Лучший педагог года

Сценарий фольклорного праздника «Как в родной сторонушке на Дону широком»

Туникова Марина
Сценарий фольклорного праздника «Как в родной сторонушке на Дону широком»

Как в родной сторонушке на Дону широком

Музыкальный руководитель: Туникова М. Л.

Предварительная работа:

1. Беседы о традициях, быте донских казаков

2. Знакомство с рассказами, сказками, стихотворениями.

3. Прослушивание, разучивание казачьих песен, плясок

4. Разучивание стихов.

5. Конкурс рисунков на тему «Малый уголок Родины»

Выставка книг о Донском крае «Мой край родной!

6. Видеосюжет «Мы живем в России» (На Дону)

7. Подготовка слайдов по сценарию.

8. Подготовка костюмов.

Публикация «Сценарий фольклорного праздника „Как в родной сторонушке на Дону широком“» размещена в разделах

9. Оформление центральной стены

10. Подготовка атрибутов.

11. Оформление зала

Звучит веселая казачья музыка, дети заходят в зал, садятся на стульчики.

Музыка меняется, в зал входят (в казачьих костюмах)ведущий и 2ребенка.

1. Слайд «Весна в родном краю»

Ведущий: Пробудилось все ото сна, вот и на Дон пришла весна!

Будем весело играть, Песни петь и танцевать!

1. Наша Родина – Россия и донской казачий край!

Неба синь да степь родная, а в степи ковыльный край!

2. Край Донской наш родной, как для нас ты много значишь!

Прими же ты от нас поклон, земной поклон тебе, казачий! (дети кланяются)

Ведущий: Край у нас действительно замечательный. Мы любим свой край, свою малую Родину и учимся бережно относится к своему прошлому.

Видеофильм «Мы живем в России» (На Дону)1.5мин.

А хотите, ребята, мы вместе отправимся в путешествие в далекое прошлое?

Посмотрите на старинный расписной платок. Платок не простой, он из бабушкиного старинного сундука. (Платок лежит на стульчике).

Глазки вы сейчас закройте и тихонечко постойте!

Платком ярким мы махнем, в прошлое мы попадем.

ФОН звучит казачья музыка

Народ собирается «Весна на Дону» начинается!

Ведущий и дети садятся

2. Слайд – «Курень казачий»

Звучит музыка «Донское утро» (Диск «Между Доном и Волгой»)

Открывается занавесь, имитация куреня

Выходит Хозяйка (Вед 2) Зябко поеживается, одевает платок, в руках грабли,девочки-казачки спят на кровати.

Хозяйка: Вот и весна на Дон пришла - и сразу стало не до сна

Солнце рано встает, на работу всех зовет

Ведь недаром говорится:

«На Донской земле все родится

Надо только хорошо трудиться». Пойду и я в поле

Уходит. Просыпаются дочки – казачки. Потягиваются, протирают глаза, и т. д.

1 дочка: Ой, сестренки, глянь-ка в окошко! Солнышко смеется. Надо, маменьке, подмогнуть. Работы на всех хватит. Никто в стороне не останется, каждому дело достанется! Вот я уберусь в курене, пол чисто подмету. (берет веник, подметает)

2 дочка: А я с подружками по воду пойду. (берет коромысло и ведро,уходит)

Звучит фонограмма плача ребенка

3 дочка: Ну, а мне с малой нянчиться. Уж я плакать ей не дам. (подходит к люльке и берет малыша-куклу

Звучит казачья песня: «Колыбельная» муз Л. А. Побежимова

3 дочка поет, укачивает куклу, укладывает в люльку. В это время 1 дочка подметает пол, подпевает ей. Заходит девочка с водой, ставит ведро, все рассаживаются на лавки и занимаются рукоделием, музыка меняется

Входит Хозяйка.

3. Слайд –«Одежда казаков»

Хозяйка: Здорово, ночевали!

Дети: Слава Богу!

Хозяйка: Устала я с утра, с братьями в поле наработалась.

А как вы тут по дому управились?

1 дочка: Садись маменька, на лавку, отдохни, да воды колодезной испей, сил и прибавится (подает корчик с водой)

Хозяйка: Не знаю. Как кому, а мне вода Донская слаще меда!

2 дочка: Мы все в курене сделали, не волнуйся. А теперь решили рукоделием заняться.

Хозяйка: Ох, и молодцы вы, дочки. Любуюсь, да радуюсь, что такие добрые казачки растут. Скажи, Аксиньюшка, что у тебя получилось?

1. дочка (Аксинья) Вот родному батюшке кушак. Чтоб подпоясывался в боях (показывает)

Хозяйка: А чем меня Настасьюшка порадует?

2 дочка (Настя) : А тебе матушка платок

В середине золотой цветок! (показывает)

1. Хозяйка: А ты, Миланьюшка, что сшила?

3 дочка:(Миланья) Вот сшила брату рубаху,

Чтоб в бою не знал он страха! (показывает)

Хозяйка: Спасибо, вам дочки, от всей души. Вам здоровья и вашим золотым ручкам, сноровки, да умения! А я мужу своему бате вашему, кисет новый приготовила. Кисет для казака в военном походе – кусочек дома.

Все встают, рассматривают

Хозяйка: (задумчиво)Поглядит он на кисет в дальней сторонушке - сразу дом, меня, вас, детушки, вспомнит…А помните,как мы провожали батю в поход. (вздыхает).Ну не будем горевать, будем песню запевать

4. Слайд –«Проводы казака в поход».

Песни «Как за Доном за рекой» девочки 2 гр.

1 дочь: Да, казачьи песни петь и слушать. Что мед ложкой кушать!

Хозяйка: Доченьки мои славные! Настанет время вам суженного выбирать, вспомните мудрость казачью: «Злой – песен не поет, Злоба у человека голос (отнимает) душит. Будьте настороже с тем, кто песни петь не любит. А нам сейчас вся станица подпевала (показывает на гостей, с открытой душой здесь люди живут

5. Слайд –«Возвращение казаков с похода»

Звучит фоном песня «Служба – матушка, шашка – невидимка»

Хозяйка: Сердце – то не зря взыграло и оно мне подсказало:

Едут, едут по станице с похода наши казаки.

Казачки прихорашиваются, поправляют платки.

В зал на «лошадках» под песню «Доля казака» заезжают мальчики-казаки.

Хозяйка: Вот и дождались мы вас, родные.

1. Казак: Здравствуй, милая станица. Вновь судьба свела с тобой

Здесь мне выпало родиться, И вернулся я домой

2. Казак:Станица милая моя

Ты для меня так много значишь

Здесь ждут меня маманя и сестра

И каждый шаг приносит мне удачу!

3. Казак: В родной степи шумят поля и реки

Цветут сады, колышется трава

Очаровала, ты меня навеки

Родимый Дон, любимая земля.

4. Казак:О ней я бредил по ночам,

Страданий не тая

Она – начало всех начал

Земля моя! Любовь моя!

5. Казак:Вновь душа от счастья плачет,

Дону в поле поклонюсь

Пусть мне 100 дорог назначат-

Все: Я опять сюда вернусь!

6. Казак: Верно сказано: «Земля Донская- казаку мать родная»

Все: Любо! Любо! Любо! (ставят коней у плетня)

Ведущий: Ну-ка казаки, покажите свою удаль.

Танец «Казачата» мальчики 2,4,5,6 гр

Атрибуты: сабли по числу мальчиков.

После танца мальчики 6 гр. остаются на месте

7. казак: Мы донские казачата мудрых прадедов внучата,

С острой шашкой и конем, мы в бою не подведем!

8. казак: Нам дано такое право, сохранить былую славу

Наших дедов и отцов, Дона славных молодцов!

9. казак: Шашка, пика, верный конь, рой наездников любимых –

С ними мы не отразимы, мчимся в воду и огонь!

Ведущий: А какое же главное призвание казака?

Дети: - Быть военным.

Песня : «Если хочешь быть военным» мальчики и девочки6гр.

Все казачки : Добро пожаловать домой.

1 казачка: Милости просим гости дорогие за стол, отведать наши угощения

Дети садятся, 4 девочки подходят к столу

6. Слайд – «Пища казаков»

Ведущий: Будем угощать вас, хлебом, солью.

2 казачка: Караваи, калачи, с пылу, с жару из печи

3 казачка: Пироги с начинкой жареной – ветчинкой (свининкой)

10. казак: (встает с места)Был бы пирог, найдется, и едок

1. казак:(встает с места) Давно мы не едали такой пищи

Хлеб да вода – молодецкая еда!

2. казак: Так сладко, что того и гляди язык проглотишь.

4. казачка: (встает с места)Каков гость, таково ему и угощение.

Фон «Мой миленок вареников хочет»

Ведущий: (Берет со стала поднос) Но мы для вас приготовили не только пироги да калачи,а и лапшицу, да курочку и узвар даже сварили. Узвар- это компот из сухофруктов. Ай да вкусное угощение. (проносит поднос)

Казак: Я ухи бы съел немного.

Ведущий: Да вот только рыбки в Дону мы не наловили, да ушицу не сварили. Поможете казачата рыбки наловить в реке. Казаки любили рыбачить.

7. Слайд- «Казаки на реке»

Игра: «Кто быстрей наловит рыбы.»

Атрибуты: Удочки, рыбки, ведра,2пенька, имитация реки.

Дети делятся на 2 команды.

Ведущий: Молодцы казачата,рыбу наловили, можно и ухи наварить.

А возле печки всегда стоял? Угадайте-ка!

Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт, а сам в угол идет. (Ухват) .

Вот (показывает ухват)

8. Слайд – «Кухня казаков»

Ведущий: Вот в этом чугунке мы сварим уху, а есть мы будем деревянной ложкой. А узвар будим пить из чашек глиняных. Посмотрите, какие мы приготовили глиняные миски и кувшины для гостей наших дорогих,да расписные. (рассматривают посуду на столе и на экране) В старину вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству; кто хотел пролезть без очереди, тот мог получить ложкой по лбу. Кто быстрее всех кушал, тот лучше всех и работал. Вот мы сейчас и проверим, кто же у нас быстро кушает и хорошо работает.

Игра: «Отведай уху»

Атрибуты: 3 чугунка, ложки по числу детей.

Дети сидят на местах им раздают деревянные ложки и чугунок. По сигналу,дети передают чугунок друг другу.

После игры хозяйка выходит с казакомгр. №7

Хозяйка: Быстро ложкой работаете, сразу видно,что помощники хорошие.

казак: Отобедали гуртом, а теперь плясать пойдем.

И казачки нам под стать. Просто глаз не оторвать!

Хозяйка:Да, казачки на Дону хороши как цветочки. Сейчас в Донских степях распускаются лазорики, маки, и наши маленькие казачата исполнят танец «Маков цвет».

Казак 1 : Во станице погулять вышли казачата.

Веселятся от души парни и девчата.

Казачка 2 : Ой, стук – перестук. С каблука на каблук,

Заходили каблуки, аж трещат половики.

Веселье продолжается. Пляска начинается.

Таней «Маков цвет» дети ср. гр №7

Атрибуты: платочки по числу девочек

9. Слайд «Народные инструменты»

Хозяйка: И ни один праздник не обходился без музыкальных инструментов. Казаков, которые умели играть на музыкальном инструменте, очень ценили, их с радостью приглашали в гости в любой дом. Играли на свистульке, жужжалке, погремушке, балалайке, гуслях, рожке, свирели и конечно же на гармошке. Сейчас самые старшие казачата нам исполнят шуточный танец «Гармошка».(дети гр. №4 готовятся к выступлению)

Пока наши артисты готовятся, нам расскажет (имена детей. гр. №4) про гармониста Антошу.

1. — Ну-ка, гармонист Антошка, доставай свою гармошку.

Чтобы ноги в пляс пошли, нас скорей развесели.

2. — Так и быть, — сказал Антон, И достал гармошку он,

Широко ее развел, Из гармони звук пошел.

3. Развеселый, удалой, Всем знакомый и родной.

Эге-гей, играй, гармошка, Молодчина наш Антошка!

Танец «Шуточный танец» гр. №4-5

Атрибуты: стул,гармошка, платочки по числу девочек.

10. Слайд –«Скачки казаков»

Ведущий: Повеселились немножко.

А сейчас у нас состязанья. Состязанья не простые,

Без шашки и коня не прожить казаку даже дня.

Эти состязания переходили в настоящий воинский праздник "Шермиции".

Это примерные бои, устраиваемые на праздниках казаками Дона. Здесь донские казаки показывали умение владеть конем и оружием, демонстрировали лихость и отвагу. В этих воинских играх отрабатывалось умение ведения боя, в них народ выявлял лучших и достойных.

Ведущий приглашает 2 мальчиков

Мальчик 1: Ну, держитесь, казачата, состязаться вы должны

Покажите свою удаль, покажите свою силу,

Так велит обычай старины.

Ведущий: Итак, мы начинаем! Верным другом казака была его лошадь.

Мальчик 2: На них сеяли и пахали.

На войну казаков провожали.

На донских скакунах воевали

И врага завсегда побеждали!

Ведущий: И именно с лошадью у нас первое состязание «Скачки».

Сейчас девочки станут верными подругами казаков, они будут выводить лошадь казакам, как в старину их выводили жены – казачки своим мужьям, казак садится на лошадь верхом и скачет к месту назначения.

Соревнование: «Скачки»

Атрибуты:2 «лошади»

4 девочки стоят в колонне напротив колонны из 4 мальчиков.

Девочки берут лошадь, бегом несут ее казаку, тот «садится верхом», и «скачет» в обратном направлении, отдает лошадь следующей девочке, становится в колонну к девочкам. Колонны должны поменяться местами

11. Слайд- «Джигитовка».

Хозяйка: По другому «Скачки» назывались «Джигитовка». Нам сейчас (имя ребенка) расскажет об этом

Мальчик 3:Казак на резвом скакуне постоял на голове,

Саблю подержал в зубах, когда конь был на дыбах,

А еще он на скаку влез под стремя, под узду.

Хозяйка: Вот какой лихой казак и на голове постоял и саблю в зубах подержал. Во время джигитовки нужно было еще преодолевать препятствия, или собирать предметы с земли. И сейчас мы потренируемся.

Соревнования Наездников

Атрибуты: кегли 8 штук, флаги по количеству детей,2 «коня»

Дети строятся в две колонны по 4-5 человек.

По сигналу казачата по очереди «садятся на коня» и скачут змейкой между кеглями, подбирают по дороге флаг, продолжают змейку до места и бегом возвращаются назад, у каждого должен остаться флаг в руке, коня передают следующему наезднику.

12. Слайд «Веселье казаков»

Хозяйка: Казачье войско на состязаниях не только соревновалось, но и умело отдыхать с хорошей песней. Наши самые маленькие казачата сыграют казачью песню «Барыня-Сударыня»

Выходят дети гр. №7

1 – Кто не знает наш детсад? Здесь ребята – молодцы!

Просят все добавку каши, казачата – удальцы.

2 – Казаком я смелым буду, Шашку на ремне носить,

Мать родную не забуду, Буду Родине служить.

3 – Мы казачки не простые, Просим помнить это вас.

Все казачки – «Расписные», Садик «Сказка» у нас.

Песня «Барыня-Сударыня»

Хозяйка: Молодцы, казачата, звонко поете, а что (имя девочки)хочет нам сказать?

Девочка: (гр. №2)Я казачка хоть куда, молода и хороша,

Могу петь я как певица, песня льется, как водица.

Не поверите друзья, и танцую я всегда.

Хозяйка: Мы сейчас проверим, как у нас дети научились танцевать. Но сначала отгадайте загадку

В лесу расту я маленькой, душистою и аленькой.

Но меньше, чем клубника… Так кто я?. Конечно земляника.

Я приглашаю детей на казачий танец «Земляничка-Ягодка».

Танец: «Земляничка-Ягодка» дети гр№2-5

Ведуший: Молодцы казачата! Наступает весна, просыпается природа, степь оживает, все рады теплу, солнцу! Прекрасна наша Родина-

наш Донской любимый край.

Выходят дети ст. гр. №6

1. Я родом из Донского края.

На свете нет прекрасней рая.

Простор степей, простор песков

И хлебных желтых колосков.

2. Великий и могучий Дон,

Он с Волгой нежной обручен.

Прекрасный здесь живет народ.

Казаки - мир его зовет.

3. Казак – опора всей России.

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь,

Гордятся все, и я горжусь.

Танец: «Ой, как было на Дону»

Ведущий: Мы сегодня вместе веселились,

Край Донской прославлять не ленились,

Хозяйка: Угощенье приготовили на славу

Веселились, танцевали мы по праву!

Все: Любим мы Дон всегда!

Казаки мы – хоть куда!

Общая пляска

Дети получают угощения

Публикации по теме:

Сценарий фольклорного праздника «Иван Купала»Сценарий фольклорного праздника «Иван Купала» «Ивана Купала»Фольклорный праздник для детей среднего и старшего дошкольного возраста Действующие лица: Ведущий – Кикимора – Под народную.

Сценарий открытого фольклорного праздника «Посиделки на Покров»Сценарий открытого фольклорного праздника «Посиделки на Покров» Одной из задач ФГОС является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных.

«Масленица». Сценарий школьного фольклорного праздника«Масленица». Сценарий школьного фольклорного праздника Ход праздника. Выходят два скомороха Скоморох 1-й. Здравствуйте, друзья! Знакомы ли вы с таким праздником – Масленица? В церковных книгах.

Сценарий фольклорного праздника «День Ивана Купалы»Сценарий фольклорного праздника «День Ивана Купалы» «День Ивана Купалы» Цель: расширение представлений дошкольников об окружающем мире и активизация их познавательных интересов на основе использования.

Сценарий школьного фольклорного праздника «Березовая карусель» «Берёзовая карусель» Поют частушки «Пестрецовские посиделки» Вед1. За рекой запел соловушка Полыхает зорька алая- Все в краю родном наполнено.

Сценарий фольклорного праздника «Колядки в казачьей станице»Сценарий фольклорного праздника «Колядки в казачьей станице» "Колядки в казачьей станице Ново-Баклановской"(с элементами казачьего театра) Дети всего детского сада собираются в музыкальном зале(.

Сценарий фольклорного праздника «Масленица»Сценарий фольклорного праздника «Масленица» Ведущая. Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Собирайтесь, снаряжайтесь веселый праздник справлять, широкую Масленицу встречать.

Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки»Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки» Под музыку "Русские матрешки" входят Хозяйка и 5 матрешек. Музыка закончилась, а матрешки продолжают танцевать. Хозяйка: Дуняша! Наташа.

Сценарий фольклорного праздника «Жаворонки»Сценарий фольклорного праздника «Жаворонки» Фольклорный праздник «Жаворонки» Вед: Весна на пост свой заступила, Тепло земле всей подарила И солнечным ярким лучом С улыбкой вошла в.

Сценарий праздника «Покровская ярмарка на Дону» в подготовительной группе .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий фольклорного праздника «Как в родной сторонушке на Дону широком»
Опубликовано: 23 февраля 2022 в 16:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий фольклорного праздника «Как в родной сторонушке на Дону широком»» (включая файлы) размещена пользователем Туникова Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД