Лучший педагог года

Сценарий квеста «Пушкин и музыка», приуроченного к Дню рождения поэта

Макеева Евгения Вячеславовна
Сценарий квеста «Пушкин и музыка», приуроченного к Дню рождения поэта

Ключевая фраза: Чайковский:"В самом стихе есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка". За каждый правильный ответ выдаются каточки с буквами из которых затем надо будет сложить ключевую фразу.

Перед началом мероприятия детям прикрепливаются пропускные таблички на которых написаны имена персонажей сказок и произведений Александра Сергеевича Пушкина : белка, Царь Салтан, князь Гвидон, Царевна-Лебедь, Людмила и т. д.)

(Звучит «Вальс» Свиридова к повести Пушкина «Метель» с иллюстрациями.)

Педагог

О, музыка, – язык любви,

Публикация «Сценарий квеста „Пушкин и музыка“, приуроченного к Дню рождения поэта» размещена в разделах

Язык всемирного общенья.

Как звуки вечные твои

Нас призывают к пробужденью

(Людмила Кудрявцева)

Что за звуки! Неподвижен внемлю Сладким звукам я; Забываю вечность, небо, землю, Самого себя. Всемогущий! Что за звуки! Жадно Сердце ловит их, Как в пустыне путник безотрадной Каплю вод живых!

(Михаил Лермонтов)

Русская музыка неразрывно связана с великими традициями русской классической литературы. В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось бы в музыке, как творчество Пушкина. Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи. В этом 2019 году вся страна отмечает 220 лет со дня рождения поэта. И сегодня я предлагаю Вам отправиться в увлекательное и познавательное путешествие в музыкальный мир Пушкина.

(видеопризентация «Волшебной лиры звуки» Пушкин и музыка)

Итак, мы начинаем наше музыкальное путешествие. Каждый из Вас получает маршрутный лист, в котором указан план путешествия. Прибыв на станцию группе необходимо выполнить задание. За выполненное задание группы получают баллы в маршрутном листе. В конце игры будет объявлен победитель.

Виды станций:

1 Станция «Сказкино»

2 Станция «Оперная»

3 Станция «Романсовая»

4 Станция «Художественно-архитектурная»

1 станция «Сказкино»

Педагог

(Звучит начальный фрагмент из музыкальной заставки к передаче «В гостях у сказки»)

Ученик 1

В эти дни, когда живут игрушки,

Реки светлым мёдом налиты,

В первый раз ко мне приходит Пушкин

В сказках золотых.

П. Шубин

Ученик 2

Мой Пушкин! Ты мне дорог с давних лет

Твои стихи я слышу с колыбели.

Я сказками волшебными согрет,

Что музыкой в душе моей звенели

(под музыкальный фон появляется ученик в образе Пушкина) :

«Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певучие сказки. Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки? И каждая есть поэма». В вечерней тишине являлась ты весёлую старушкой, и надо мной сидела в шушуне, в больгих очках и с резвой погремушкой, ты детскую качала колыбель, мой юный слух напевами пленила»

(уходит)

Сказки Пушкина очень музыкальны, поэтому композиторы часто обращались к его творчеству. Среди них – композитор-сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков и Михаил Глинка

Первое задание на станции «Сказкино» - викторина. Вам надо будет ответить на вопросы.

Вопрос1: К какому знаковому событию предполагалось сочинить оперу «Сказка о царе Салтане» (к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина)

Вопрос 5: Какую русскую народную песню использовал Римский-Корсаков для характеристики белочки». Какой инструмент её «присвистывает» (Русская народная песня «Во саду ли в огороде», а присвистывает самый высокий инструмент оркестра флейта-пикколо)

(Видеоролик «Что за прелесть эти сказки»)

Станция 2 Оперная

(Звучит «Полонез» из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Выходит ученик в образе Пушкина) :

«Уже темнеет вечер синий,

Пора мне в оперу скорей

Там упоительный Россини,

Европы баловень – Орфей»

Кроссворд №1

Слова кроссворда вписываются в клеточки по горизонтали:

1. Один из главных персонажей оперы Мусоргского «Борис Годунов». Его известный монолог: «Ещё одно последнее сказание и летопись окончена моя»

(5 букв)

2. Инструментальное вступление к театральному спектаклю (8 букв)

3. Известный оперный певец, бас, исполнивший партию Бориса Годунова Мусоргского в 1898 г. (7 букв)

4. Небольшая оперная ария лирико-повествовательного характера или небольшая сольная вокальная пьеса, её можно услышать в опере «Руслан и Людмила» (8 букв)

5. Часть музыкального произведения, выполняющая функцию вступления, вводящая в действие (11 букв)

6. Злая волшебница, персонаж оперы Глинки «Руслан и Людмила»

Впишите полученное слово (5 букв)

В горизонтальные клеточки вписать полученное слово (Пушкин)

Кроссворд №2

Слова вписываются в клеточки по горизонтали:

1. Один из таинственных, второстепенных персонажей оперы Глинки «Руслан и Людмила», партию которого исполняет хор басов (8 букв)

2 Красивый город из оперы «Сказки о царе Салтане» где правил князь Гвидон (7 букв)

3 Исполнение музыкального произведения, сценической роли или пьесы на сцене (4 буквы)

4 Мелодия предназначенная для вокального исполнения, используется в опере Глинки «Руслан и Людмила» в песнях Баяна (5 букв)

5 Оперный певец, тенор, исполнитель партии Юродивого в опере Мусоргского «Борис Годунов» (10 букв)

6 Низкий женский голос (4 буквы)

Задание 2

Какой из этих кадров относится к опере Евгений Онегин. Сначала кадр показывается без звука. А затем проверяем. Включаем звук

Задание 3

Викторина

1 С каких слов начинается вторая песня Баяна: 1) «Дела давно минувших лет» 2) «Есть пустынный край»

2 Переборы какого музыкального инструмента в Песнях Баяна имитируют гусли (арфа)

3 В какую знаменательную годовщину состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила» (в шестилетнюю годовщину первой оперы «Жизнь за царя». На той же сцене и в ту же дату)

4 О какой опере чешский композитор Антонин Дворжак писал: «Это музыка, манящая нас к себе и проникающая так глубоко в душу, что её нельзя забыть» (Пётр Ильич Чайковский «Евгений Онегин»)

5 В рабочих тетрадях Глинки были найдены слова, рассказывающие о том, каким должен быть конец оперы «Руслан и Людмила» : «На сцене медленно появляются светлые облака». Как вы думаете, о чём должны возвестить светлые облака? (прославить богатырский народ, его прекрасную, любящую душу, прославить могучую Русь! Нет, не кончилась Русь! И богатыри не перевелись! Русь та же. Красота та же)

6 Первое и главное лицо оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (народ)

7 Появление какой оперы ознаменовало собой новый этап в русском оперном искусстве ("Евгений Онегин")

• Верите ли вы, что по замыслу Глинки за голову в опере Руслан и Людмила поёт помещающийся внутри её хор? (да, это так)

• Верите ли вы, что супруга художника Михаила Врубеля, который нарисовал знаменитую картину «Царевна-лебедь» исполнила на премьере оперы «Сказка о царе Салтане» партию Царевны-лебеди? (да, это так)

Задание 4

Расположите в хронологическом порядке годы создания опер на произведения Пушкина : "Евгений Онегин", "Руслан и Людмила", "Борис Годунов", "Сказка о царе Салтане" : 1) 1837-1842г. - "Руслан и Людмила" 2) 1869 г. - "Борис Годунов" 3) 1877-1878г. - "Евгений Онегин" 4) 1898-1900 г. - "Сказка о царе Салтане"

Станция 3 Романсовая

(Звучит минусовка романса «Я помню чудное мгновенье». Выходит ученик-чтец) :

«О, Пушкин, Пушкин! Кто тебя учил пленять в стихах чудесных? … Поёшь ты радость и любовь, поёшь утехи, наслажденья. Воскресла в песне старина и песнь волшебного полна. Не бойся, молодой певец! Следы исчезнут поколений, но жив талант, бессмертен гений!» (Фёдор Глинка)

Задание 1

Отгадать по изображению название романса. (сначала даётся изображение без музыки а затем со словами один куплет)

Задание 2

Отгадать по музыкальным фрагментам : 1) Какой романс на стихи Пушкина «Ночной зефир» написан Глинкой а какой Даргомыжским 2) Какой из прослушанных фрагментов романса на стихи Пушкина «Не пой красавица при мне» принадлежит Глинке а какой Рахманинову

Задание 3

Отгадать ребус. В нём зашифрованы названия романсов.

Задание 4

Викторина

1 Кому посвящены строки Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Композитор Михаил Иванович Глинка написал романс на эти стихи. А в каком году это произошло и кому посвящено. (Пушкин посвятил стихи Анне Керн а Глинка на эти стихи написал музыку в 1840 году и посвятил его своей любимой Екатерине Керн – дочери Анны Керн)

2 Какой романс на стихи А. С. Пушкина, является вершиной романсовой лирики Бородина. Какое событие повлияло на написание Бородиным этого произведения (Романс «Для берегов отчизны дальней». На написание музыки повлияла смерть Модеста Мусоргского)

А знаете ли Вы, что в том же году на эти же стихи написал романс друг Бородина Римский-Корсаков?

3 К какому жанру, характерного для творчества русских композиторов 1-й половины 19 в. Относится романс на стихи Пушкина «Не пой красавица при мне» («восточная песня»)

4 Этот романс никого не сможет оставить равнодушным. Он словно «воздушное лакомство», вкушая которое получаешь великое наслаждение от чудодейственного окружения испанской ночи». О каком романсе речь? (Ночной зефир)

5 Какой композитор написал музыку на стихи Пушкина «Я Вас любил» и кому они посвящено (Композитор Даргомыжский. Посвящено возлюбленной Пушкина Олениной)

Станция 4 Художественно-архитектурная

Чтец

Любите живопись, поэты! Лишь ей единственной, дано души изменчивой приметы переносить на полотно (Николай Заболоцкий)

Задание 1

Перед Вами два портрета Пушкина художников Кипренского и Тропинина.

Вопрос 1: О каком из двоих портретов Пушкин написал : "Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит" (о портрете Кипренского)

Вопрос 2: Какому известному художнику заказал портрет сам Пушкин, чтобы преподнести потом другу С. А. Соболевскому (Тропинину)

Вопрос3: Какой известный художник создал яркие декорации и эскизы костюмов к опере "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова (Михаил Врубель)

(Видеопризентация "Эскизы и декорации Врубеля к опере "Сказка о царе Салтане")

Вопрос 4 Перед Вами два портрета: Репин И. "Протодиакон" и портрет Варлаама из оперы Мусоргского "Борис Годунов".

1) какой русский композитор сравнил героя И. Репина со своим персонажем воскликнув: "Да это же мой Варлаамище!" : 1) П. Чайковский 2) А. Бородин 3) М. Мусоргский

2) что между ними общего? (протодьякон - духовный чин. Варлаам - монах, бежавший из монастыря и загулявший в корчме на литовской границе. Главное между ними - необузданность нрава, грубость натуры, склонной к обжорству и разгулу)

Вопрос 5: В Подмосковье есть музей-заповедник Пушкина, который связан с прибыванием в нём Бориса Годунова, Лжедмитрия 1, останавливалась здесь и Марина Мнишек. В конце 1584 года село было подарено царём Фёдором 1 Иоанновичем своему шурину Борису Годунову, который затеял большое строительство. Назовите это историческое место. Выберите из трёх кадров, один на котором изображено этот музей-заповедник. (Большие Вязёмы)

После выполнения заданий участники собираются вместе. У них набор карточек с буквами. Они пробуют сложить ключевую фразу.

Чтец 1 (на фоне видеоролика "Есть имена как солнце")

Есть имена как солнце! Имена - как музыка!

Как яблони в расцвете!

Я говорю о Пушкине : поэте, действительном

В любые времена

(Игорь Северянин)

Чтец 2

. И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. (А. С. Пушкин)

Педагог

Дорогие ребята, наш сегодняшний урок-квест, посвящённый дню рождения поэта А. С. Пушкина подошёл к концу. Всем спасибо за участие. В заключении всем раздаются призы.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Большой мир детского поэта», посвященный 115-летию со дня рождения Агния Львовны Барто (I часть)Фотоотчет «Большой мир детского поэта», посвященный 115-летию со дня рождения Агния Львовны Барто (I часть) Цель: - приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру книжной культуры. Задачи: - знакомить детей с биографией и творчеством Агнии.

День рождения поэта отмечает целый свет… (фотоотчёт)День рождения поэта отмечает целый свет… (фотоотчёт) Наверное, нет ни одного человека, который бы не смог назвать ни одного произведения А. С. Пушкина или прочитать наизусть несколько строк.

Фотоотчет о проведении игровой программы «С Днем рождения, музыка!»Фотоотчет о проведении игровой программы «С Днем рождения, музыка!» «Что такое музыка? Что значит она для каждого из нас?», - с этих слов началась 30 сентября игровая программа в средней группе «Светлячки».

Фотоотчет о проведении мероприятия посвященному Дню рождения великого поэта А. С. Пушкина.Фотоотчет о проведении мероприятия посвященному Дню рождения великого поэта А. С. Пушкина. 6 июня в нашей стране отмечается день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Это памятная дата. Все дети любят.

Фотоотчёт о проведении развлечения «Гордо реет флаг Российский» приуроченного ко Дню рождения Государственного флага РоссииФотоотчёт о проведении развлечения «Гордо реет флаг Российский» приуроченного ко Дню рождения Государственного флага России В детские годы формируются основные качества человека, в том числе и патриотизм. Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний.

Консультация для педагогов «Несколько страниц из жизни поэта». Ко Дню рождения С. А. Есенина на МAAMКонсультация для педагогов «Несколько страниц из жизни поэта». Ко Дню рождения С. А. Есенина на МAAM Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Несколько страниц из жизни поэта». Ко дню рождения С. А. Есенина на МААМ. Рязанский край.

Сценарий праздника, приуроченного к юбилею социально-реабилитационного центра для несовершеннолетнихСценарий праздника, приуроченного к юбилею социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «С днем рожденья, «Исток!» (К 13-летию центра) Цель: создание праздничной обстановки; развитие творческих способностей и личных качеств.

Сценарий фольклорного развлечения приуроченного к народному празднику «Алексей Тёплый»Сценарий фольклорного развлечения приуроченного к народному празднику «Алексей Тёплый» Зал украшен в соответствии с праздником, дети сидят на стульчиках. Ход развлечения Ведущий: -Если снег повсюду тает, День становится длинней,.

Сценарий развлечения «С днем рождения, Музыка» к международному Дню музыки Сценарий развлечения «С днем рождения, МУЗЫКА» К международному дню музыки. Цель: Прививать любовь к музыке, к пению. Развивать музыкальные.

Викторина по сказкам А. С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста, приуроченная ко Дню рождения поэтаВикторина по сказкам А. С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста, приуроченная ко Дню рождения поэта Цель: Закрепить и уточнить знания детей о сказках Александра Сергеевича Пушкина. Задачи: - Закрепление знания сказок А. С. Пушкина. - Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий квеста «Пушкин и музыка», приуроченного к Дню рождения поэта
Опубликовано: 6 июня 2023 в 02:24
+65Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий квеста «Пушкин и музыка», приуроченного к Дню рождения поэта» (включая файлы) размещена пользователем Макеева Евгения Вячеславовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД