МААМ-картинки

Сценарий интеллектуально-познавательного развлечения «Встреча весны, прилет птиц»

Елена Ёда
Сценарий интеллектуально-познавательного развлечения «Встреча весны, прилет птиц»

Сценарий интеллектуально-познавательного развлечения

«ВСТРЕЧА ВЕСНЫ, ПРИЛЁТ ПТИЦ»

для старшего дошкольного возраста

Цель:

Активизация познавательной деятельности детей через использование обычаев и традиций русского народа, эстетические чувства и переживания, развитие эмоционального отклика на весенние проявления природы.

Задачи:

- Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором. - Расширять представления о жизни в старину.

- Углублять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.

- Знакомить с разнообразным миром птиц.

Публикация «Сценарий интеллектуально-познавательного развлечения „Встреча весны, прилет птиц“» размещена в разделах

- Воспитывать интерес и заботливое отношения к ним.

- Прививать любовь и бережное отношение к родной природе

- Доставить детям удовольствие от общения друг с другом в совместных подвижных и веселых играх.

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций «Времена года. Весна»;

- наблюдение за птицами на участке

- беседы о праздниках и традициях русского народа;

- чтение художественных произведений;

- заучивание пословиц, поговорок, народных примет, закличек;

- разучивание хороводов, подвижных игр;

- прослушивание музыкальных произведений о природе;

Оборудование:

Видеослайды:

- первоцветы,

- гнёзда птиц.

- Аудиозаписи голосов птиц,

- аудиозаписи для музыкального сопровождения,

- видеоролик «Жаворонки»,

- оборудование для подвижных игр,

- птички-оригами и схемы их изготовления.

Ход развлечения:

Дети входят в зал под музыку, выстраиваются полукругом. В линию вперёд выходят 4 чтеца.

Реб.

Природа проснулась, все радостью дышит

Становятся дни все длинней и длинней.

И солнце гуляет по небу все выше,

И веет теплом от оживших полей.

Реб.

Вот и снег давно растаял,

Зеленеет всё вокруг,

В небе солнышко сияет,

Птицы весело поют!

Реб.

Если солнце ярче светит,

Если всем нам не до сна

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна.

Реб.

Зацепилось солнце за сосну,

Уронило в снег лучей охапку

Проходил медведь, сложил их в шапку.

Рыжий мех у шапки был худой

Снег под ней растаял, стал водой.

Той воды березка напилась

С перелетным ветром обнялась.

Ни покоя ей теперь ни сна, —

Так и началась в лесу весна!

Дети садятся на стульчики

1 Воспитатель: Ребята, мы с вами собрались сегодня отметить приход весны и прилёт птиц. Просыпается и оживает вся природа, звонко бегут ручьи, из под снега появляются первые цветы, которые так и называются - первоцветы!

Если вы с родителями уже гуляли в нашем лесу или в парке, то наверное видели эти цветы. Давайте вспомним их названия - внимание на экран:

На экране по очереди слайды:

- подснежник

- чистяк

- пролеска

- примула

- крокус

- гусиный лук

- фиалка

- мать-и-мачеха

- хохлатка

1 Воспитатель: Молодцы, все вспомнили названия ставропольских первоцветов.

Реб.

Улетела ласточка за тридевять земель.

Возвращайся, ласточка! На дворе апрель.

Возвращайся, ласточка! Только не одна:

Пусть с тобою, ласточка, прилетит Весна!

1 Воспитатель: Песня «Ласточка».

2 Воспитатель:

Домой из теплых краёв возвращаются перелётные птицы, им пора петь красивые песни, строить гнёзда, выводить птенцов. А вы знаете, какие птицы к нам прилетают весной?

Дети: (гуси, утки, грачи, журавли, лебеди, скворцы, жаворонки и т. д.)

2 Воспитатель: Как назвать их одним словом? (перелетные).

А какие птицы зимовали вместе с нами? (вороны, голуби, воробьи)

А их как можно назвать их одним словом? (зимующие)

А почему некоторые птицы улетают, а некоторые остаются зимовать? (ответы детей)

Реб.

Перелётные птицы – это те птицы, которые теплую половину года проводят с нами, а когда наступают холода и исчезают насекомые, они улетают от нас в тёплые страны.

2 Воспитатель:

Каждый перёлет очень труден и опасен для птиц. Некоторые не выдерживают столь долгого пути и даже погибают. А почему они всё же возвращаются обратно?

(ответы детей)

1 Воспитатель:

Ученые до сих пор не могут ответить на этот вопрос. Я думаю, что птицы просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились птенцами из яиц, учились летать, добывать пищу. Их зовёт любовь к родному краю и родному дому.

2 Воспитатель:

А что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

Реб.

Может случиться экологическая беда: некому будет защищать сады и леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат весь урожай, некому будет разносить по земле семена ягод, растений, мы никогда не услышим чудесных птичьих песен.

1Воспитатель:

А сейчас мы поиграем в игру «Зимуют-улетают».

На разноцветных полосках бумаги написаны по частям названия птиц. Наши дети соберут из полосок эти названия, а вы, зрители, поможете определить, какая это птица: перелётная или зимующая. (На подносах лежат разноцветные карточки, дети берут их и составляют названия птиц и показывают по очереди зрителям. После определения, к какой категории относится птица - переходят к солнышку или снежинке. По окончанию складывают карточки на поднос и возвращаются на места.)

2 Воспитатель:

Именно прилет птиц к своим местам гнездования и считается праздником близкой весны. В русских деревнях 22 марта в день весеннего равноденствия -

Кстати, почему он так называется? (ответы детей) - справляли детский праздник Сорок сороков.

Реб.

В народе говорили, что к этому дню «сорок сороков птиц прилетает из заморских стран». И по обычаю, пекли из ржаного теста фигурки птиц – «жаворонков». (показывает на экран) На экране видеоролик с «жаворонками»

2 Воспитатель:

Ребятишки ватагой бегали по улице с этими птахами в руках, подбрасывали их вверх, ловили с громкими криками и закликали весну, а затем хлебцы съедали.

Реб.

А ещё накануне праздника женщины месили тесто и пекли сорок шариков. Шарики по одному выбрасывали каждый день в окно. Крестьяне верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года.

1 Воспитатель:

Развлечением деревенской молодежи были «Веснянки» - особые песни с хороводами, играми и закличками. Давайте, дети, и мы с вами весну закличем. Становитесь в хоровод, а зрители нам будут помогать - петь-закликать вместе с нами.

Дети выходят на хоровод, Весна подходит к воспитателю.

Весна, весна красная, приди весна с радостью (идут по кругу)

С доброй радостью, великой милостью, со льном высоким (поднимают руки вверх)

С корнем глубоким (приседают)

С дождями сильными (сужают круг)

С хлебами обильными (круг расширяют).

В конце становятся полукругом вдоль задней стены. Выходит девочка-Весна

Весна:

Я, Весна-красна, бужу я землю ото сна,

На ваш праздник я пришла, вся нарядна, весела.

На полях рощу цветочки, а на веточках - листочки.

Прогоняю с речки лед. Светлым делаю восход.

Знаю, ждут меня повсюду, приношу я радость людям.

Всем на свете я нужна, ведь недаром я - Весна!

2 Воспитатель: Ну что ж, присоединяйся к нам, мы тебя очень ждали.

Весна: Ну раз ждали, так расскажите, какие приметы обо мне вы знаете, а я у вас тут побуду, послушаю. Весна становится к детям.

Дети по очереди:

Длинные сосульки - к долгой весне.

Гром ранней весной - перед холодом.

Март сухой, апрель сырой, май холодный – год хлебородный.

Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне.

Из берёзы течет много сока — к дождливому лету.

Увидал скворца – знай: весна у крыльца.

2 Воспитатель: (к зрителям): а вы знаете весенние приметы? (Ответы детей)

1 Воспитатель:

И я знаю примету: Если весной много паутины – это к жаркому лету.

Ребята, а давайте все вместе с Весной поиграем в игру «Летает - не летает».

Правила такие: если я правильно называю летающую птицу - вы говорите ДА! и хлопаете в ладоши. Если я называю нелетающую или не птицу, вы говорите НЕТ! и топаете ногами. Начинаю!

Летит- летит - орел

Летит- летит - щегол

Летит- летит - синица

Летит- летит - горчица

Летит- летит - сазан

Лети-летит - фазан

Летит- летит- кукушка

Летит-летит - лягушка

Летит-летит - старушка

Летит-летит - сухарь

Летит-летит - глухарь

Летит-летит - ворона

Летит-летит - трава

Летит-летит - сова

Летит-летит - кувшин

Летит-летит- пингвин

Летит-летит - дракон

Летит-летит - балкон.

Летит-летит- журавль

Летит-летит корабль

Летит-летит - дворец

Летит-летит- скворец.

1 Воспитатель: справились с задачей, усердно топали и хлопали. А теперь присядьте и отдохните.

Дети идут на места.

Весна: Птицы – мои друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям. А вы знаете, какую? (поедают вредных для людей насекомых). А ещё некоторые птицы поют красивые песни, которые людям очень нравится слушать.

1 Воспитатель: Вы слышите, ребята, в лесу запели птицы. Угадайте, кто это?

Аудиозапись с голосами птиц

кукушка ответы детей

синица ответы детей

скворец ответы детей

воробей ответы детей

сова ответы детей

ворона ответы детей

2 Воспитатель: Ой, а вот это совсем и не песня. Что это, кто это, ребята?

стук дятла ответы детей

2 Воспитатель: а зачем он по деревьям стучит-барабанит? (ответы детей)

Ну что ж, голоса птиц вам хорошо знакомы, справились с заданием.

Весна:

Птицы-птицы, прилетайте,

Свои крылья расправляйте,

Меня, Весну, радуйте, встречайте!

1 Воспитатель: «Танец птиц» (выходят 9 девочек)

Реб.

Прилетели к нам скворцы

Молодой весны гонцы.

Червяков они клюют

Дружно, весело поют!

Реб.

В зелени ветвей зелёных,

Поёт песни соловей

Радует прекрасным пеньем,

Нету голоса звончей!

Реб.

Трясогузка, трясогузочка —

Полосатенькая блузочка

По земле шагает,

Хвостиком махает.

1 Воспитатель: Раньше всех возвращаются в родные места трясогузки. Затем- грачи, и тут же, не теряя времени, чинят свои гнёзда, откладывают яйца и начинают насиживать их. Никто из перелётных птиц раньше грачей не выводит потомство. Вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки и другие. А первая песня жаворонка - свидетельство того, что весна наступила уже бесповоротно.

1 Воспитатель: Ребята, а вы знаете где и из чего делают птицы гнёзда? (ответы детей)

Посмотрите, какие разные гнёзда у птиц: (слайды)

2 Воспитатель:

– Сорока строит гнездо из глины и веток слайд

– Иволга плетет из травы гнездо - корзинку слайд

– Филин живет в дупле слайд

– У ласточки гнездо из травы и глины слайд

– Соловей прячет гнездо в густом кустарнике у самой земли слайд

– У щегла гнездо из сухой травы слайд

– А для скворцов люди строят специальные домики -. (скворечники). слайд

1 Воспитатель: А теперь я предлагаю поиграть, свою ловкость показать

Игра «У каждой птички своё гнёздышко»

(дети образуют несколько гнёзд, кругов по 4-5 человек, внутри- «птичка». Под музыку все ребята скачут по залу, в это время птички перемещаются, с окончанием музыки, каждое гнёздышко должно собраться около своей птички, кто быстрее)

Игра повторяется 3-4 раза. Потом так же играют дети других групп.

2 Воспитатель: А я сейчас проверю, как вы знаете птиц. Наши дети загадают загадки, а вы их будете отгадывать.

Реб.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(грач.)

Реб.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах

Серо-чёрная… (ворона)

Реб.

День и ночь поёт певец,

А зовут его… (скворец)

Реб.

Всё летает и стрекочет,

Новость рассказать всем хочет. (сорока)

Реб.

По дорожке скачет птичка,

Только вовсе не синичка,

Угадай её скорей,

Это шустрый… (воробей)

Реб.

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

(Дятел.)

Реб.

Кто летает тёмной ночью

И схватить мышонка хочет? (сова)

2 Воспитатель: (хвалит детей)

Весна:

Всё-то вы знаете, на вопросы отвечаете.

Вот прилетели птицы, вот гнёзда свили,

вот яйца отложили, да птенцов вывели.

Что ж дальше они делать будут? (надо выкармливать птенцов)

1 Воспитатель:

Приглашаю вас поиграть ещё в одну игру, которая так и называется:

«Накорми птенцов».

(Детей делят на птиц и птенцов. Птицы должны «накормит»ь птенцов. Птиц должно быть больше, чем птенцов). Под музыку птицы - летают, птенцы спокойно ходят. Музыка останавливается – птицы летят кормить птенцов (птица-родитель берёт за руку любого птенца-ребёнка. Птицы, которым не хватило птенца, выбывают из игры).

Игра повторяется 3-4 раза. Потом так же играют дети других групп.

2 Воспитатель:

Ребята, вы сегодня все молодцы! Вы многое знаете о птицах, помогаете им в самое трудное для них время. Дружите с птицами, оберегайте их всегда и везде, и тогда окружающий нас мир станет намного прекрасней!

Реб.

Гнездо на ветке, птичий дом

Вчера птенец родился в нем,

Ты птичий дом не разоряй,

И никому не позволяй!

Реб.

Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть и для них тепло!

Разве можно забыват: улететь могли,

А остались зимовать заодно с людьми!

Реб.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех сторон,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо!

Небогаты их корма,

Горсть нужна одна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима!

1 Воспитатель: Мы с вами поговорили о весне и её приметах, том, как люди встречали весну, как закликали её и птиц, узнали, что в семьях пекли «жаворонков» из теста.

Я предлагаю вам на память о сегодняшнем празднике сделать каждому свою птичку. Вы умеете делать поделки способом оригами. Я подарю каждой группе по птичке и дам воспитателю схему, как её сделать, а вы потом у себя в группах сложите из бумаги этих птиц.

Спасибо всем гостям за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Встреча весны». Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста«Встреча весны». Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста Под веселую музыку дети входят в зал и садятся на стульчики. Ведущий- Дружно мы весну встречаем И с поклоном приглашаем Всех, кто любит.

Сценарий физкультурно-познавательного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Дорожная азбука»Сценарий физкультурно-познавательного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Дорожная азбука» Цель: закреплять знания детей по правилам дорожного движения. Задачи: - продолжать знакомить с элементами дороги; - закреплять умения детей.

Фотоотчет о развлечении «Прилет птиц» в младшей группеФотоотчет о развлечении «Прилет птиц» в младшей группе Опять слышна нам птичья трель, Звенит и радует нам слух. Пришел апрель, пришел апрель. Зеленым стало все вокруг. В зеленом кружева леса.

Календарно — тематическое планирование в подготовительной группе. Тема «Прилет птиц»Календарно — тематическое планирование в подготовительной группе. Тема «Прилет птиц» Календарно - тематическое планирование в подготовительной группе Тема "Прилет птиц" Цель: Обогащать знания детей о перелетных птицах,.

Подборка русских пословиц к развлечению «Прилет птиц»Подборка русских пословиц к развлечению «Прилет птиц» Русские пословицы про перелётных птиц Грач на дворе – весна на дворе. *** Одна ласточка весны не делает. *** Грач прилетел – через.

Фотоотчет о мероприятии в ДОУ «Прилет птиц»Фотоотчет о мероприятии в ДОУ «Прилет птиц» «Прилет птиц» Под звонкие капели птицы прилетели, зелёные косыночки берёзоньки надели, скворцы спешат к скворечникам, всем стало не до.

Библиотека изображений:

Публикация Сценарий интеллектуально-познавательного развлечения «Встреча весны, прилет птиц» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Ёда на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сценарий интеллектуально-познавательного развлечения «Встреча весны, прилет птиц»
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 23:10
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД