Лучший педагог года

Роль развивающих игр М. Монтессори в формировании познавательных способностей дошкольников

Юлия Седых
Роль развивающих игр М. Монтессори в формировании познавательных способностей дошкольников

Игра имеет важное значение для здорового развития детей, особенно дошкольников. Развивающие игры детей стимулируют работу головного мозга. Этот процесс влияет на развитие мелкой и крупной моторики, развитие речи, социализации, осознания своей личности, эмоциональное благополучие, творческие способности, решение проблем и способность к обучению.

Публикация «Роль развивающих игр М, Монтессори в формировании познавательных способностей дошкольников» размещена в разделах

Задача педагога – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным, уникальным путем, реализовать свою природу. Девизом школы Марии Монтессори являются слова «Помоги мне это сделать самому». В возрасте 3-6 лет ребенок, согласно точному образу М. Монтессори, является строителем самого себя. Именно на это время выпадает интенсивность сензитивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного. Причем при благоприятных условиях к концу этого периода, с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир на уровне взрослого. Естественно, что наиболее подходящие условия для развития ребенка в этом возрасте предоставляет развивающая среда, где есть необходимые составляющие: сенсорный, речевой материал, двигательная зона и коллектив детей.

Задачи направленные на развитие познавательных процессов :

Развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с сенсорными эталонами;

• Закреплять умение выделять и группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам;

• Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;

• Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

Успешно решить данные задачи помогает методика М. Монтессори. Ребенок учится жить в окружающей его социальной среде, задача педагога – организовать для него возможность проявления навыков и тренировки культурного общения с другими людьми. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно самостоятельных и свободных людей» – говорила Мария Монтессори.

Основной ее девиз «Помоги мне это сделать самому».

Ключевые моменты данной методики:

Развитие чувства внутреннего порядка. С самого раннего возраста благодаря выполнению конкретных упражнений в ребенке развивается внутреннее чувство порядка, а порядок для ребенка очень важен.

•Максимальная индивидуализация. Методика позволяет учитывать психологические особенности каждого ребенка.

•Высокая мотивация деятельности. Ребенок испытывает удовольствие от познавательной деятельности, потому что поступает не по чьему-то указанию, а по собственному желанию. •Развитие самостоятельности. Методика позволяет ребенку с самого раннего возраста действовать независимо от взрослых. •Формирование высокой самооценки, творческого мышления. •Гуманизм.

Система полностью обращена к ребенку. Авторитаризм в ней отсутствует как таковой.

Очень важное значение, М. Монтессори придавала игровому дидактическому материалу. Требования к нему:

• авто дидактическим, т. е. приспособленным к самостоятельной целенаправленной работе ребенка без участия взрослого. Взрослый только однажды, когда ребенок впервые берет ;

• изолированность;

• эстетичность;

• внутренний контроль;

• реалистичность предметов;

• соответствие возрастным и индивидуальным особенностям. Обязательна презентация детям каждого материала. Вот например материалы, которые используются в работе. Дети учатся обращаться с ложкой, щеткой, салфеткой, полотенцем, губкой. Они переливают воду, пересыпают зернышки, застегивают и расстегивают одежду и др. Эти умения приходят к ребятам в результате постоянных упражнений и самостоятельной деятельности. Для каждого упражнения есть свой рабочий материал. Материал содержит возможность самостоятельного контроля над ошибками и исправления их, а также способствует развитию мелкой моторики.

Основные материалы, организующие дидактическое пространство для упражнений в практической жизни детей:

Переливание из одного сосуда в другой (два стаканчика, поднос, губка для вытирания пролитой воды).

Пересыпание с помощью ложки (две емкости, ложка, поднос).

Различные материалы с пуговицами, шнурками, застежками и др.

Уборка мусора со стола (корзинка с заранее подготовленным мусором, совок, щетка, все сложено в общую коробку).

Упражнения для развития чувств. Для развития зрения : различные пирамидки, башенки, цветные таблички) Для развития слуха – погремушки с разным наполнителем.

Для развития осязания – шершавые таблички.

Для развития термического чувства –термические бутылочки. Для развития обоняния – баночки с запахами.

Для развития стереогностического чувства –геометрические тела.

В результате работы с сенсорным материалом дети группы легко приобрели различные понятия и навыки: собирают предметы по принципу увеличения-уменьшения (понятия «большой –средний –маленький», «толстый –тонкий», «длинный –короткий», «высокий –низкий», «глубокий – мелкий»); подбирают пары цветов, их оттенки и различают цвета; различают шершавые и гладкие поверхности; различают различные шумы, подбирают пары шумов и звуков; различают предметы: плоский, объемный; различают и называют объемные тела и плоские фигуры; различают горячий – теплый – холодный, сладкий –кислый –горький –соленый; успешно работают кистью и красками, пластилином.

В системе Монтессори свобода сочетается с дисциплиной это важный момент в нравственном воспитании детей. Для детей дошкольного возраста это очень важно, именно в этом возрасте закладываются основы положительного общения с взрослыми и сверстниками (умение уступать, договариваться); положительные привычки (умение благодарить, чистить зубки, мыть руки перед едой, соответствующее поведение за столом, в раздевалке и т. д.); овладевают предметной и игровой деятельностью (бережное отношение к вещам, игрушкам, у каждой вещи есть свое место; поработал, убери материал на своё место).

Развитие ребенка по методике Монтессори дает основательную базу для формирования личности -личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.

По ФГОС, «к целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения и до школьного образования : – ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов; – ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. – ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную». Как раз этому и учатся дети в Монтессори –группах : свободно, без принуждения, без внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрения, так и наказания вредны для внутренней ориентации человека, и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. В первую очередь, потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе растущего ребенка. Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего тогда, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы. Лейтмотив метода Монтессори состоит в поддержании естественной радости ребенка от учения. Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом.

Основная идея М. Монтессори заключается в том, что ребенок – это уникальная личность, и нужно сделать все необходимое для его развития. В соответствии с этим педагогика основывается на трех составляющих: – сам ребенок, его базисные потребности и законы естественного развития; – специально организованная среда ; – подготовленный педагог.

Литература

1. Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. Мария Монтессори. Помоги мне это сделать самому. - М. :Карапуз,2004.

2. Сорокова М. Г. Жизненная практика и сенсорное развитие дошкольников по методу Монтессори. - М., 1998.

3. Сорокова М. Г. Математика по методу Монтессори в детском саду и в школе. -М., 1997.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Конспект НОД по развитию познавательных способностей в речевой деятельности для старшей группы «Путешествие в осенний лес» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский/сад с. Звонарёвка Марксовский район Саратовская область Конспект НОД по.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:

Публикация Роль развивающих игр М. Монтессори в формировании познавательных способностей дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Седых на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Роль развивающих игр М. Монтессори в формировании познавательных способностей дошкольников
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 01:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД