть.

У всех вас есть карточки с QR-кодом. С помощью своих телефонов отсканируйте этот код и пройдите по ссылке. Вам откроется игра, в которой нужно будет выполнить задания. По окончании нажмите на галочку в правом нижнем углу экрана, и вы узнаете, все ли вы сделали правильно.

Коллеги, спасибо! Таким образом, мы с вами еще раз вспомнили, что же такое критическое мышление и закрепили теоретическую часть приема «Кубик Блума».

Вернемся к нашей фокус-группе. Мы готовы послушать, что у вас получилось. – Трудно ли вам было справиться с заданием? – Что вызвало затруднение? – Как вы думаете, где еще, кроме НОД, можно использовать этот прием? – Спасибо. Прошу вернуться на свои места.

Использование приема Кубик Блума только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме строить совместную деятельность с детьми.

Рефлексия.

Уважаемые коллеги! Если вам понравился мастер-класс, вы считаете эффективным прием ТРКМ «Кубик Блума» и будете его использовать в своей работе, прошу поставить «лайк» и поднять зеленую карточку (пальцем вверх). Если же мастер-класс вам не понравился, и вы не удовлетворены работой в нем, поднимите «дизлайк» (красная карточка палец вниз). Спасибо.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Дидактическое пособие для использования технологии критического мышления «Кубик Блума»Дидактическое пособие для использования технологии критического мышления «Кубик Блума» В своей работе я часто использую один из приёмов технологии критического мышления – кубик Блума. Кубик Блума можно использовать по всем.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Мастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возрастаМастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возраста Материал будет интересен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста. Для изготовления игры понадобились: - картон белый; - фломастеры;.

Распространение педагогического опыта «Семья и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста» В настоящее время актуальным направлением воспитания, является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интерес к языку, национальной.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Библиотека изображений:

Публикация Сценарий педагогического мастер-класса «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Римма Дерепко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сценарий педагогического мастер-класса «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 февраля 2024 в 16:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД