Папки-передвижки

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Путешествие в страну Ритмика»

Татьяна Скрягина
Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Путешествие в страну Ритмика»

Тип ситуации : «Открытие» нового знания.

Тема: «Путешествие в страну Ритмика».

Основная цель: формирование понятия «пауза» и представление о её графическом изображении.

Задачи.

Обучающие:

• учить детей слышать, отображать в движении «паузу» и узнавать её графическое изображение;

совершенствовать вокальные навыки детей:

исполнение интервала терции по очереди;

выразительное исполнение песни.

Публикация «Сценарий образовательной ситуации в старшей группе „Путешествие в страну Ритмика“» размещена в разделах

• формировать умение слышать и правильно воспроизводить разный ритм музыкальных образов в музыкальных произведениях;

• закрепить знания детей о жанрах (марш, танец, песня).

Развивающие:

Содействовать развитию:

психических процессов (воображение, память, внимание, мышление);

координации движений;

развитию эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений;

коммуникативных навыков у детей, умений взаимодействовать в группе сверстников.

Воспитательные:

способствовать проявлению сочувствия и желания оказывать помощь другим;

создание благоприятных условий для формирования гендерного самоопределения.

Предварительная работа с детьми:

• д/и «Изучаем свойства звуков» (длинный, короткий, высокий, низкий).

• д/и «Слушай, делай» (умения слышать, прохлопывать длинные и короткие звуки, обозначать их при помощи символов).

разучивание с детьми:

- распевки «Музыкальное приветствие»;

- песни «Песенка друзей» слова Я. Акима, музыка В. Герчик.

отработка с детьми упражнений:

- «Лягушки», В Ребиков;

- «Невидимая музыкально - ритмическая дорожка» («О Чижике» музыка Е. Чернявская);

слушание музыкальных произведений разных жанров: марш, танец, песня.

Оформление музыкального зала:

• волшебная страна Ритмика;

• замок с башнями.

Оборудование:

аудиозаписи:

* письмо от жителей Ритмика;

* задания от Нотохвата.

флейта или деревянные ложки, металлофон;

музыкальные инструменты – 8 шт. (деревянные ложки, литавры, барабан, бубен);

изготовленная нотная тетрадь с крупным изображение нот и паузой;

ритмическая дорожка, состоящая из 2х частей - 3 часть (для выбора детей);

замок с изображением ритмического

узора - 1 шт;

карточки с разными ритмическими узорами - 8 шт.

Музыкальный репертуар:

марш «Марш» музыка М. Робер;

вальс музыка А. Греченинова;

«песенка Друзей» слова Я. Акима, музыка В. Герчик;

упражнение «О Чижике» музыка Е. Чернявская;

упражнения «Лягушки» музыка В. Ребиков;

танец под песню «Оранжевая песня»;

музыкальное оформление на вход детей в музыкальный зал.

Звуковое оформление:

звук открывающегося замка;

звуки настройки музыкальных инструментов;

аудиозапись кваканья лягушек.

Технические средства:

• музыкальный центр Samsung MX - E661D\RU;

• проектор - Benq MP 626;

• слайд - ворота страны «Ритмика» перед ними болото.

Ход образовательной ситуации.

1. Введение в ситуацию.

Дети входят в музыкальный зал с воспитателем под музыку.

В: Ребята, посмотрите! Сколько у нас сегодня гостей. Подойдите к ним и поздоровайтесь, назовите свое имя, спросите, как их звать. Мальчики, пожмите руку взрослым и познакомьтесь с ними. Девочки, побеседуйте с гостями.

Дети подходят к гостям, здороваются с ними, называют свои имена, задают гостям вопросы.

М/ р: Ребята давайте и мы, поздороваемся музыкально!

Распевка «Музыкальное приветствие».

Задачи:

совершенствовать вокальные навыки детей: исполнение интервала терции по очереди;

• содействовать развитию психических процессов памяти, внимания.

Дети встают в полукруг на середине зала. Музыкальный руководитель здоровается с детьми на распеве, постепенно ведущей вверх.

- Здравствуйте ребята, здравствуйте гости!

(Здравствуйте.) мажорное трезвучие сверху вниз.

- Добрый день ребята, как же вас зовут? До ре ми фа соль, соль фа ми ре до. (Саша, Маша, Паша, Миша….) (Ми до, фа ре, соль ми….)

М/ р: Замечательно мы поприветствовали друг друга!

Музыкальный руководитель находит на столе конверт, рассматривает его и обращается к детям :

М/ р: Ребята, что это? (Письмо., (Конверт.).

Музыкальный руководитель заглядывает в конверт и достаёт диск.

М/ р: Письмо не простое, а звуковое. Хотите узнать от кого оно?

(Хотим., (Да.).

Музыкальный руководитель включает аудиописьмо: Здравствуйте, ребята. Мы жители музыкальной страны – Ритмика просим о помощи. Злой волшебник Нотохват заточил в свой замок все наши музыкальные инструменты. Музыка больше не звучит в нашей стране. Если вы захотите нам помочь освободить музыкальные инструменты, то невидимая музыкально-ритмическая дорожка приведёт вас в нашу страну.

В: Ребята от кого это письмо? (От жителей музыкальной страны Ритмика.)

В: О чём говорится в письме? (Они просят нас о помощи., (Злой волшебник Нотохват забрал все музыкальные инструменты у жителей страны в свой замок.).

В: Какие музыкальные инструменты бывают? (Скрипка., (Гитара., (Колокольчик., (Металлофон., (Барабан., (Бубен., (Дудочка.).

В: Вы хотите помочь жителям Ритмики? (Да., (Хотим.).

В: Как вы сможете им помочь? (Освободить музыкальные инструменты., (Победить Нотохвата.).

М/ р: Почему вы решили, что у вас получится им помочь? (Потому что мы хотим помочь., (Мы музыкальные., (Знаем много про музыку, ритм, музыкальные инструменты., (Потому что мы смелые, дружные., (Мы не боимся злого волшебника Нотохвата.).

2. Актуализация

М/ р: Давайте возьмём с собой мою любимую флейту и ноты, может они нам пригодятся, ведь все музыкальные инструменты в волшебной стране спрятаны Нотохватом.

М/ р : Ребята, что нам делать? (Отправиться в страну Ритмика.)

М/ р: Как мы попадём в страну Ритмика? (Надо пройти по невидимой музыкально – ритмической дорожке.)

М/ р: Ребята, слушайте музыку и постарайтесь передать ритмический рисунок мелодии.

Упражнение «Невидимая музыкально - ритмическая дорожка»

(«О Чижике» музыка Е. Чернявская).

Задачи:

• актуализировать умение слышать и правильно воспроизводить в движении ритмический рисунок мелодии музыкального произведения;

• содействовать развитию психических процессов (воображения, памяти, внимания).

Дети первые четыре такта, двигаясь по кругу, выполняют шагами ритмический рисунок. На пятом такте, стоя на месте, разводят руки в стороны ладонями вверх. На шестом такте, переводят руки на пояс. Седьмой и восьмой такты – прыжки вперёд по кругу. На последние четыре такта повторить движение пятого – восьмого тактов.

Слайд - Изображение страны Ритмика, перед ней болото.

В: Вот и музыкальная страна Ритмика, но я вижу препятствие! Какое? Включение аудиозаписи кваканья лягушек. (Это болото.)

- Как нам пройти через болото и попасть в страну? (Построить мост., (Найти лодку., (Прыгать по кочкам., (По камушкам пройти., (С помощью волшебных слов перелететь.).

М/ р: На болоте живут лягушки, они легко передвигаются через болото по кочкам. Давайте превратимся в лягушек и пройдём болото.

Упражнение: «Лягушки» музыка В. Ребиков.

Задачи:

• актуализировать умения передавать характер музыки в движениях, перевоплощаться в образы;

• согласовывать движения с музыкой.

М/ р: Мальчики превратятся в сильных лягушек, поэтому прыгать они будут долгими прыжками, а девочки превратятся в маленьких лягушек, прыгать будут короткими прыжками.

Дети, приподняв согнутые в локтях руки ладонями, обращёнными вперёд и с расставленными пальцами, легко прыгают на обеих ногах в любом направлении. 1,3,5, 7- ой такты: прыгают мальчики (два прыжка, а девочки стоят на месте. 2,4,6, 8-ой такты: прыгают девочки (четыре и три прыжка, а мальчики стоят на месте. 9 – 11 такты: дети, присев на корточки, поют «ква - ква» с паузами во 10,12,14-м тактах.

Занавес открывается. На сцене замок.

В: Ребята, как вы думаете, что это? (Замок.) Чей замок? (Нотохвата.)

Звучит аудиозапись голоса Нотохвата: Зачем пожаловали в мою страну? (Мы хотим помочь жителям страны Ритмика., (Хотим освободить музыкальные инструменты., (Чтобы в музыкальной стране опять появилась музыка.).

- Вы сможете помочь им, если выполните мои задания. К башне с музыкальными инструментами можно пройти по дорожке, если правильно собрать и угадать её ритм.

Упражнение «Собери дорожку».

Задачи:

• актуализировать знания детей о свойстве звука (длинный, короткий) и умение соотносить услышанный ритм с графическим изображением;

• развивать музыкальную память.

В: Ребята, вот лежат и части дорожек. (3 изображения – дорога состоит из 2 - х частей, 3-я часть – дополнительная для выбора детей)

Воспитатель и дети рассматривают дорожки.

М/ р: Посмотрите, это знакомые нам символы? (Да.) Что они обозначают? (Это длинные, короткие звуки, хлопки.)

М/ р: Длинный звук, как обозначаем? (Большим кружком.)

М/ р: Короткий звук, как обозначаем? (Маленькими кружками.)

Звучит голос Нотохвата: Послушайте и найдите первую часть дороги.

(звучит аудиозапись ритма)

Дети находят нужную часть дороги.

М/ р: Почему вы выбрали эту часть дороги? (Мы услышали длинный, 2 коротких и 2 длинных звука.)

Звучит голос Нотохвата:

Послушайте и найдите вторую часть дороги.

(звучит аудиозапись ритма)

Дети находят нужную часть дороги и соединяют 1-ю часть со 2-й.

М/ р: Почему вы выбрали эту часть дороги? (Мы услышали 2 коротких, 3 длинных звука.)

В: Получилась единая дорожка! Что теперь нам делать? (Надо пойти по ней и найдём башню, в которой музыкальные инструменты.)

В: Предлагаю мальчикам первыми пройти по этой дорожке.

Дети идут по дорожке, которая приводит к башне замка, на которой висит замок с ритмическим узором.

3. ЗАТРУДНЕНИЕ В СИТУАЦИИ.

Звучит аудиозапись голоса Нотохвата: С этим заданием вы справились, нашли башню! Задание второе. Открыть замок на башне и освободить музыкальные инструменты вы сможете, если правильно прохлопаете ритм.

М/ р: Ребята, давайте прохлопаем ритмический рисунок, который изображён на замке.

Дети пробуют выполнить задание, но сталкиваются со знаком, который не могут прохлопать.

М/ р: Смогли мы отхлопать ритмический рисунок и открыть замок?

М/ р: Почему не смогли? (Мы не знаем, что обозначает этот знак., (Это новый знак., (Мы не знаем, как его прохлопать., (У нас возникло затруднение.).

М/ р: Значит, что нам надо узнать? (Что обозначает этот знак и как его прохлопать)

4. Открытие нового знания.

- Как это можно узнать?

- Где мы можем найти этот знак? (В ваших книгах музыкальных., (Нотах., (Интернете., (В энциклопедиях.).

- Катя предложила посмотреть в нотах. Посмотрим в моей нотной тетради, может там есть этот знак? Дети смотрят в нотную тетрадь и находят этот знак. (Вот он., (Я вижу такие же знаки.).

М/ р: Сейчас я сыграю по этим нотам на флейте, а вы слушайте и смотрите, как я сыграю этот знак!

Музыкальный руководитель играет на флейте.

М/ р: Ребята, как я сыграла этот знак? (Была тишина., (Музыка остановилась.).

М/ р: Какие вы молодцы! Внимательно меня слушали и сами услышали, что обозначает этот знак! Что он обозначает? (Остановку музыки.)

М/ р: Остановка в музыке называется паузой и обозначается знаком.

М/ р: Ребята, как называется этот знак? Педагог показывает знак. (Этот знак - пауза.)

М/ р: На что похож этот знак? (Гусеницу., (Червячка., (Молнию.).

5. Включение нового знания в систему знаний.

- Теперь мы сможем выполнить задание Нотохвата? Почему? (Да, потому, что знаем, что этот знак обозначает паузу.)

Дети прохлопывают ритмический узор, замок открывается. Звук открывающегося замка.

Звучит аудиозапись голоса Нотохвата: Вы справились с моими заданиями, освободили музыкальные инструменты, теперь музыка звучит по всей стране. Я этого не люблю, поэтому улетаю.

В: Молодцы, ребята! Девочки умницы: тонко чувствуют музыку. Мальчики молодцы внимательно слушали и чётко выполняли задания. Ваши музыкальные знания, внимательность помогли освободить музыкальные инструменты и победить Нотохвата.

Звучит аудиозапись настройки музыкальных инструментов.

В: Ребята! Слышите! Действительно музыка звучит по всей стране Ритмика, это её жители обрадовались, что снова могут играть на музыкальных инструментах. Я вам предлагаю присесть на полянку и послушать музыку. Дети садятся на ковёр.

Упражнение «Будь внимательным».

Задачи:

• закрепить умения детей слышать, отображать в движении «паузу» и узнавать её графическое изображение;

• закрепить умение передавать в движении музыкальный образ произведения.

Звучит музыкальный отрывок «Вальс» музыка А. Греченинова.

М/ р: Прислушайтесь, что это звучит? (Вальс.)

- Как вы догадались? (Музыка плавная, спокойная, хочется кружиться.)

Звучит музыкальный отрывок «Марш» музыка М. Робер.

- Что звучит сейчас? (Марш.)

- Почему вы так думаете? (Хочется шагать, музыка ритмичная.)

М/ р: Внимательно слушайте музыку и передайте её настроение в движении!

Дети исполняют импровизационные движения под музыку марша и вальса, на паузу останавливаются. Музыкальный руководитель играет марш – пауза – марш, вальс – пауза – вальс.

- Почему во время марша и вальса вы останавливались? (Музыки не было., (Вы не играли., (Была остановка., (Была пауза.).

М/ р: Правильно, это была пауза. Показывает знак. Вы молодцы! Передали настроение музыки, услышали и смогли показать паузу в движении. Ребята послушайте! Что это звучит? Музыкальный руководитель исполняет вступление к песне «Песенка друзей» слова Я. Акима, музыка В. Герчик. (Песня.)

- Как вы догадались, что это песня слов не было? (Это вступление к нашей песне., (Мелодия знакомая, это песня о дружбе мы её знаем.).

- Дружба нам и сегодня помогла! Умение слышать, внимательность пригодились нам, чтобы выручить жителей страны Ритмика. Давайте споём «Песенку друзей», чтобы наша дружба стала крепче.

Исполнение песни «Песенка друзей» слова Я. Акима, музыка В. Герчик.

Звучит аудиозапись от жителей страны Ритмика.

- Спасибо вам за то что, вы победили Нотохвата! Освободили музыкальные инструменты, и музыка снова вернулась в нашу страну! В знак благодарности мы дарим вам музыкальные инструменты.

Воспитатель находит у замка корзинку с музыкальными инструментами.

М/ р: Ребята! Вы умеете играть на музыкальных инструментах? (Да.)

Игра на музыкальных инструментах.

Задачи:

закрепить:

• знания детей о «паузе», её графическом изображении;

• умение детей воспроизводить ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

М/ р: Сейчас сыграем на музыкальных инструментах, каждый свою ритмическую дорожку.

Музыкальный руководитель раздаёт инструменты и заготовки ритмических узоров с изображением пауз. Дети индивидуально исполняют ритм на своём музыкальном инструменте по цепочке.

М/ р: Все жители страны Ритмика радуются и мы вместе с ними, что больше нет Нотохвата! Они поют и танцуют! Я предлагаю вам подвигаться и отдохнуть!

Танец «Оранжевое небо». Дети двигаются под музыку.

В: Ребята, нас ждёт детский сад! Вернуться в него мы сможем по невидимой музыкально - ритмической дорожке.

Упражнение «Невидимая музыкально - ритмическая дорожка»

(«О Чижике» музыка Е. Чернявская).

Задачи:

• совершенствовать умение слышать и правильно воспроизводить в движении ритмический рисунок мелодии музыкального произведения;

• содействовать развитию психических процессов (воображения, памяти, внимания).

Дети, первые четыре такта, двигаясь по кругу, выполняют шагами ритмический рисунок. На пятом такте, стоя на месте, разводят руки в стороны ладонями вверх. На шестом такте, переводят руки на пояс. Седьмой и восьмой такты – прыжки вперёд по кругу. На последние четыре такта повторить движение пятого – восьмого тактов.

В: Мы оказались в детском саду!

М/ р: Ребята, вы сегодня молодцы! Я очень рада, что вы проявили себя как настоящие музыканты! Много знаете о музыке, ритме, умеете играть на музыкальных инструментах. Давайте попрощаемся музыкально.

Распевка «До свидания».

М/ р: До свидания ( пропевает ноты: соль, фа, ми, ре, до). Дети повторяют (До свидания.)

6. Осмысление.

- Ребята, где мы сегодня были? (В музыкальной стране Ритмика.)

- Зачем мы туда отправились? (Помочь жителям страны, освободить музыкальные инструменты, победить Нотохвата.)

- Вы смогли помочь жителям страны Ритмика? (Да.)

- Что вы для этого сделали? (Пошли по дорожке в страну Ритмика, перешли болото, выполнили задания Нотохвата, открыли замок от башни с музыкальными инструментам.)

- Что было сегодня трудным? (Играть на музыкальном инструменте ритм, выполнять задания Нотохвата., (Открывать замок.).

- Ребята, что вам сегодня понравилось? (Танцевать., (Играть., (Делать задания Нотохвата.).

- Как вы думаете, почему у вас всё получилось? (Мы знаем много о музыке, внимательно слушали, дружные, смелые, умные.)

- Какие новые знания вам помогли освободить музыкальные инструменты? (Мы узнали новый знак - паузу)

- Сегодня вы молодцы! Вам удалось помочь жителям страны Ритмика, потому что сами узнали, что такое пауза! Как она выглядит, услышали её в музыке, показали в движении, воспроизвели ритмический рисунок с паузой, внимательно слушали, вместе дружно выкладывали музыкальную дорожку, проявили сочувствие и помогли жителям освободить музыкальные инструменты. Сейчас Арина Алексеевна с ребятами ждут вас в группе, чтобы услышать ваш рассказ о том, где вы были.

Дети прощаются с гостями и уходят.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по ЗОЖ «Путешествие в страну «Здоровья» Цель: Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни., ознакомление с понятием здорового образа жизни. Задачи: Образовательные.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП «Игра-путешествие в страну Математику» в старшей группе Цель : создание развивающей среды для закрепления и совершенствования навыков счета, ориентировки в пространстве, на плоскости и во времени.

Конспект НОД по образовательной области ФЭМП «Путешествие в страну математики» в старшей группе .

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ПДД «Путешествие в страну дорожных знаков» Тема: «Путешествие в страну дорожных знаков» Цель: формирование элементарных знаний и представлений о правилах дорожного движения. Задачи:.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну вежливости» Тема: «Путешествие по стране вежливости» Возрастная группа: старшая группа Вид деятельности: обобщение и закрепление изучение материала.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну Светофорию» Занимательная деятельность в старшей группе по безопасности дорожного движения. Тема: «Путешествие в страну Светофорию» Цель: Закрепить.

Организация непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну «Математика»Организация непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну «Математика» .

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну Здоровья» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группеПодготовила и провела Яндимирова Э. С, воспитатель дошкольных групп.

Сценарий образовательной ситуации по ПДД в подготовительной группе «Экскурсия-путешествие по городу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8» г. Орла Сценарий образовательной ситуации.

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Путешествие в тундру» Тип ситуации: «Открытие» нового знания. Основная цель: формирование представления детей об особенностях природных условий тундры. Образовательные.

Автор публикации:
Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Путешествие в страну Ритмика»
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 10:47
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД