Получи документы

Сценарий олимпиады «Природные явления» для старших дошкольников

Зифа Газиева
Сценарий олимпиады «Природные явления» для старших дошкольников

Сценарий олимпиады для старших дошкольников

«Природные явления».

Цель: воспитывать основы экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на природу

2. Расширять представления дошкольников о закономерных изменениях явлений неживой природы, формировать интерес к познанию

Публикация «Сценарий олимпиады „Природные явления“ для старших дошкольников» размещена в разделах

3. Формировать у детей речь, учить формулировать ответы на поставленные вопросы.

4. Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями.

Материалы и оборудование: презентация «Явления природы», фишки, стеклянная банка, целлофановый пакет, мелкие игрушки, коктейльные трубочки, мыльный раствор, свеча, чайник с кипятком, крышка, картинки (облака с обозначениями «2 слога», «3 слога», «4 слога»; капельки с изображениями предметов, названия которых надо разделить на слоги); медали для награждения, подарки.

Ход мероприятия.

Воспитатель: здравствуйте, ребята! сегодня мы поговорим о такой науке, как физика. Что такое физика? Физика – это наука о природе, о природных явлениях. А какие природные явления вы знаете, мы сейчас проверим.

Используются слайды презентации «Явления природы».

Загадка 1.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем (воздух)

А что такое воздух (ответы детей).

Воспитатель: воздух – это газообразное вещество, которое находится вокруг нас.

Загадка 2.

Из дождевой дымки

Вылетает невидимка,

Деревья качает,

Зонт вырывает. (ветер)

Что такое ветер? (ответы детей)

Воспитатель: ветер – это движение воздуха. Скажите, мы можем увидеть воздух? А потрогать его? (ответы детей)

Воспитатель: воздух есть везде.

Опыты с воздухом

Задачи: обнаружить воздух и доказать, что воздух занимает место.

Опыт 1. «Воздух – невидимка».

Воспитатель. Возьмем пустую стеклянную банку. Что в банке? Ничего!. Тогда возьмем целлофановый мешок, заполним его мелкими игрушками. Что там? Правильно, игрушки. Затем мешок освободим от игрушек, и опять мешок стал пустым. Но давайте попробуем скрутить мешок, зажав отверстие. Мешок надуется, следовательно, в нем что-то есть. Это и есть воздух. Он в мешке находился всегда. Хотя он и невидим, но обнаружить его можно повсюду.

Опыт 2. «Надувание мыльных пузырей»

Воспитатель. Давайте разведем мыльный раствор и надуем разные по размеру пузыри. Посмотрим, у кого же получится самый большой пузырь.

Дети надувают пузыри.

Воспитатель. Почему надувается и лопается мыльный пузырь? (ответы детей).

Воспитатель. Оказывается, в каплю воды попадает воздух, и чем его больше, тем больше пузырь. Лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку. А что бы получился большой пузырь, надувать надо осторожно, долго к нему не прикасаться.

Скажите, ребята, нам нужен воздух? Для чего? (ответы детей)

Воспитатель. Попробуйте не дышать. Сколько вы сможете обойтись без воздуха? Воздух нужен даже, что бы разжечь костер: если воздуха не будет, то и огонь не разгорится. Как вы думаете, что произойдет, если накрыть зажженную свечу банкой? (ответы детей)

Опыт 3. «Свечка в банке».

Задачи: выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше, что для горения нужен кислород; познакомиться со способами тушения огня.

Воспитатель. Предлагаю выяснить, как можно погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Проведем опыт. Зажигаем свечу, накрываем ее банкой, наблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет.

Можно сделать вывод о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому, когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет.

Воспитатель.

Загадка 3.

По небу летит

Из капель состоит.

Капель много соберется,

И тогда дождем прольется. (Облако)

Что такое облако? (ответы детей)

Воспитатель. Облака – это капельки воды, поднятые в небо нагретым воздухом. Вверху холоднее, чем у поверхности земли, воздух остывает, и пар конденсируется. Облака, пронизанные солнечными лучами, кажутся белыми, но часто облачное небо выглядит пасмурным и серым. Значит облака столь плотны, многослойны, что преграждают путь солнечным лучам.

Загадка 4.

Он промочит всех до нитки,

Но беды не принесет,

Рады травка и улитка,

Всех от засухи спасет (дождь)

Что такое дождь? (ответы детей)

Воспитатель: дождь – это осадки, которые выпадают из облаков (облака представляют собой скопление водяного пара, выпадают они в виде капелек жидкости. А почему идет дождь? Вода в природе все время испаряется (высыхают лужи и мокрое белье, над рекой в жаркий день поднимается чуть заметный пар). Давайте проведем еще один опыт.

Опыт с водой.

Воспитатель. Чайник с кипящей водой накрываем холодной крышкой. Через некоторое время поднимаем крышку, а с нее капает вода. Почему так происходит? (ответы детей)

Воспитатель. Происходит это потому что пар конденсируется в воду, то есть переходит из газообразного состояния в жидкое. А теперь предлагаю поиграть.

Игра «Слоговые облака»

Детям предлагается разделить на слоги слова, обозначающие название предметов, изображенных на «капельках» и повесить «капельки» на «облака» с указанным количеством слогов».

Загадка 5.

На солнце искрами сверкает,

От ветра в воздухе кружится,

А от тепла весной растает,

Ручьями к речке устремится. (снег)

Снег – это зимний вид атмосферных осадков. Он имеет свою кристальную структуру, в основе которой лежат замерзшие микроскопические капли воды. Когда капля проходит сквозь холодные атмосферные слои воздуха и падает на землю, она замерзает и обрастает своими собратьями, цепляясь за них, образуя шестиконечные снежинки. Снежинки – это пар, который замерз в облаках.

Загадка 6.

Вместо беленьких снежинок,

Вместо капелек – дождинок

С неба камешки летят,

По земле они стучат. (град)

Град – это разновидность осадков, выпадающих в виде шарообразных либо неправильной формы частиц льда.

Пришла пора немного отдохнуть.

Физкультминутка «Снеговик»

Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем другую)

Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков)

Мы скатаем снежный ком- (ладонями делают круговые движения по бедрам).

Вот такой (разводят руки в стороны, показывая, какой большой ком).

А потом поменьше ком – (растирают ладонями грудь).

Вот такой! (показывают величину кома поменьше)

А наверх поставим мы (поглаживают руками щеки)

Маленький комок. (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком).

Вот и вышел снеговик. (ставят руки на бока, выполняют повороты влево – вправо)

Очень милый толстячок!

Снег метлою разметая, (шагают на всей стопе, подняв нос кверху).

Нос-морковку задирает (делают активный вдох через нос и продолжительный выдох ртом)

И снежинки раздувает.

Воспитатель. Отдохнули? Продолжаем

Загадка 7.

Белый, серый он бывает,

Все от нас собой скрывает,

Есть он легкий и густой,

Словно облако, большой. (туман)

Туман – это атмосферное явление, скопление воды в воздухе, образованное мельчайшими частичками водяного пара. Хорошо ли мы видим в тумане? (ответы детей)

Загадка 8

Это редкое явление

Всех приводит в изумление.

Над землей небесный мост

После дождика подрос.

Волшебство семи цветов,

Разноцветных семь подков (радуга).

Радуга – атмосферное явление, наблюдаемое обычно после дождя. Имеет вид дуги, составленной из цветов спектра – красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Радуга возникает из-за преломления (изменения угла) солнечного света в капельках воды, находящихся в воздухе.

Загадка 9.

Подходила, грохотала,

Стрелы на землю метала.

Нам казалось, шла с бедой.

Оказалось – шла с водой. (гроза)

Гроза – атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды – молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождем, градом и шквальным усилением ветра.

Молния – гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющейся яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом.

Загадка 10.

Кто зимой метет и злится

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель?

Это снежная (метель)

Метель (вьюга) – это перенос ветром снега над землей. Различают верховую метель (метель из падающего снега, низовую метель (метель из выпавшего снега) и общую метель - сочетание верховой и низовой метелей.

Подведение итогов, награждение победителей.

Литература.

1. Мудрова Е. В. ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2011

2. Сикорук Л. Л Физика для малышей. – М. : Педагогика, 1983

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности по теме «Природные явления» в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей о природных явлениях. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальный деятельности в процессе практической.

Сценарий новогодней сказки для старших дошкольниковСценарий новогодней сказки для старших дошкольников «Маша и Медведь». Музыкальный руководитель: Малеева Н. П. Ведущий: Колобова С. В. Ёлка за ширмой, в зале полумрак, ёлка не горит, звучит завывание.

Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возрастаОзнакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением - туман Задачи продолжаем знакомство с природными.

Сценарий городской спортивной олимпиады дошкольников «В стране Спортландии»Сценарий городской спортивной олимпиады дошкольников «В стране Спортландии» Сценарий Городской спортивной олимпиады дошкольников «В стране Спортландии» Все участники в спортивной форме выстроены в колонну по командам.

Сценарий и фотоотчет о проведении Всероссийской олимпиады «Эколята — молодые защитники природы» для подготовительной группыСценарий и фотоотчет о проведении Всероссийской олимпиады «Эколята — молодые защитники природы» для подготовительной группы Сценарий и фотоотчет о проведении Всероссийской олимпиады "ЭКОЛЯТА - МОЛОДЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ" для подготовительной группы 25 ноября 2020.

Сценарий мероприятия ко Дню России для старших дошкольниковСценарий мероприятия ко Дню России для старших дошкольников Концерт ко дню России Цель: Воспитывать чувство патриотизма и любовь к большой и малой Родине. Прививать интерес к культурному наследию.

Сценарий олимпиады «Умники и Умницы» для детей старшего дошкольного возраста - Дорогие ребята! Дорогие гости! Мы рады Вас приветствовать. И хотя Вам придется сегодня пройти много нелегких, но интересных испытаний.

Сценарий открытия городской Олимпиады дошкольниковСценарий открытия городской Олимпиады дошкольников Сценарий открытия городской Олимпиады дошкольников. ФанфарыВед: Во имя грядущих побед, Во славу российского спорта, Да здравствует детская.

Библиотека изображений:

Публикация Сценарий олимпиады «Природные явления» для старших дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Зифа Газиева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сценарий олимпиады «Природные явления» для старших дошкольников
Опубликовано: 29 октября 2023 в 19:09
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД