МААМ-картинки

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Корень слова. Однокоренные слова»

Халилова Февзие
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Корень слова. Однокоренные слова»

Урок № 34 Класс___ Русский язык Дата___

Тема: КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

Цели: уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах. Развивать умения различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные

Публикация «Конспект урока по русскому языку в 3 классе „Корень слова, Однокоренные слова“» размещена в разделах

и согласные в корне однокоренных слов воспитания у детей интереса к русскому языку, терпения, трудолюбия. воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;

Планируемые результаты

Личностные: Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения

совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка

Метопредметные: Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Предметные Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки;

умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Основные понятия: Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор, словообразовательный разбор слова

Тип урока : комбинированный

УМК: Доска, интерактивная доска, проектор, карточки для индивидуальной работы

Ход урока

I. Организационный момент

II. Минутка чистописания

-Скажите, ребята, какая орфограмма в слове труд? _ что значит труд – работа

-А какие пословицы о труде вы знаете? (называют)

-2. Словарная работа. Работа в парах.

А сейчас мы выполним задание, оно не простое- волшебное. И поможет это задание определить тему урока

- Возьмите карточку №1.

Вставьте в слова пропущенные буквы и запишите их

…расная площадь, м. роз, Россия, метро, Инна, компьютер.

Проверим по слайду. СЛАЙД 1

Красная площадь, мороз, Россия, метро, Инна, компьютер.

- А какие это слова? (словарные)

- Какое слово получилось?

К о р е н ь

- А что же такое корень?

-Где это слово нам встречается?

На уроках окружающего мира,

Корень важная часть растения

СЛАЙД

Корень зуба, внутренняя часть зуба

корень слова. Часть слова

А ну ка давайте посмотрим значение этого слова в словаре (стр. 153)

Прочитайте

Какое это слово? – многозначное, много значений

Значит корень есть и у слова

И вот, сегодня, мы узнаем что такое корень слова, будем учиться находить корень в словах и подбирать однокоренные слова.

А сейчас послушаем сказку слайд 6

Жил-был много лет назад корень ЛЁТ. Нашли его люди и думают: «что с ним делать?» А корень и говорит

- Посадите меня. И я разрастусь в большое, красивое дерево.

Посадили люди корень лет. и стал он расти пришли люди и увидели какое дерево выросло. Это дерево не простое. оно из слов И все эти слова получились из одного корня Давайте прочитаем эти слова

Люди из сказки тоже прочитали эти слова

Как вы думаете, что они заметили, может и вы что то заметили в этих словах?

(слова похожи, у них есть общая часть, и они близкие по значению. И люди тоже заметили, что все эти слова похожи и тогда они решили, что общую часть называть корнем слова, а слова с одинаковым корнем называть однокоренными или родственными

- Сформулируйте тему урока. СЛАЙД

Открываю запись на доске.

Сказка помогла нам определить тему урока?

- Чему вы должны научится на уроке? СЛАЙД 4

(подбирать родственные слова и находить в них корень)

3. Работа с учебником. Понятие корень слова.

-Работаем по учебнику с. 74, упр. 130.

- Прочитайте текст.

- Что нужно сделать в этом упражнении?

Назовите однокоренные слова. Почему вы так считаете? Объясните лексическое значение каждого слова. Какая орфограмма встретилась в этих словах?

– Как пишется корень в однокоренных словах?

Вывод Корень-это главная значимая часть. В корне заключено общее значение.

ФИЗМИНУТКА

А мы продолжим нашу работу с небольшого исследование.

Перед вами слова, прочитайте

Есть у этих слов общая часть?

А все ли эти слова родственные?

вода, водитель, водичка

Может какое то слово заблудилось? Почему?

Корень у них одинаковый, почему оно заблудилось?

(потому что значение у него разное)

(Какие слова называются однокоренными?

(одинаковый корень, общее значение

Спишите только родственные слова и запишите еще два слова и выделите корень

Вывод.

- Какой вывод вы сделали, выполнив это задание?

Задание помогло нам увидеть, что в корне заключен смысл слова, а от него растут другие слова

СЛАЙД 11

- Очень хорошо. Молодцы!

Давай те познакомимся с правилом, в учебнике на стр. 75 слайд 12

Учебно-познавательная игра «Найди родственника».

- Сейчас проведём игру «Найди родственника»

А какое сейчас время года?

Что характерно для этого времени года? (идут дожди, листья опадают, дует ветер)

Вот и к нам в класс залетел ветерок, и перепутал все листья. Давайте мы их соберем в группы и запишем их, выделим в них корень

Гора, сокол, сок, горевать, лист, соколиный, стол, горный, столовый, лес, лесной.

А какие листья остались без родственников? Затерялись они под сильным ветром.

Давай те мы найдем для них пару родственных слов.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

-Предлагаю поработать в группах.

Цель: умение находить однокоренные слова, объединять их в группы.

Игра «Узнай, кто это»

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки, подберите к ним однокоренные слова. Выделите в словах корень.

Кто рыбачит на реке

С тонкой удочкой в руке? (Рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит.)

Кто хлопочет с поварёшкой,

Варит вкусный суп с картошкой? (Повар, сварил, варенье.)

Кто на ранней зорьке встал,

Плугом поле распахал? (Тракторист, трактор.)

Кто пасёт овец и коз

там, где луг травой зарос? (Пастух, пастбище.)

-Ребята, наш урок подходит к концу.

- Прочитайте пословицы :

Учиться всегда пригодится.

Учёба и труд всё перетрут.

Корень учения горек, а плод сладок.

Давайте вспомним что такое пословица Это меткие выражения.

И пословицы не всегда понятны с первого раза

Объясните смысл пословиц.

(Выслушиваются мнения детей, идёт работа над смыслом пословиц)

1 пословица : знания никогда не бывают лишними, человек всю жизнь узнаёт что-то новое и это его выручает

2 пословица : если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.

3 пословица : учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся.

Можно ли сказать, что слова из пословиц подходят к теме нашего урока? ДА.

В пословицах есть однокоренные слова.

-Да.

- Учиться тяжело, зато много пользы от учения…

- А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?

- Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

- Мы достигли цели урока?

- Что такое корень слова?

- Какие слова мы называем однокоренными?

- Как найти в слове корень?

- Почему корень учения горек, а плод сладок?

Рефлексия

- Выберите любое предложение и продолжите. СЛАЙД 17.

Сегодня на уроке я узнал …

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Я понял, что …

Мне было интересно, потому что…

СЛАЙД 18.

Домашнее задание

Правила с. 74-75 выучить правило, № 132, 133.

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Корень слова. Однокоренные слова» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Халилова Февзие на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Корень слова. Однокоренные слова»
Опубликовано: 21 августа 2021 в 14:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД