Папки-передвижки

Опыт работы по использованию мнемотехники

Макурина Татьяна
Опыт работы по использованию мнемотехники

Татьяна Михайловна Макурина,

Воспитатель высшей

квалификационной категории

МБДОУ «Добрянский детский сад № 21»

МНЕМОТЕХНИКОЙ ДРУЖИТЬ - ЛЕГКО С ДЕТЬМИ СТИХИ УЧИТЬ"

Актуальность данной темы видится в том, что далеко не все дети с большой лёгкостью и с одинаковым временем заучивают стихи. Все мы знаем, что многие дошкольники испытывают большие затруднения при пересказе текстов, при заучивании стихотворений. Чтобы помочь детям запомнить определенный материал, и в частности стихотворение, мы используем такой прием, как мнемотехника.

Публикация «Опыт работы по использованию мнемотехники» размещена в разделах

Мнемотехника – это техника запоминания, это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры стихотворения, сказки, рассказа; сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи, обогащение словарного запаса, развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления.

Основной принцип мнемотехники – это работа с мнемотаблицами.

К. Д Ушинский писал : «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Мнение великого педагога,как никогда кстати, в наш век поколения чисто «визуалов»

Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному.

Работа начинается с простейших

Мнемоквадратов

Мнемодорожкам

Мнемотаблицам

Мнемоквадрат – изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения.

Мнемотаблица – это опорная схема, которая помогает ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать.

Это графическое или частично графическое изображение персонажей, явлений, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение);таким образом,все стихотворение, сказка рассказ зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком.

На начальной этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения дети также активно включается в процесс создания схем.

Использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес детей к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включается не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Работа над стихотворением строится так:

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучивается наизусть.

3. Вопросы по содержанию стихотворения.

4. Обьяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.

5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторения ее ребенком с опорой на мнемотаблицу.

6. Рассказывание ребенком стихотворением с опорой на мнемотаблицу.

«Зимняя прогулка»

Раз, два, три,

четыре, пять. Мы идём во двор гулять.

Бабу снежную

слепили. Птичек крошками

кормили. С горки мы потом

катались. А потом в снегу

валялись.

А потом домой

пришли, суп поели, спать легли.

Есть много способов использования мнемотаблиц.

В таблице можно изобразить главных героев сказки или рассказа, явления природы, какие-либо действия т. е. можно нарисовать все то, что ребенок посчитает нужным.

А так мы работаем по сказкам :

1. Рассказывание сказки воспитателем

2. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено

3. Пересказ сказки совместно воспитателя с детьми с опорой на таблицу

Нужно отметить, что для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать о одном цвете.

Работа с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие зарисовки одевания, умывания, построения пирамидки.

В заключении хочется отметить, что свою педагогическую задачу мы видим в том, чтобы помочь каждому дошкольнику осознать свою собственную уникальность и создать условия для саморазвития и этом нам помогают такого рода образовательные технологии.

• Желаю всем нам, чтоб дети в наших группах

• Светились от улыбок и любви!

• Здоровья всем нам и творческих успехов

• В век инноваций, новизны!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике»Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике» Тема: «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике». Опыт работы по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича. Средняя группа.

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Опыт работы «Использование метода мнемотехники»Опыт работы «Использование метода мнемотехники» В детском саду перед воспитателями и музыкальным руководителем ставится задача заучивания наизусть песен и стихов. Хочется, чтобы песни.

Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа)Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочу познакомить раскрыть некоторые новшества, появившиеся в нашей группе с 2016 - 2017 учебного года. Последнее время.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Опыт работы по использованию визуальной поддержки дошкольников в режимных моментах и проблемных ситуациях Новейшая разработка алгоритма одевания на прогулку в нашем ДОУ Группу детского сада посещает 30 детей и, конечно, случается множество проблемных.

Опыт работы по использованию методики С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» как здоровьесберегающей технологии В соответствии с современными требованиями одной из программ, которые я использую на практике по здоровьесбережению в детском саду, является.

Опыт работы по использованию ручного труда в работе с детьми дошкольного возрастаОпыт работы по использованию ручного труда в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время я использую в своей деятельности технологии ручного труда, как основное направление моей педагогической деятельности,.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по использованию мнемотехники
Опубликовано: 3 октября 2023 в 20:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по использованию мнемотехники» (включая файлы) размещена пользователем Макурина Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД