МААМ-картинки

Сценарий интеллектуально-познавательного вечера «Моя родословная»

Галина Аблисимова
Сценарий интеллектуально-познавательного вечера «Моя родословная»

Цели и задачи вечера :

развитие познавательных интересов учащихся;

воспитание интереса к семейным традициям, истории своей семьи, истории происхождения некоторых фамилий и имен;

привитие интереса к историческому прошлому Российского государства, традициям и обычаям родного края;

воспитание любви к родителям и членам семьи, чувства гордости за свою семью.

Оформление: «древо жизни» - березка с листочками, на которых написано толкование фамилий учащихся.

Публикация «Сценарий интеллектуально-познавательного вечера „Моя родословная“» размещена в разделах

(В зале медленно гаснет свет, звучит запись легкой музыки; если есть возможность, то на экране проецируются слайды семейных фотографий. На сцене появляются по очереди ведущие вечера — старшеклассники.)

1-й: Добрый день, честной народ!

Приглашаем в хоровод,

Хоровод-то не простой:

Папа, мама, я с сестрой.

2-й: Старший брат, любимый дед,

Охраняющий от бед,

Бабушка — всему душа,

В общем — вся моя семья!

1-й: В этом дружном хороводе

Разговор мы поведем

О родном для нас народе:

О семье, и как живем.

2-й: Семья начинается с детей. Дети, как гласит народная мудрость, — «благодать Божия». Какое без них семейное счастье! «У кого детей много, тот не забыт от Бога!» — так говорили на Руси. Народные пословицы и поговорки широко освещают отношение людей к детям и к семьям с детьми. «Счастлив отец в сыновьях, а мать — в дочерях». Но тут же и такое: «Дети — деткам рознь», «Добрый сын — на старость печальник, на покой души поминщик». Но вот: «Детки хороши — отцу-матери венец, худы — отцу-матери конец».

1-й: От опечаленных детьми отцов-матерей пошли ходить по Руси такие поговорки, как: «У кого детки — у того и бедки». «Маленькие детки — маленькие бедки, а вырастут велики — большие беды будут». Но откуда они — плохие-то? Тут народная мудрость дает четкий ответ: «Каковы батьки-матки — таковы и дитятки», «Яблочко от яблони недалеко падает», «Отец — рыбак, и дети

в воду смотрят».

2-й: Можно продолжить пословицы : «Каков уродился, таков и пригодился», «От одной матки, да не одни ребятки», «Знать ворону по полету, скажется птица посвистом», «Пуд мыла изведешь, а родинки не смоешь», «Волком родился, лисой (овцой) не бывать», «Не устанешь, детей рожаючи, устанешь, на место сажаючи», «Детушек воспитать — не курочек пересчитать», «Дитятко, что тесто — как замесил, так и выросло». Или вот вещее: «Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил». Однако: «Глупому сыну и умный отец разума не пришьет». Или: «В худом сыне и отец не волен: его крести, а он — пусти!».

1-й: «Послушай, Зин, не трогай шурина. Какой ни есть, а он — родня», — поется в популярной песне В. Высоцкого. А вот что за родня — шурин, знает не каждый. К сожалению, теперь, когда семьи далеко не так велики и прочны, как прежде, категории семейного родства частично утратили свое значение, и определение его зачастую затруднительно. Мы порой не знаем, как назвать нашего родственника, и вынуждены в разговоре прибегать к словесным нагромождениям. К примеру: она — жена брата моего мужа, т. е. просто-напросто невестка, — краткое, живое обозначение степени родства. Не владея должным образом «словарем родства», мы порою лишаем красок нашу речь и затрудняем себе восприятие литературы, фольклора, мудрости прошлого, его бытовых традиций.

2-й: Для облегчения запоминания приводимого нами «словаря родства», мы иллюстрируем его меткими народными пословицами. Иногда по смыслу они противоречат друг другу. Впрочем, разве не сложна, не противоречива порой сама наша жизнь в семье? А уж с родней чего не бывает! Но советуем помнить: «Ссора в своей семье — до первого взгляда».

Итак, давайте составлять «Словарь родства» : Свекор — отец мужа. Свекровь — мать мужа. Тесть — отец жены. Теща — мать жены. Этим минимумом владеют все, а вот далее.

Сват — отец или родственник одного из супругов по отношению к родителям или родственникам другого супруга.

Сватья — мать или родственница одного из супругов по отношению к родителям или родственникам другого супруга. Сват, сваха (сватья) в родственных отношениях. (Не путать со сватом, свахой (сватьей) в свадебном обряде.)

Зять — муж дочери, муж сестры, муж золовки.

Невестка (сноха)замужняя женщина по отношению к родным ее мужа: отцу, матери, братьям, сестрам, женам братьев и мужьям сестер.

Деверь — брат мужа.

Золовка — сестра мужа.

Шурин — брат жены.

Свояченица — сестра жены.

Свояк — муж свояченицы.

Брат — каждый из сыновей, имеющих общих родителей.

Двоюродный брат — находящийся в родстве по деду или бабушке с детьми их сыновей и дочерей. Сын родного дяди и родной тетки.

Кузен — двоюродный брат, а также дальний кровный родственник в одном колене с кем-либо.

Кузина — двоюродная сестра.

Троюродный брат — сын двоюродного дяди или двоюродной тети.

Сестра — дочь одних и тех же родителей по отношению к их другим детям.

Двоюродная сестра — дочь родного дяди или тети.

Троюродная сестра — дочь двоюродного дяди или двоюродной тети.

Единоутробные (брат, сестра) — имеющие общую мать, но разных отцов.

Единокровные (брат, сестра) — имеющие общего отца, но разных матерей.

Сводные (брат, сестра) — являющиеся братом (сестрой) по отчиму или мачехе.

Племянник (племянница) — сын (дочь) брата или сестры (родных, двоюродных, троюродных, соответственно ребенок двоюродной сестры (брата) — двоюродный племянник и т. д.

Внучатый племянник (племянница) — внук (внучка) брата или сестры.

Дядя — брат отца или матери по отношению к племянникам; муж тетки. Соответственно — двоюродный дядя, двоюродный брат отца или матери и т. д.

Внук (внучка) — сын (дочь) дочери или сына по отношению к деду или бабушке. Соответственно двоюродный внук (внучка) — сын (дочь) племянника или племянницы.

Дед (дедушка) — отец отца или матери.

Двоюродный дед — дядя отца или матери.

Бабка (бабушка) — мать отца или матери.

Двоюродная бабушка — тетя отца или матери.

Мачеха — жена отца по отношению к его детям от другого брака, неродная мать.

Отчим — муж матери по отношению к ее детям от другого брака, неродной отец.

Пасынок — неродной сын одного из супругов, приходящийся родным другому.

Падчерица — неродная дочь одного из супругов, приходящаяся родной другому.

Приемный отец (мать) — усыновившие, удочерившие кого-либо.

Приемный сын (дочь) — усыновленные, удочеренные кем-либо.

(Звучит первый куплет песни Г. Гладкова и Ю. Михайлова «Точка, точка, запятая». Из «ствола» «древа жизни» появляется маленькая девочка. Она шалит под музыку.)

2-й: Здравствуй, ты кто такая, как тебя зовут?

Девочка: Зовут Зовуткой, а величают Уткой!

1-й: Это что за имя такое — Зовутка? (обращаясь к залу). Ребята, давайте мы нашей гостье дадим настоящее имя и сделаем это так, как делали все родители на Руси в давние времена. Тогда регистрация новорожденных производилась только церковью, и священник на выбор предлагал несколько имен святых, которые значились в специальной книге — Святцах — на день рождения ре-бенка. Посмотрим. Сегодня 22 января, а это день Антонины. (Обращаясь к девочке). Антонина, мы поздравляем тебя с таким замечательным именем.

2-й: Ребята, а вы представляете, как волновались ваши родители, когда выбирали вам имена? Они вложили в них всю свою любовь и большие надежды. Поэтому назвали вас Александрами — «настоящими мужчинами», Алексеями — «защитниками», Иринами — «мирными», Еленами — значит, «светлыми», Екатеринами — значит, «чистыми».

1-й: Сколько еще есть замечательных имен! Вот Михаил — «равный Богу», Лариса — «подобная чайке». А Петр — «каменная глыба». От мужественных воинов-викингов пришли к нам имена Игорь, Олег и Ольга. Даже такое родное русское имя Иван — древнееврейское, которое означает «Бог помиловал».

Антонина (обращаясь к ведущим) : Хочу фамилию.

2-й: Знаешь ли ты, что просишь? Ты просишь много рабов, которые бы принадлежали тебе одной.

Антонина: Нет! Не надо мне рабов. Я хочу фамилию.

1-й: Не обижайся, просто в Древнем Риме римская фамилия обозначала «совокупность принадлежащих одному человеку рабов». Хорошо, что в наши дни все изменилось, и мы сейчас в этом убедимся.

2-й: Сколько на свете фамилий есть разных,

Сколько названий и сколько имен:

От Деревянкиных до Распрекрасных —

В каждой фамилии память времен.

1-й: Слово «фамилия» означает: семья, семейство, общесемейное имя. На заре нашей государственности фамилий как таковых не было, их заменяли имена и прозвища. Так и писали: «сотник, прозвище Блоха»; «Неупокой Карга»; «Первой Добрыня, зовомый Чернобровец». Не позднее X века появились и отчества на -ич — тоже вместо фамилий, — прослеживаемые в последующие столетия: Сотко Светинич, Кснятин Хотович, Васко Буслаевич, Даньслав Лазутич, Внезд Ячиниц. Образовывались отчества-фамилии (и не только на -ич) и от женских имен: Васко Варварин, Сенка Оринин, Якуш Софьин, Данилко Катюшин. Любопытно, что имена Вера, Малюта, Чернавка, Томила были встарь еще и мужскими.

Еще три столетия тому назад каждый человек мог значиться в документах, где были указаны: 1) крестильное имя; 2) имя, прозвище или профессия отца; 3) собственное прозвище; 4) место рождения; 5) национальность; 6) профессия или должность. Так и образовалось подавляющее большинство русских фамилий. Правда, почти все те, что родились от крестильных имен, исконно русскими не назовешь: и Александр, и Григорий, и Леонид, и Фрол, и около тысячи других «переданы» нам по наследству византийской церковью вместе с принятием православия.

Мы привыкли, что нынешние русские фамилии, как правило, оканчиваются на -ов/-ев или -ин. Не следует удивляться, что фамилия может быть многозначной — в разных краях державы одно и то же слово толкуется по-разному. Главное же надо помнить неукоснительно: любая нынешняя фамилия не зависит от ее первозначения, она вне морали, ее не следует стыдиться. Пройдут чредою года и века. Ничего не останется от наших подвигов, деяний и злодеяний. Но даже те, кто переселятся с Земли, предположим, в Туманность Андромеды, будут носить земные древние фамилии. Ибо фамилии неуничтожимы — как звезды.

2-й (обращаясь к Антонине) : Посмотри на наше «древо жизни», на нем выросло несколько листочков, а на них — фамилии. Выбирай любую, узнавай побольше и бери сама себе фамилию.

(Даются толкования фамилий с «древа жизни»).

2-й: Ну что, Антонина, какую фамилию себе выбрала? (Ответ Антонины).

1-й: Вы хотите увидеть себя в зеркале, но не в простом зеркале, а в зеркале истории своей семьи, своего рода? Ведь родословные есть не только у великих и царствующих. В роду каждого из вас тоже есть свои захватывающие страницы о любви, традициях и героизме.

(Представление учащимися своих родословных).

2-й: В каждой семье, наверное, есть какая-то особенная вещь, которая передается из поколения в поколение. Мы предлагаем вам, ребята, рассказать о своих семейных реликвиях.

(Выступления учащихся).

1-й: Все, конечно, слышали выражение «Иван, не помнящий родства». Так говорят про тех, кто оборвал связующую нить времен, растерял всех своих родственников, ничего не знает о своих корнях. Давайте же приложим все силы, чтобы никто не смог так нас называть. А это, значит, что мы должны заниматься изучением истории своей семьи, составлением ее родословной, сохранением семейных реликвий. Успехов вам на этом пути!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Моя родословная» для старшего дошкольного возраста Конспект занятия на тему: «Моя родословная». (старший дошкольный возраст.) Цель занятия: Раскрыть понятия: «род», «Родители», «семья».

Конспект занятия «Моя родословная» для старшего дошкольного возраста Конспект занятия на тему: «Моя родословная». (старший дошкольный возраст.) Цель занятия: Раскрыть понятия: «род», «Родители», «семья».

Фотоотчет «Исследовательский проект «Моя родословная». Пирография»Фотоотчет «Исследовательский проект «Моя родословная». Пирография» Работа выполнена учеником 4 класса коррекции Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы села.

Планирование сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе «Моя семья. Моя родословная» «Семья. Готовим обед из блюд кубанской кухни» - цель: дополнить и уточнить знания о кулинарных традициях жителей Кубани, закрепить и уточнить.

Праздник в средней группе «Моя милая мама» в рамках проекта «Моя родословная» МКДОУ д/с № 2 общеразвивающего вида р. п. Таловая Воспитатель: Ситникова Галина Александровна Средняя группа Праздник «Моя милая мама».

Проект «Я и моя родословная»Проект «Я и моя родословная» Проект: "Я и моя родословная" ДЕВИЗ ПРОЕКТА: "Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает, а кто родни своей стыдится, тот через.

Проект «Моя родословная» во 2 классе Проект «Моя родословная» Ковалёва Милана Вадимовна учащаяся 2 класса МБОУ «Золотонивская СШ» Научный руководитель Пурклова Наталья Сергеевна.

Итоговое мероприятие проекта «Моя семья. Моя родословная» в средней группеИтоговое мероприятие проекта «Моя семья. Моя родословная» в средней группе Проект на тему «Моя семья. Моя родословная» в средней группе. Итоговое мероприятие. Цель: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям,.

Педсовет «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала ребенка через игровую деятельность» Педагогический совет на тему: «Развивать познавательный интерес, интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка через игровую деятельность.

Сценарий интеллектуально-познавательного, физкультурно-оздоровительного праздника «Приключения в Стране сказок и чудес»Сценарий интеллектуально-познавательного, физкультурно-оздоровительного праздника «Приключения в Стране сказок и чудес» Ход праздника. Вступление. Звучит любая ритмическая музыка. На площадку перед зданием детского сада выходят дети старшей группы вместе.

Библиотека изображений:

Публикация Сценарий интеллектуально-познавательного вечера «Моя родословная» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Галина Аблисимова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сценарий интеллектуально-познавательного вечера «Моя родословная»
Опубликовано: 19 ноября 2018 в 21:41
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД