Лучший педагог года

Роль сказки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Ирина Борисенкова
Роль сказки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Трудно представить мир ребенка без сказки. «Детство» и «сказка» - понятия неотъемлемые. Однажды придя к ребенку, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память…

Одно из направлений в работе с дошкольниками отводится сказке. Данная работа ориентирована на решение следующих задач:

-психология восприятия ребенком первых сказок;

Публикация «Роль сказки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

-анализ содержания русских народных сказок с точки зрения познавательной и воспитательной ценности;

-необходимость разработать методику ознакомления детей с первыми сказками.

Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие на ориентировочной основе, которое заложено не только в содержании произведения, но и в структуре, т. е. построении. Педагогические ценностные ориентации сказки сложились спонтанно, лучшие из них, передаваясь из уст в уста, отсортировались временем. Время – показатель их педагогической значимости.

Таким образом, исследование ориентировочной сферы и анализ сказки как особого фольклорного жанра направлено в русло изучения ее активизирующего воздействия.

От других видов художественного повествования сказка отличается тем, что рассказывающий сочиняет или пересказывает ее якобы как реальность, а слушатели воспринимают как эпический вымысел, игру фантазии. Следовательно, сказка как эпический жанр, на развитое, яркое воображение слушателя, умеющего чувствовать грань реального и фантастического. Противоречие фантастического и реального в сюжете произведения, можно сказать, рождает сказку.

Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения проходят стадию своего развития и становления. Они начинают складываться через практическое накопление чувственного опыта, в действенном освоении предметов и конкретном взаимодействии с окружающим миром. Постепенно эти первые знания об окружающем, полученные на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, начинают переходить в образный план. В недрах наглядно – действенного, практического взаимодействия с окружающим миром рождается новая, более высокая способность – анализировать, сравнивать, обобщать по представлениям. Решение какой - либо задачи предвосхищается ориентировочными действиями, направленными на способы ее решения, прогнозированием конкретного результата. Так формируется наглядно – образное мышление. И даже в конце дошкольного детства понимание реального и ирреального в тексте сказки не выступает для ребенка как главное. Основой интереса к сказке для него является образное восприятие сюжета и увлеченность процессуальностью описываемых действий. Ведь все мы знаем, как спокойно воспринимают дети факт того, что Колобок и все звери говорят человеческим голосами. Их забавляют действия перемещения нашего героя, когда он встречает то зайца, то лису, то волка.

Каждый новый поворот сюжета сказки базируется на ориентировочном подкреплении – введении нового персонажа, а ситуация в целом остается прежней. С чем же ассоциируется у ребенка эта композиция? С нанизыванием разноцветных колечек. Он как бы собирает пирамидку, где каждое колечко – новый персонаж, но действия он совершает одни и те же. Ребенок как бы манипулирует образами, налицо цикличность в построении сюжета сказки. Но тут опять возникают вопросы. Что же увлекательного в этом занятии? Почему ребенку интересно выполнять «круговые», «цикличные» действия, все время, возвращаясь к началу, получая удовольствие скорее от процесса действия, чем от конечного результата?

Нужно заметить, что манипулятивные действия можно назвать ознакомительными, ориентировочными по своей направленности. Они всегда предваряют более развитую, последующую форму действий и присутствуют тогда, когда складывается первоначальная ориентировка – неоднократное повторение одних и тех же звуков или слогов или неоднократное проигрывание однотипных частей сказки. Все это исключительно значимо для становления развитых форм различных деятельностей.

Ребенок может более или менее длительно осуществлять какую – то деятельность, если обнаруживает в ней все новые и новые свойства. При этом возникает как бы цепь следующих одна за другой ориентировочных реакций, которые способствуют поддержанию ориентировочной активности и, следовательно, продлевает интерес к предмету. Ребенок получает удовольствие и от самого действия, и от различных видоизменений предмета, которые возникают благодаря его действиям. Эти видоизменения поддерживают ориентировочную активность и являются основой возникновения более устойчивого интереса.

Поняв одно «звено» сказки, ребенок получает удовольствие от повторения однотипных отрезков, частично обогащенных новой информаций. Он как бы манипулирует, проигрывает части сказки, но в образном плане. Налицо цепь следующих одна за другой ориентировочных реакций, гениально угаданная, спонтанно сложившаяся в народной дидактике. Эта цепь смоделирована, заложена в структуре сказок, что и создает возможность повысить ориентировочную активность, интерес к восприятию и усвоению текста, повторению его.

По сравнению с другими видами фольклора сказки более объемные произведения. Для восприятия и понимания их требуется более широкая ориентировка в окружающем, так как в них действуют 3 – 5 персонажей, происходит смена их действий и т. д. Ребенок должен быть подготовлен к восприятию сюжета даже самой простой сказки, т. е. что - то ему должно быть уже частично знакомо. Вот здесь подготовительную роль играют потешки, помогающие воспринимать коротенький сюжет посредством художественного слова.

Список литературы:

1. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.-с. 80-83.

2. Ушакова О. С., Гавриш Н. В., Знакомим дошкольников с литературой. Москва “ТЦ Сфера”, 2003 г.

3. Шорохова О. А., Играем в сказку. Москва “Творческий центр”, 2006 г.

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возрастаРоль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» .(В. А. Сухомлинский.) С раннего возраста.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:

Публикация Роль сказки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Борисенкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Роль сказки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 января 2022 в 16:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД