МААМ-картинки

Нетрадиционные методы закаливания детей с ограниченными возможностями развития младшего возраста

Зера Меджитова
Нетрадиционные методы закаливания детей с ограниченными возможностями развития младшего возраста

Самоанализ

работы по теме «Нетрадиционные методы закаливания детей с ограниченными возможностями развития младшего дошкольного возраста».

Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Здоровый образ жизни – это рациональное питание, занятие спортом, и многое другое. Важную роль играет и закаливание. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной.

Публикация «Нетрадиционные методы закаливания детей с ограниченными возможностями развития младшего возраста» размещена в разделах

Вопросы здоровья детей были предметом исследования педагогов прошлого: Я. А. Каменского, Д. Локка, отечественных ученых М. В. Ломоносова, Н. И. Пирогова. В настоящее время проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной, является приоритетным направлением политики государства. Регламентируется и обеспечивается нормативно-правовыми документами: закон РФ «Об образовании» (ст. 51, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указом Президента России «Об утверждении основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».

Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут начало с дошкольного возраста. В этих условиях особенно важной становится задача сохранения и укрепления здоровья детей в процессе дошкольного воспитания и образования. Эта задача должна решаться не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов, путем внедрения здоровьесберегающих технологий.

Особенно актуальна проблема у детей северных регионов России. Региональные особенности ХМАО создают дискомфортные условия для жизни человека. Резкие перепады атмосферного давления, температуры, влажность воздуха, частое столкновение атмосферных фронтов, воздействуя на неокрепший организм ребенка, повышают напряжение механизмов адаптации, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет.

Дети с ограниченными возможностями часто отличаются повышенной чувствительностью к инфекционным заболеваниям, особенно заболеваниям верхних дыхательных путей. Они хуже, чем их здоровые сверстники, приспосабливаются к изменяющимся условиям внешней среды, прежде всего к температурным и атмосферным изменениям. При перемене погоды, особенно атмосферного давления, самочувствие многих из них ухудшается: они становятся более беспокойными, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головные боли, у некоторых из них пропадает аппетит, появляется вялость, сонливость. Поэтому, особенно важное значение имеет укрепление их общего здоровья. Одним из таких способов и является закаливание организма, которое необходимо начинать с самого раннего возраста. Выбор способа закаливания зависит от характера заболевания, возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

Никто не будет отрицать, что закаленные дети болеют реже. Это и определило тему моей работы «Нетрадиционные методы закаливания детей с ограниченными возможностями развития младшего дошкольного возраста».

Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма ребенка ко всем неблагоприятным факторам внешней среды.

Меня привлекло то, что закаливание является одним из наиболее эффективных способов укрепления здоровья детей и в тоже время не требующим больших затрат времени, дорогостоящего оборудования и лекарств.

На первом этапе для определения цели и задач по закаливанию детей, необходимо было провести анализ частоты заболеваемости детей ОРВИ и ОРЗ.

Учитывая результат анализа, на втором этапе работы была поставлена цель: построение системы работы по закаливанию детей с ОВР младшего дошкольного возраста.

Для достижения цели были определены задачи:

- уменьшение заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ;

- привлечение родителей для получения более эффективных результатов

Также я руководствовалась определенными принципами, к числу которых относятся:

• Принцип ЗОЖ – соблюдение санитарно-гигиенического режима;

• Принцип профилактики – профилактика здоровья детей

• Принцип природосообразности – учет и использование физических возможностей организма ребенка в соответствии с возрастным развитием, дифференцированный и индивидуальный подход к ребенку

• Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и апробированными методиками. «Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия» (Всемирная Организация Здравоохранения)

• Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поисках новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей

• Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья

Поставив перед собой цели, задачи, определив принципы, я занялась поиском методов и мероприятий оздоровления и закаливания детей. Всем известны традиционные способы закаливания : «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», но я остановилась на нетрадиционных методах. По моему мнению, это наиболее эффективный и подходящий метод для детей младшего дошкольного возраста с ОВР. Для выполнения мероприятий по закаливанию детей мной была выстроена система работы, которая разрабатывалась и корректировалась врачом-неврологом, психологом, методистом-инструктором по лечебной физической культуре, методистом-инструктором по адаптивной физической культуре. Основным принципом данной системы является постепенное расширение видов закаливания. Методы и средства закаливания подбирались индивидуально, в зависимости от возраста, диагноза ребенка и условий окружающей среды.

Нетрадиционных способов закаливания много, но я выбрала наиболее простые, подходящие для наших детей с ограниченными возможностями : пальчиковая гимнастика, простые элементы самомассажа рук, игровой массаж носа, ушей, закаливающее дыхание, ходьба по корригирующим дорожкам, топтание по дорожкам с разной температурой, хождение босиком, сон без маек.

В группе подготовлен материал по пальчиковым играм, изготовлено пособие «Подушки здоровья», подобран материал по профилактической гимнастике и по адаптированному варианту методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки.

Медики установили, пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. А это значит, что через массаж идет оздоровление всего организма в целом. В группе подготовлен материал по пальчиковым играм.

Большое значение имеет для детей дыхательная гимнастика, как один из нетрадиционных методов закаливания ребенка. Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития. Используется материал по профилактической гимнастике и по адаптированному варианту методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки.

Массаж точек ушей основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушных раковинах и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Используется также материал по профилактической гимнастике и по адаптированному варианту методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки.

Воздействуя на нижние и верхние конечности ребенка водой контрастных температур и оказывая раздражающее массажное действие «Подушки здоровья» способствуют оздоровительному закаливающему эффекту на весь организм в целом.

В результате проведения мероприятий по закаливанию детей, я отметила, что для достижения наибольшего эффекта закаливающие процедуры должны проводиться регулярно.

Благодаря систематической работе отмечается снижение уровня заболеваемости, что и отражено в сравнительном анализе.

Одно из важнейших направлений в работе по закаливанию детей является взаимодействие с родителями. На начальном этапе с родителями были проведены индивидуальные беседы об эффективности и целесообразности проведения закаливающих процедур не только в группе, но и в домашних условиях. Было проведено тематическое собрание «Нетрадиционные методы закаливания организма ребенка», даны консультации «О закаливании организма пищей» и проведен мастер-класс по изготовлению «Подушек здоровья». Эта совместная работа дала положительный результат.

Работая по теме: «Нетрадиционные методы закаливания детей с ограниченными возможностями развития младшего дошкольного возраста» участвовала в методической работе Центра, где проведены:

- консультация для педагогических работников «Ароматерапия в реабилитации часто болеющих детей».

Анализ полученных данных, показывает, что у детей произошли заметные изменения. Данные результаты были достигнуты благодаря систематическому проведению закаливающих мероприятий, как в группе, так и в домашних условиях.

Работы по расширению применения закаливающих процедур будут продолжены. Будет подбираться, расширяться и систематизироваться материал с описанием различных нетрадиционных методов закаливания.

Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста и здоровья ребенка. Данные результаты подтверждают верное направление работы по закаливанию детей.

Публикации по теме:

План по самообразованию «Оздоровление детей дошкольного возраста» Год Проблема Тема Этап Содержание работы Результат/ форма отчетности 2010/2011 Повышение уровня компетентности родителей в воспитании детей.

Роль семьи и детского сада в укреплении здоровья детей Здоровье детей определяется уровнем здоровья родителей, общества, состоянием окружающей среды. Выдающийся ученый, философ, врач Авиценна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные методы закаливания детей с ограниченными возможностями развития младшего возраста
Опубликовано: 3 июня 2014 в 15:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД