Лучший педагог года

Роль родителей в развитии речи ребенка

тамара папст
Роль родителей в развитии речи ребенка

Роль родителей в развитии речи ребенка

Ребенок, который находится в утробе матери, уже способен слышать звуки окружающего мира. Он слышит музыку, биение сердца матери, поэтому правильно поступают те мамы, которые всячески стараются разговаривать со своим еще не родившимся ребенком : читают ему сказки, рассказывают что-то, вслух размышляют о том, как будет хорошо, когда он родится и т. д.

Публикация «Роль родителей в развитии речи ребенка» размещена в разделах

В речи годовалого ребенка присутствует от 8 до 12 слов – это его активный словарь, т. е. слова, которые он может произнести. Но помимо активного словаря, есть еще и пассивный – это те слова, значение которых ребенок понимает. Пассивный словарь начинает активнее развиваться после первых 6 месяцев жизни, но только при условии, что родители уделяют достаточно внимания его развитию.

Вот несколько рекомендаций для родителей, которые будут полезны в развитии речи ребенка на первом году жизни:

• Больше разговаривайте с ним. Говорите с ребенком во время кормления, замены памперсов, одевании и т. д. На первых порах дети не смогут понять значения произносимых слов, но они будут чувствовать, что речь обращена к ним и у них появляется желание ответить.

• При общении с ребенком он должен видеть лицо говорящего (четкую артикуляцию, мимику). Внимание к своему лицу можно привлечь, к примеру, заколкой или накрашенными губами, но не стоит с этим перебарщивать, иначе ребенок будет заострять внимание на этом предмете, а не на самом лице.

Ребенку следует рассказывать потешки и простые детские сказки. В них присутствует ритмика, которую ребенок чувствует с первых дней жизни. Важно не торопиться, рассказывать в спокойном темпе, четко выговаривая звуки. Своими действиями можно изображать сюжет сказки («Мишка косолапый…» - вы переваливаетесь с ноги на ногу).

• Показывая ребенку какой-нибудь предмет, нужно обязательно говорить, что это такое. Слово нужно произносить четко и внятно.

• Помимо непосредственного разговора с ребенком, давайте ему слушать звуки окружающего мира: шум воды, скрип двери, лай собак на улице и т. д. Это позволяет развивать неречевой слух, который является базой для понимания речи окружающих.

• Если вы чем-то занимаетесь, при этом ребенок находится рядом с вами, комментируйте все, что вы делаете. Особенно, если он сам принимает участие в этих действиях. Это позволяет пассивному словарю активнее накапливаться.

• Когда вы разговариваете с ребенком, не надо искажать свою речь излишним «сюсюканьем». Помните, что дети в этом возрасте активно подражают родителям, поэтому ваша речь должна быть взрослой.

• При этом нет ничего страшного, если в первый год жизни какие-то слова будут заменяться лепетными словами (к примеру, ням-ням вместо кушать). Некоторые слова дети попросту не могут произнести, поэтому не нужно создавать лишнее препятствие между невозможностью что-то выговорить и желанием сказать.

• Важно накапливать активный словарь. Задавайте ребенку вопросы, которые он может понять и ответить на них. Если он не в состоянии ответить словом, то пусть его ответом будет какое-нибудь действие: что-то принести, показать игрушку и т. д.

• Показывайте и объясняйте значение предметов в доме. Показывая холодильник, объясняйте, что это место, где хранятся продукты и т. д.

Какие могу быть отклонения от нормы

В группу риска входят недоношенные дети с небольшой массой тела, с нарушениями зрения и слуха, наличием структурных изменений головного мозга.

Одной из причин недостаточно развития речи у детей первого года жизни является педагогическая запущенность, т. е. родители не уделяют достаточно внимания развитию своего ребенка.

К тревожным сигналам, на которые стоит обращать внимание, относятся:

• В первый год жизни ребенок не фокусирует взгляд на движущемся предмете.

• Отсутствие гуления и гуканья.

• Нет реакции на эмоциональную речь взрослых.

• Гуление есть, но оно очень тихое и монотонное.

• К концу первого года жизни сохраняется примитивный лепет.

• Есть проблемы с локализацией звука в пространстве, т. е. ребенок не может найти источник звука.

• Есть сложности с глотанием, жеванием, ребенок часто поперхивается пищей и даже водой. Как правило, это является следствием поражения ЦНС.

• У ребенка отсутствует желание общаться. Он лепечет что-то на своем «языке», не изъявляя желания, чтобы его понимали.

• Вместо слов, ребенок выражает свои чувства и желания жестами и мимикой.

Если есть вышеперечисленные проблемы, то необходимо срочно обращаться к соответствующим специалистам. Обязательно обследование у невролога и отоларинголога. Затем подключаются дефектолог и логопед, которые проводят необходимы мероприятия по устранению задержки речевого развития.

Это очень важный момент, потому что задержка речи может привести к интеллектуальному отставанию от своих сверстников. Такой ребенок становится более замкнутым, возникают проблемы с коммуникацией. Если не предпринимать никаких действий, то велика вероятность того, что ребенок столкнется с насмешками и буллингом. Но важно отметить, что детская психика пластична, поэтому при раннем начале коррекции преодолеть нарушения развития речи намного проще.

Публикации по теме:

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Консультация для родителей и педагогов «Роль баскетбола, пионербола и волейбола в развитии ребенка»Консультация для родителей и педагогов «Роль баскетбола, пионербола и волейбола в развитии ребенка» Я очень люблю спорт. Но особенно играть в волейбол, пионербол,баскетбол. И когда к нам приезжают дети, которым не противопоказаны по.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка»Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка» Я б в строители пошел,пусть меня научат! Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка»Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка» Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребенок трех.

Консультация для воспитателей и родителей «Роль пальчиковых игр в развитии ребенка» Уважаемые родители, коллеги. Сегодня мы с вами поговорим о роли пальчиковых игр в развитии ребенка. Сначала я хочу поиграть с вами в самую.

Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка» В нашей группе состоялось родительское собрание. Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Библиотека изображений:

Публикация Роль родителей в развитии речи ребенка (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем тамара папст на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Роль родителей в развитии речи ребенка
Опубликовано: 10 января 2022 в 10:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД