Получи документы

Сценарий классного часа «Всё-таки, скажу я вам, приятно делать добрые дела» по повести Михаила Самарского «Радуга для друга»

Инна Мирошниченко
Сценарий классного часа «Всё-таки, скажу я вам, приятно делать добрые дела» по повести Михаила Самарского «Радуга для друга»

Классный час «Радуга для друга»

по повести Михаила Самарского

Цели:

- познакомиться с творчеством молодого писателя, с его произведениями;

- на основании повести воспитывать у ребят уважительное отношение к окружающим людям, бережное отношение к животным;

- продолжить развитие умений и навыков анализа текста художественного произве-дения.

Задачи:

Публикация «Сценарий классного часа „Всё-таки, скажу я вам, приятно делать добрые дела“ по повести Михаила Самарского „Радуга для друга“» размещена в разделах

Образовательная: чтение и комментирование фрагментов повести, показать ребятам, что нравственные проблемы – ведущие в творчестве молодого писателя Михаила Са-марского

Развивающая: развивать мышление, аналитические способности учащихся.

Воспитательная: воспитывать внимание, бережное отношение к природному миру, чуткость к самым близким людям; умение посмотреть на себя со стороны.

Ход урока

Татьяна Николаевна: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и продуктивной работы.

Мы с вами сегодня поговорим о Михаиле Самарском удивительном авторе. Михаил Самарский – обычный подросток… ну почти обычный. Если не считать того, что он пишет книги, которыми зачитываются не только его сверстники, но и взрослые.

(слайд 1) фото

Первую свою книгу, повесть «На качелях между холмами» Михаил написал в двена-дцать лет. Вторая повесть писателя «Радуга для друга» написана им в тринадцать лет!

(слайд 2) фото книг

Выход этой книги не остался незамеченным СМИ. Повесть Михаила Самарского про-извела фурор. На сегодняшний момент книга переиздавалась уже более 10 раз. В том числе в США и во Вьетнаме. Готовятся переводы на болгарский и шведский языки.

За книгу Михаил Самарский был удостоен престижных наград:

• Диплом Лауреата Ломоносовского конкурса «Таланты и дарования — 2009»;

• Золотой Диплом имени Иосифа Александровича Бродского;

• Главный приз многожанрового литературного конкурса «Слон» в 2009 году.

Что вы еще можете добавить об авторе?

(слайды 3, 4) его другие фото

Валентин:

Свою благотворительную деятельность Михаил Самарский начал в 2010 году, основав неформальную программу «Живые сердца», в рамках которой с помощью своих друзей и знакомых он помогал слепым детям: выпус-кал аудиокниги, опубликовывал книги шрифтом Брайля и т. д., закупал различные приборы для незрячих и слабовидящих детей. Помощь в работе программы оказыва-ли российские предприниматели, политики, спортсмены, актёры.

Инна Викторовна: Удивительный, интересный молодой писатель. И герой его книги необычен. Чем произведение непохоже на другие?

(слайд 5)

Повествование ведется от лица собаки. Тринадцатилетний мальчик смог показать мир глазами лучшего друга человека лабрадора.

БУКТРЕЙЛЕР

Инна Викторовна: Чем удивителен герой повести?

(слайд 6)

Настя:

1. Во-первых, имя (стр. 16 зачитать)

«Так вот, я – Трисон. Вы хоть знаете, что это за имя? О-о! Это вам не Тузик какой-нибудь пятнистый и не Рекс косолапый. Иван Савельевич мне подробно рассказывал о моем имени. Мало того что я и сам породистый пес, так вдобавок ко всему и имя у меня не простое. Так звали когда-то тибетского царя. Трисон Дэцэн, который много-много лет назад пришел к выводу, что просветление может быть достигнуто толь-ко в результате морального и духовного совершенствования под руководством ма-стера. Без всякого бахвальства заявляю: мастер у меня в школе был безупречным. Вы поняли, к чему я клоню? Нешуточное дело – просветлённый лабрадор!»

Сергей:

2. Во-вторых, родословная (с. 18)

«Моими предками являются собаки викингов и басков, которые обитали на острове Ньюфаундленд. До XVIII века европейцы в глаза не видели никаких лабрадоров. Мы, между прочим, по мнению мореплавателей, всегда считались и считаемся до сих пор залогом счастливого плавания. И если вы думаете, что это заурядное суеверие, то глубоко заблуждаетесь. Мои предки всегда помогали людям. Если корабль терпел крушение, лабрадоры вытягивали на берег канат, по которому перебирались все лю-ди. А нерасторопных моряков мои предки просто перевозили на себе на сушу».

Святослав:

3. В-третьих, название породы (с. 20)

«Если вам интересно, поясню вкратце, откуда появилось название нашей породы. Иван Савельевич рассказывал, что на сегодняшний день существует три версии. Пер-вая: название произошло от острова Лабрадор, который находился недалеко от нашей прародины. Вторая (мне эта больше всех нравится) : от португальского слова «Labrador», что переводится как «труженик». Третья версия какая-то несуразная, но раз уж решил рассказать, то озвучу и ее: есть такой минерал черного цвета с си-неватым отливом, так и называется «лабрадор». Почему мне не нравится эта вер-сия? Потому что только мои предки имели черный окрас. А сейчас среди моих со-братьев есть и палевые, как я, и даже шоколадные лабрадоры. Нет, никаких минера-лов, островов. Конечно, наша порода произошла от португальского слова. Труженик – он и в Африке труженик, как говорит мой Сашка».

Татьяна Николаевна:

4. В-четвертых, «работа» - поводырь

Что означает слово поводырь?

(слайд 7)

Валентин:

Поводырь — человек, животное или специальное устройство, функцией которого яв-ляется оказание помощи слепому во время передвижения. Устаревшие значения сло-ва — провожатый, проводник, ведущий.

Собаки поводыри специально обучены для помощи слепым людям в передвижении на улице. Они не только являются незаменимыми спутниками, помогающими избегать препятствия на дороге, но и жизненные поводыри, открывающие новые возможности, пробуждающие интерес к окружающему миру.

Настя:

(слайд 8) (с. 10 зачитать)

«Серьезно говорю: я не просто иду со слепым человеком, я тружусь. И поверьте, ра-бота у меня не такая уж и легкая. Моя задача довести подопечного туда, куда он за-планировал, и чтобы он во время пути не разбил себе голову, не споткнулся, не упал, в конце концов, не промочил в луже ноги. Я обязан предупредить обо всех преградах, должен всегда успеть остановиться перед любым препятствием и дать возмож-ность человеку проверить тростью, что перед ним. Если преграда перекрывает часть дороги, я отклоняюсь вправо или влево и обвожу подопечного, при этом еще наблюдаю, чтобы он не прошел под низко склонившимися ветками или еще какой дру-гой штуковиной на уровне его роста. В мою задачу также входит, чтобы подопеч-ный не столкнулся с другими людьми. Если мы передвигаемся на автобусе или трам-вае, я указываю вход, а потом – выход. В общем, забот хватает».

(слайд 9)

«Вы думаете, мне легко ходить с этой шлейкой? Вечером, когда я от нее избавляюсь, так хочется на спинке поваляться, лапы задрать к потолку, вытянуться во весь рост, потом попрыгать, мячик погонять».

Татьяна Николаевна: Что умеет собака поводырь?

Сергей:

Обученная собака поводырь справляется со следующими основными задачами:

быть сосредоточенной и подавлять инстинкты;

преодолевать препятствия на дороге (лужи, камни, бордюры, ступени) и давать зна-ки о них хозяину;

сопровождать незрячего по улицам и перекресткам;

направлять человека в движении на подъемах, лестницах, поворотах, через неширо-кие проходы;

освоить привычные маршруты, в среднем до 35-40, из места проживания и обратно.

Настоящий поводырь не боится людей и транспорта, внимателен к действиям и само-чувствию хозяина при условии его грамотного поведения.

Валентин:

На протяжении всей повести Трисон вспоминает разные истории, которые происхо-дили с ним и его подопечными. Разные люди встречаются на его пути: и хорошие, и плохие, те, кого собака считает «своими» и «чужими».

(слайд 10)

Повесть Михаила Самарского написана как откровение собаки — лабрадора, ведуще-го захватывающую беседу с читателем. Глазами собаки мы видим человеческие по-ступки, и за некоторые из них нам, читателям, становится стыдно.

Святослав:

однажды Трисон чуть не погиб на рельсах: «Подходит электричка, толпа как ринется к дверям, я думал, они нас раздавят. … меня столкнули с платформы, и я оказался между вагоном и перроном».

• у Ивана Савельевича в трамвае какой-то проходимец вытащил из кармана бу-мажник,

в лифте украли телефон: «Эх, Трисон-Трисон, ты видишь, как … позорят нашу че-ловеческую породу? Ну, скажи ты мне, пёсик мой родной, как же после этого ве-рить людям? — Только ты смотри, собака, не подумай, что я за телефоном пла-чу. Нет, Трисон, пропади он пропадом этот телефон, я плачу оттого, что прихо-дится жить среди вот таких двуногих животных… Разве они люди?»

Очень часто нечестные люди обманывают слепых людей и т. д.

Инна Викторовна: Вы видите, ребята, все-таки хороших, добрых людей, встречаю-щихся в жизни Трисона и его подопечных, больше. И автор убеждает нас в этом. У добра есть имя. И обратите внимание, какие это имена: Светлана, Надежда, Любовь. У жестоких людей имени нет.

Обратимся к повести Михаила Самарского. О чем она?

Варианты ответов:

• о дружбе человека с собакой, о вере в жизнь;

• о верности, умении поддержать в трудную минуту;

• о готовности прийти на помощь;

• о мужестве и отчаянье;

• об отзывчивости и чёрствости;

• о милосердии и равнодушии;

• о горе и радости;

• об умении быть благодарным;

• об одиночестве среди людей и о чудесах, которые может совершить любящее сердце. Настоящему другу можно подарить и радугу, и даже зрение!

(слайд 11)

Татьяна Николаевна:

Михаил Самарский предлагает читателю задуматься над следующими проблемами: как живется в нашем мире животным, которых мы приручили; почему мы так жесто-ки, что значит любить и помогать ближнему. В повести «Радуга для друга» затронута одна из важнейших проблем современности — это отношение в нашем обществе к ин-валидам, которые по тем или иным причинам стали в нашем понимании «неполно-ценными»

Инна Викторовна: У повести необыкновенное название – «Радуга для друга».

Как вы думаете, ребята, почему автор так назвал свою книгу?

(слайд 12)

Настя:

Радуга – это атмосферное оптическое явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. В результате преломления солнечных лучей в каплях воды во время дождя на небе по-является разноцветная дуга.

Радуга – одно из красивейших явлений природы. Человек с незапамятных времён за-думывался над её природой и связывал появление на небе разноцветной дуги с мно-жеством поверий и легенд. Люди сравнивали радугу то с небесным мостом, с которо-го на землю спускались боги или ангелы, то с дорогой между небом и землёй, то с вратами в другой потусторонний мир.

Татьяна Николаевна:

Можно ли сказать, что название повести Михаила Самарского «Радуга для друга» символично?

Ответы учащихся:

Валентин:

Слово «радуга» в той или иной форме неоднократно появляется на страницах пове-сти :

• в автокатастрофе «в тот роковой день в машине вместе с отцом ехал и Шу-рик. Ему тогда было 11 лет. Врачи вынесли приговор: радужка и хрусталик безвозвратно потеряны».

Настя:

Пес о себе: «В лучах еще не закатившегося солнца моя шерсть переливалась все-ми цветами радуги, но преобладало все-таки золотое сияние моей добротной шерсти».

Сергей:

• Мечта слепого мальчика Саньки – увидеть радугу. Он просит своего друга-собаку Трисона пролаять три раза, если на небе появиться радуга. (с. 126 - за-читать)

Святослав:

Мы видим, с каким необычным интересом он реагирует на рассказ школьной подруги Ирины о знакомой её мамы, не видевшей более 20 лет, сделавшей недавно удачную операцию и наконец прозревшей!

По ходу повести мы видим, как Трисон трепетно относится к своему подопечному подростку и как для поддержания морального духа своего приятеля вынужден пойти на компромисс со своей собачьей совестью — трижды пролаять, что на понятном только им языке означает появление в небе радуги.

Инна Викторовна: Какое символическое значение имеет слово «радуга»?

Радуга – символ многоцветия и радости жизни.

Радуга связана со светом, солнцем, теплом, добром, дружбой.

Радужка глаза повредилась – свет померк, краски исчезли. Радугу, наполненную красками жизнь дарит Трисон своему другу, спасая девочку по имени Рада.

(слайд 13)

Татьяна Николаевна проводит игру

Татьяна Николаевна: (вывод)

Эта книга – не просто повествование о дружбе лабрадора и слепого мальчика, это по-весть о каждом из нас. Это напоминание, что мы должны ценить тех, кто вместе с нами проходит через все жизненные испытания, кто никогда нас не бросит. Ценить насто-ящих друзей и просто всех, чье сердце наполнено добротой.

(слайд 14)

Я хочу посоветовать вам, ребята, читать и другие книги Михаила Самарского : «Фу-кусима, или история собачьей дружбы», «Формула добра», «Двенадцать прикоснове-ний к горизонту» и др.

(Убрать экран)

Лабрадор Трисон дарит своему другу Саше радугу, яркую жизнь, веру в добро.

А что вы могли бы пожелать своему другу? У вас на столах лежат цветные стикеры. Напишите на них свои самые заветные пожелания близким людям, своему другу. Со-ставим из них свою радугу добра!

(Ученикам дается несколько минут, чтобы записать пожелание, а потом прочи-тать и прикрепить на доску в виде цветной радуги)

Итог урока:

Заканчивая урок, хочется пожелать вам: берегите себя, своих близких и родных, ува-жительно относитесь ко всем и ко всему, что вас окружает.

Прикреплённые файлы:

8a-prez_bfe1k.ppt | 8803 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет о работе с родителями «Давайте делать добрые дела!»Фотоотчет о работе с родителями «Давайте делать добрые дела!» 12 ноября по народному календарю отмечают праздник «Зиновий синичник». Именно в этот день люди собираются и вывешивают везде, где только.

Конспект классного часа для 3 класса «День знаний» День Знаний во 3 классе. 2018-2019 учебный год Цель мероприятия: воспитание у учащихся положительного отношения к своей школе и получению.

Фотоотчёт «Спешите делать добрые дела»Фотоотчёт «Спешите делать добрые дела» Каждый год люди всей планеты объединяются, чтобы сделать мир добрее, лучше. Эта инициатива называется «Щедрый вторник». Она нацелена на.

Конспект классного часа «Мы за здоровый образ жизни!» Классный час «Мы за Здоровый Образ Жизни!» Девиз: Скажи : Да! Здоровому Образу Жизни Цели: воспитывать культуру здоровья; обобщить представления.

Конспект классного часа для младших школьников «Цветок здоровья» Классный час «Цветок здоровья» (для младших школьников) Цель: формирование представления о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой.

Конспект классного часа «Рождественские посиделки» для учащихся 3 классаКонспект классного часа «Рождественские посиделки» для учащихся 3 класса Цели: формировать представления о традициях и обычаях празднования Рождества; рассказать, какие обычаи и традиции живы сегодня; воспитывать.

Сценарий классного часа для начальных классов «Первый президент Республики Саха (Якутия)» Цель классного часа «Первый президент РС (Я)» Образовательная: • познакомить ребят с жизнью выдающейся личности - первого президента РС (Я).

«Самые добрые руки». Сценарий классного часа в 1 классе, посвященного Дню матери Сценарий классного часа в первом классе, посвященный Дню Матери «Самые добрые руки» Цели: учить детей выражать свои чувства.

Сценарий праздника-классного часа «Посвящение в первоклассники» Праздник посвящения в первоклассники Цели: 1. адаптация первоклассников в школе. 2. повышение мотивации обучения. 3 формирование и сплочение.

Конспект классного часа «Я выбираю спорт» Занятие «Я выбираю спорт» Спорт- это здоровье, победа, удачи. Всегда заниматься! А как же иначе! Ходьба, бег на месте, прыжки и поход.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий классного часа «Всё-таки, скажу я вам, приятно делать добрые дела» по повести Михаила Самарского «Радуга для друга»
Опубликовано: 20 июня 2021 в 17:34
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий классного часа «Всё-таки, скажу я вам, приятно делать добрые дела» по повести Михаила Самарского «Радуга для друга»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Мирошниченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД