МААМ-картинки

Роль современных песен в формировании ценностных ориентиров молодёжи

Мария Туркеева
Роль современных песен в формировании ценностных ориентиров молодёжи

Ценностные ориентиры молодёжи

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Публикация «Роль современных песен в формировании ценностных ориентиров молодёжи» размещена в разделах

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

Такие ценности есть и у подростка :

• Патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

• Социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

• Гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

• Семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• Труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

• Наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

• Традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

• Искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, Нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

• Природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• Человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Как видимо, эти ценности важны не только для молодого подрастающего поколения, но и имеют общечеловеческое значение. Наличие общих ценностей помогает людям понимать друг друга, сотрудничать, оказывать помощь и поддержку. Отсутствие общих ценностей (объективное или субъективное) или противоречие ценностей разделяет людей, превращает их в оппонентов, соперников и противников.

Роль современных песен

Известный музыкант А. В. Пузырев отметил, что большинство современных популярных песен носит «явно разрушительный характер». Анализируя влияние современной песенной культуры на человека, психолог. М. Рокич сделал вывод: «Ценности, воспетые в песнях, - это глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных ситуациях». Великий классик мировой литературы Л. Н. Толстой назвал музыку «стенографией чувств». «В звуках и словах выраженная жизнь души» - сказал о песне А. Н. Серов. Два этих высказывания объединяет мысль, что, воссоздавая эмоциональный опыт человечества, песня заставляет каждого переживать сложнейшие чувства, придаёт людям нравственные силы, воспитывает в них мужество, веру в жизнь, формирует представления о правде, красоте, подсказывает воображению интересную мысль, обогащает чувство и интеллект. Лингвоэкологический подход к изучению явлений (культурных, языковых, в частности современного песенного текста) «восполняет односторонность рационалистических представлений о слове, понимает его как духовный плод вещественной деятельности человека, как завершение культурного строительства, “очеловечения” мира и изучает во всем разнообразии и богатстве связей с миром».

По мнению В. С. Мухиной, в детском и подростковом возрасте человек «должен обрести истинную культуру языка и научится использовать слово в открытом тексте, в контексте языковой культуры и реальных отношений с людьми» Тот культурный опыт, который непосредственный адресат современного песенного текста – подросток получает, слушая современные песенные тексты, предопределяет особенности его общения и поведения, уровень духовных стремлений, критерии самооценки, мировоззренческий образ мира и образ Я, осознанные представления личности о мире и своем месте в нем. При этом в словесном компоненте современного песенного текста обнаруживается большое количество культурно-речевых нарушений, наблюдается эклектичность, обрывочность построения словесного компонента в популярных постмодернистских текстах, обнаруживается засилье в нем жаргонных элементов.

Наличие жаргонных элементов в современных песенных текстах нельзя признать стилистическим приемом потому, что их присутствие не является целеустановкой авторов таких текстов, а обнаруживается часто вследствие их неспособности литературно строить высказывания («Только слов вот не хватает», – поется в одной современной песне, что указывает на низкий уровень владения языком авторов песен.

В наше время подростки активно слушают песни: в транспорте, на улице, дома и даже на занятиях. Одни с помощью песен расслабляются, другим песни помогают сконцентрироваться и найти верное решение.

Вопросом о влиянии современной музыки (песни) на подростков занимались многие ученые. Они проводили различного рода исследования по данной проблеме и выявляли определенные закономерности.

В 2010 году в г. Набережные Челны специалистами филиала Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета под руководством кандидата социологических наук, доцента Исхаковой Надии Рофхидовны проводилось социологическое исследование, в ходе которого было замечено, что средний ребенок с седьмого по одиннадцатый класс на слушание песен тратит времени вдвое больше того, что он проводит в школе. По результатам этого исследования социологи пришли к выводу, что песни могут оказывать на ребенка влияние даже посильнее, чем телевидение.

Публикации по теме:

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Картотека детских песен о дружбе 1. «Вместе весело шагать» Слова: М. Матусовский Музыка: В. Шаинский 2. «Воробьиная песенка» Слова: П. Синявский Музыка: З. Компанеец 3.

Ко Дню сна на МAAM «Картотека колыбельных песен»Ко Дню сна на МAAM «Картотека колыбельных песен» «Спят усталые игрушки» (слова З. Петровой, муз. А. Островского) Спят усталые игрушки, книжки спят, Одеяла и подушки ждут ребят. Даже сказка.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Многофункциональное игровое пособие для формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни «Осьминожка»Многофункциональное игровое пособие для формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни «Осьминожка» От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль современных песен в формировании ценностных ориентиров молодёжи
Опубликовано: 2 июня 2022 в 19:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД