МААМ-картинки

Роль сказки в воспитании дошкольников

Татьяна Николаевна Мазнева
Роль сказки в воспитании дошкольников

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства, а также остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка играет большую роль в жизни ребенка. Благодаря ей, дети обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, которые способствуют интеллектуальному развитию. Сказка помогает детям получить информацию о добре и зле, дружбе и предательстве, правде и лжи. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем. Сказка считается одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения. Чтение сказок – важный воспитательный момент, потому что в них прослеживается многовековая мудрость.

Публикация «Роль сказки в воспитании дошкольников» размещена в разделах

По мнению В. М. Фадеевой и М. М. Кониной, отличительной особенностью народной сказки является прямая связь между поступком и следствием. Это значит, что хорошие поступки награждаются, а плохие приводят к трагическим последствиям.

«Сказка, — писал Сухомлинский В. А., — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру дошкольника».

Мир сказки наполнен тайнами, чудесами и волшебством. Благодаря сказочному миру, ребенок может выступить на стороне того или иного персонажа, т. е. активно действовать в воображаемом мире, творчески преображая его. Благодаря перевоплощению в сказочных героев, ребенок способен получить знания о окружающем мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях. Будучи в роли героя сказки, ребенок учится преодолевать препятствия, которые возникли в трудных ситуациях, находить союзников и вместе с ними бороться за справедливость.

В процессе чтения сказки педагог акцентирует внимание дошкольников на то, что нужно учится на своих ошибках, нежели на чужом опыте. После того, как педагог познакомил детей со сказкой, он приступает к обсуждению с детьми роли героев, после которого они должны прийти к выводу о том, что любой поступок способен привести к тем или иным последствиям, далеко не всегда хорошими. Например, для того, чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; необходимо к другим относиться так, как хотел бы ты, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; нужно уметь делиться тем, что у тебя есть; любое дело легче делать сообща, чем одному; только хорошее поведение, хорошие дела помогают найти настоящих и верных друзей; надо уметь понимать и ценить доброе отношение к себе и т. д.

Выразительное чтение сказки является одним из важных требований к педагогу. Выразительное чтение помогает детям понять не только смысл сказки, но и глубину художественных образов. Читать сказку следует неторопливо, выразительно, как бы отвлекаясь от реальной обстановки, в которой проходит занятие. Если сказку рассказывать наизусть, это вызовет большой интерес к сказке у детей. В этот момент можно увидеть лица детей, оценить их реакцию на события, происходящие в сказке.

Если педагог просто прочитает сказку – этого будет недостаточно, детям нужно ее прочувствовать. Для этого существует множество способов. А именно: сказку можно читать, ее можно обсуждать, рисовать, сочинять, лепить и строить. Если ребенок ее прочувствует, тогда она поможет ему открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, поможет найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Важно, сказки совершают большую работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит.

Сказка помогает не только расширить представления ребенка, но и обогащают его знания о действительности, вводит его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

По мнению И. П. Яничева, существует 3 потребности при работе со сказкой, а именно:

1. потребность в автономности (независимости);

2. потребность в компетентности (силе, всемогуществе);

3. потребность в активности.

Формирование таких качеств, как стремление проявлять свое личное мнение, отстаивать свои интересы, взгляды; способность владеть инициативой в общении, управлять процессом, эмоционально откликаться; социальная компетентность, являются результатом удовлетворения вышеупомянутых потребностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что сказка – это важный воспитательный момент, благодаря которому дети познают окружающий мир. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Литература:

1. Аникин В. П. Русская народная сказка, М., 1977г. С. 98

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. М., 2003. С. 144.

3. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. Дошкольное воспитание, 2005 № 5 с. 28

Публикации по теме:

Доклад на тему «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Доклад на тему: «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Составила: Гафурова Нурфия Василовна,воспитатель, д. / с. №25 Воспитательное.

Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников»Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» В декабре в нашей группе №6 «Колобок» было проведено родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» в нетрадиционной.

Консультация для родителей и педагогов «Роль патриотической песни в воспитании дошкольников» Консультация для родителей и педагогов "Роль патриотической песни в воспитании дошкольников" Здравствуйте, уважаемые родители и коллеги.

Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей»Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы,.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей»Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Библиотека изображений:

Публикация Роль сказки в воспитании дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Николаевна Мазнева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Роль сказки в воспитании дошкольников
Опубликовано: 29 ноября 2023 в 10:29
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД