Получи документы

Сценарий литературного вечера «Струн вещих пламенные звуки» по творчеству М. Ю. Лермонтова

Татьяна Андреева
Сценарий литературного вечера «Струн вещих пламенные звуки» по творчеству М. Ю. Лермонтова

Сценарий литературного вечера по творчеству М. Ю. Лермонтова

Он был рожден для счастья, для надежд

И вдохновений мирных! Но, безумный,

Из детских рано вырвался одежд

И сердце бросил в море жизни шумной;

И мир не пощадил – и бог не спас!

Тихо звучит мелодия «Выхожу один я на дорогу». На фоне музыки чтец читает стихотворение «Родина».

Ведущий 1. В каждой стране, у каждого народа есть свои любимые писатели. Имена их произносятся с гордостью. К таким писателям принадлежит Михаил Юрьевич Лермонтов.

Публикация «Сценарий литературного вечера „Струн вещих пламенные звуки“ по творчеству М, Ю, Лермонтова» размещена в разделах

Ведущий 1. Михаил Юрьевич Лермонтов родился 2(15) октября 1814г. Мать умерла, когда ему не было и 3-х лет.

Он не помнил её совсем, но «была песня,- говорил он позднее,- от которой я плакал, её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если бы услышал её, она произвела бы прежнее действие. Её напевала покойная мать». Его мать любила музыку и очень хорошо играла на фортепьяно, любила стихи и сама их сочиняла. После смерти матери остался её альбом. Были в нём стихи, написанные матерью Марией Михайловной Лермонтовой. Когда мать умерла, альбом достался Михаилу Юрьевичу, и, подрастая, он стал записывать в него свои мысли, рисовать картинки.

Ведущий 2. Отец его капитан в отставке Юрий Петрович вскоре после смерти жены уехал. Бабушка, Елизавета Алексеевна Арсентьева, заменила ему мать. Она жила с ним в Пензенской губернии, в своём имении Тарханы. Дом в Тарханах был просторный, с большим садом. Под горой раскинулся пруд, а за прудом – холмы, леса. Детская в доме была на верху; пол в детской был покрыт сукном. Маленький Миша любил рисовать мелом по сукну и рисовал очень хорошо. Едва начав говорить, он уже подбирал рифмы. Бабушка заботилась о его воспитании, приглашала к нему лучших учителей. Чтобы внуку не было скучно, бабушка взяла в дом нескольких мальчиков. Дети вместе учились, играли в войну, ездили верхом, гуляли, часто ссорились - маленький Миша всегда и во всём хотел быть первым. Он был мальчиком своевольным, вспыльчивым, но сердце у него было доброе, отзывчивое. Он заступался за крепостных крестьян, а когда вырос, то отпустил на волю тех крестьян, которые ему достались по наследству от матери. Отец изредка навещал сына, т. к. бабушка не любила зятя. Но маленький Миша очень любил и бабушку и отца и очень хотел, чтобы они жили вместе и тяжело переживал их ссору.

Ведущий 3. В детстве Лермонтов часто болел. Он до 5 лет не мог ходить, ползал. Кожа на теле была покрыта болячками, и бабушка несколько раз возила его на Кавказ на целебные источники лечиться и вылечила маленького Лермонтова. Лермонтову всё нравилось на Кавказе: и снеговая цепь синих гор с величавым Эльбрусом, и бурные горные речки, и тёмные ночи с яркими звёздами, и песни горцев, приезжавших верхом из соседних аулов.

Зимой в Тарханах Лермонтов учился и много читал. В доме была большая, хорошая библиотека. Он намного опережал в учении других мальчиков. Когда его спросили: «Как это тебе удаётся?». Он ответил: «Я до всего дохожу сам, а вы ждёте, пока учитель вам разжуёт и в рот положит».

Осенью бабушка увезла Мишу в Москву учиться. Учился он в лучшем Благородном пансионе при Московском университете.

Часто, окончив занятия, он бродил по Москве со своим учителем Зиновьевым, который хорошо знал и любил нашу столицу. Он рассказывал мальчику о её славном историческом прошлом, о войне 1812года, о людях, сражавшихся за Москву. Всё в Москве возбуждало у Лермонтова чувство гордости за свой народ, за свою Родину.

Москва, Москва! …Люблю тебя как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Ведущий 4. Занятие поэзией не мешали Лермонтову в учебе. По его черновым тетрадям видно, как он много читал, как усердно учился. Лермонтов хорошо играл в шахматы, рисовал, лепил, играл на фортепьяно и на скрипке. Во всем он проявлял необычайное упорство и настойчивость. Литературу он знал прекрасно; больше всех поэтов любил А. С. Пушкина.

В 1830 г Лермонтов поступил в Московский университет, но университета не окончил: начальству не понравился мятежный дух студента, и ему пришлось оставить университет. Вместе с бабушкой он переезжает в Петербург и поступает в военную школу, которую через два года закончил и поступил служить в кавалерийский полк.

Вскоре по приезде в Петербург Лермонтов написал одно из своих лучших произведений «Белеет парус одинокий». Стихотворение о парусе, который «просит бури», наводило на размышления о судьбе тех, кто мечтал о подвигах во имя свободы Родины.

Стихотворение «Белеет парус одинокий».

Ведущий 1. В 1837г он пишет стихотворение «Бородино». Бородинское сражение – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года. Оно происходило между русской и французской армиями. Армия французов по численности в 3 раза превосходила армию русских. В этом сражении русские войска проявили высокое мужество и героизм. Наполеон был поражён отсутствием русских пленных. Он предпринимал 8 атак, вводя всё новые и новые резервы, но вынужден был отступить с большими потерями. Бородинское сражение определило поворот в ходе войны в пользу русской армии.

Стихотворение «Бородино».

Это стихотворение Лермонтов хотел показать самому Пушкину. Но в конце января по Петербургу разнёсся слух, что Пушкин стрелялся на поединке и ранен смертельно. Под впечатлением этой национальной трагедии Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», в котором назвал именитых вельмож, любимцев царя, палачами гения, свободы и славы. Стихи очень быстро разнеслись по городу, а затем по всей стране в рукописном виде.

Стихотворение «Смерть поэта».

Ведущий 2.

За эти стихи Лермонтова сослали на Кавказ, где шла кровопролитная война, - под пули. За мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях, офицер Лермонтов был трижды представлен к высоким наградам, но на все ходатайства был один ответ: «…Государь император не соизволил изъявить монаршего согласия на испрашиваемую награду…»

Вспоминая бои, поэт писал:

Уж стихло всё; тела

Стащили в кучу; кровь текла

Струёю по камням…

Вдруг слышен шорох за кустами,

Въезжает несколько людей:

Окинув всё вокруг очами,

Они слезают с лошадей.

На каждом шашка, за плечами

Ружьё заряжено висит,

Два пистолета, борзы кони,

По бурке на седле лежит…

На холмах маяки блистают,

Друг друга громко окликают:

«Не спи, казак, во тьме ночной

Чеченцы ходят за рекой». («Черкесы»)

Кавказская тема занимает исключительное место в жизни и творчестве поэта. Судьба Лермонтова сложилась так, что именно Кавказом были порождены самые яркие впечатления детства. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева несколько раз возила внука Мишу Лермонтова на Кавказ. Ему полюбились и запомнились эти места: горы, небо, люди и их обычаи. В своём творчестве поэт неоднократно обращался к кавказской теме.

Ведущий 3. В старинных преданиях Кавказа и в русских народных песнях, сказках, былинах Лермонтова всегда привлекали образы смелых, мужественных людей. Но он ненавидел предателей и трусов, людей, которые не любят родину и не дорожат её славой.

В поэме «Беглец» Лермонтов рассказал о трусливом Гаруне, который позорно бежал с поля битвы. Он вернулся домой один.

А по обычаю кавказских горцев, он должен был унести с поля боя

тела погибших родных и товарищей. Он не сделал этого. Он совершил гнусный поступок и не имеет права ни на нежность девушки, ни на дружбу товарищей, ни на любовь матери.

Молчи, молчи! Гяур лукавой.

Ты умереть не мог со славой.

Так удались, живи один.

Твоим стыдом, беглец свободы,

Не омрачу я стары годы,

Ты раб и трус - и мне не сын!

Говорит ему мать. И отвергнутый всеми, Гарун покончил с собой – ему нет места в родной стране.

Ведущий 4. В ссылке Лермонтов много рисовал, писал красками, написал автопортрет, на котором изобразил себя в черкеске, с набросанной на плечи буркой. Глаза его взволнованно печальны. Портрет передаёт глубокий, напряжённый мир поэта, его страдания, его «душу». Он знал, что рождён для великих дел.

Свой портрет Лермонтов послал Вареньке Лопухиной, которую любил. К Варваре Александровне Лопухиной Лермонтов обращал свою память и поэтическое вдохновение. Образ любимой преследовал поэта всю жизнь. Он возникал в случайных набросках и в законченных портретах, в драматических сюжетах и в поэтических посвящениях.

Она не гордой красотою

Прельщает юношей живых,

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых.

И стан её не стан богини,

И грудь волною не встаёт,

И в ней никто своей святыни,

Припав к земле, не признаёт.

Однако все её движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

Но голос в душу проникает,

Как вспоминанья лучших дней,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей.

Ведущий 1. Вернувшись из ссылки в столицу, Лермонтов напечатал свои самые лучшие произведения.

Послушаем некоторые из них.

Стихотворение «Утёс».

Стихотворение «На севере диком стоит одиноко…»

Эти стихотворения представляют собой не только описания природы. Они заставляют читателя задумываться. В образах утёса и тучки, сосны и пальмы мы угадываем человеческие встречи и расставания, мечты и надежды - сложные человеческие отношения.

Он думал оставить военную службу и целиком посвятить себя литературе. У него появились новые знакомые – писатели, музыканты, учёные. Он встречался с поэтом В. А. Жуковским, баснописцем Крыловым, с великим художником Брюлловым. Все они высоко ценили стихи Лермонтова, гордились им.

К этому времени поэтом уже было написано более 300 стихотворений, много поэм, несколько драм. Он уже заканчивал свой большой роман в прозе «Герой нашего времени».

Но в феврале 1839г у Лермонтова случилась дуэль с сыном французского посла Э. Брантом. Никто не пострадал, но поэта снова арестовали, предали суду и снова отправили на Кавказ. Из этой ссылки ему уже не суждено было вернуться.

Ведущий 2. В последние дни своей жизни, летом 1841г, Лермонтов написал стихотворение «Выхожу один я на дорогу».

Композитор Е. С. Шашина написала музыку на его стихи.

Романс «Выхожу один я на дорогу».

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б хотел навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

Ведущий 3. 15 июля 1841г. Он был убит на дуэли бывшим одноклассником по военной школе Н. С. Мартыновым.

Прошло почти 200 лет, а мы до сих пор любим и помним стихи этого гениального и так рано погибшего, бессмертного и всегда молодого поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова.

Публикации по теме:

Конспект музыкально-литературного занятия «Как пело его сердце», посвященного творчеству Мустая КаримаКонспект музыкально-литературного занятия «Как пело его сердце», посвященного творчеству Мустая Карима Конспект музыкально – литературного занятия, посвященное творчеству МустаяКарима «Как пело его сердце…» Цель: -открыть детскую душу состраданию,.

Сценарий литературного досуга в подготовительной группе по творчеству Елены Александровны БлагининойСценарий литературного досуга в подготовительной группе по творчеству Елены Александровны Благининой Цели: знакомство детей с творчеством Е. А. Благининой; формирование навыков выразительного чтения; привитие любви к чтению книг. Оборудование:.

«Приходи к нам, сказка». Сценарий литературного праздника, посвященного творчеству А. С. Пушкина Звучит музыка. Дети входят в зал и проходят к своим местам. Воспитатель предлагает детям сесть. - Ребята, сегодня у нас с вами праздник.

Сценарий литературного вечера «Юбилей А. Л. Барто»Сценарий литературного вечера «Юбилей А. Л. Барто» Уважаемые коллеги! Предлагаю вам сценарий литературного вечера, посвященного юбилею детской поэтессы и писательницы Агнии Львовны Барто.

Сценарий выпускного вечера 4-х классов Афанасьева Анжела Геннадьевна учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 121 г. Санкт-Петербург Сценарий выпускного вечера 4 классов Цели.

Сценарий выпускного вечера в 11 классе (мелодия "Маленький принц") «Послушайте, если звёзды зажигают – значит это кому-нибудь нужно, значит это необходимо, чтобы каждый вечер.

Сценарий выпускного вечера для 9 класса Торжественно украшен зал. На стенах – плакаты с рисунками и пожеланиями для выпускников, детские фотографии, воздушные шары. До начала торжественного.

Сценарий выпускного вечера «Первый наш бал выпускной!»Сценарий выпускного вечера «Первый наш бал выпускной!» Зал празднично украшен. Дети стоят за занавесом. Под звуки фанфар входят воспитатели-ведущие. 1 Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Библиотека изображений:

Публикация Сценарий литературного вечера «Струн вещих пламенные звуки» по творчеству М. Ю. Лермонтова (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Андреева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сценарий литературного вечера «Струн вещих пламенные звуки» по творчеству М. Ю. Лермонтова
Опубликовано: 25 сентября 2023 в 14:57
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД