МААМ-картинки

Роль различных типов дошкольных образовательных учреждений в процессе социализации детей

Силонова Ольга Викторовна
Роль различных типов дошкольных образовательных учреждений в процессе социализации детей

О. В. Силонова (Барнаул)

РОЛЬ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Современная система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, каждое из которых отличается спецификой функционирования, основными направлениями деятельности и условиями для развития личности. Одна из главных целей дошкольного образовательного учреждения – способствовать успешной социализации ребенка. Взаимосвязь всех видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении является важным компонентом социализации личности. Наиболее эффективна социализация в условиях интеграции.

Публикация «Роль различных типов дошкольных образовательных учреждений в процессе социализации детей» размещена в разделах

Нами было проведено исследование с целью изучения различных типов дошкольных образовательных учреждений в процессе социализации и социальной интеграции детей. Исследование проводилось с помощью анкетного и экспертного опросов. Выборка в анкетном опросе составила 240 человек, в экспертном опросе 10 человек. Респондентами в анкетном опросе выступили родители воспитанников каждого их типов дошкольных образовательных учреждений.

Анкетный опрос показал следующие результаты. Большинство родителей (84%) полностью устраивает работа педагогов в детских садах, которые посещают их дети, (16%) устраивает частично. Кроме того респондентам был предложен такой альтернативный ответ как: «не устраивает совсем». Однако данный вариант ни один из родителей не выбрал, что, несомненно, радует и говорит о хорошей работе педагогов во всех типах детских садах.

Почти все респонденты (да – 57%; скорее да, чем нет - 43%, участвующие в опросе, ответили, что для всестороннего развития и воспитания детей условия в детских садах созданы. Это значит, что дети могут комфортно находиться в детском саду в течение дня и успешно развиваться в нем.

Более благоприятная предметная среда создана в ДОУ компенсирующего типа. Это можно объяснить тем, что данный тип детского сада направлен на коррекцию имеющихся каких-либо физических или психических отклонений в развитии у детей.

Работники постоянно поддерживают связи с учреждениями дополнительного образования и со школой лучше в ДОУ «центр развития ребенка». В данном типе детского сада организованна совместная работа учебных учреждений разной ступени, включающей три направления: работу с родителями, работу с детьми и методическую работу.

Также нам необходимо было выявить удовлетворенность родителей различными видами деятельности в разных типах дошкольных образовательных учреждений. Так в детских садах комбинированного типа и «центр развития ребенка» трудовое воспитание детей находится на довольно высоком уровне, что может говорить об успешной и систематической деятельности детей в данном аспекте. Именно трудом формируется устойчивость в поведении, вырабатываются самостоятельность и дисциплина. В процессе трудовой деятельности дошкольников детский коллектив объединяется: ребята учатся работать сообща, оказывать товарищу помощь, находить совместные решения для достижения требуемого результата.

Подавляющее число респондентов полностью удовлетворены художественно-эстетической работой в детских садах «центр развития ребенка» (85%). Поскольку данный вид деятельности является приоритетным в задачах данного типа детского сада, то и процесс социализации по большей мере проходит через нее. Такой подход «способствует специальной подготовке дошкольников к процессу восприятия, пониманию информации, формированию у дошкольников понятий и представлений о взаимодействии всего в мире» [2, с. 25]. Интеграция различных видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном образовании носит естественный характер. В связи с этим развитие культуры эффективного социального включения в различные группы общества и принятие других культур происходит у дошкольников стихийно.

Во всех типах детских садах процесс социализации проистекает через познавательно-исследовательскую, трудовую и коммуникативную деятельности. Как отмечает Л. В. Ступакова, именно «разнообразная деятельность в дошкольном образовательном учреждении одновременно является важным условием и средством приобщения ребёнка к социальной действительности, которые обеспечивают детям возможность активно познавать окружающий мир, а также самим становиться его частью» [8, с. 419]. В результате освоения интегративной деятельности, у ребенка формируются целостные социальные и психологические образования, интегрированные способы деятельности, индивидуальный стиль деятельности, происходит освоение социального опыта и развитие творческих способностей.

Крайне важен тот факт, что в детском саду процесс социализации происходит естественным образом в процессе игры, которая является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Именно через игровую деятельность, как подчеркивает Т. В. Бурцева, «происходит освоение детьми социального опыта, совершенствование коммуникативных навыков и навыков построения взаимоотношений со сверстниками» [1, с. 24]. Многообразие возможностей игровой деятельности, по мнению А. Д. Поповой, проявляется в «активизации познавательных способностей, коррекции недостатков личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений» [7, с. 477].

Кроме того родителям предлагалось оценить по 5-ти бальной шкале (5 - полное соответствие, 1 - полное несоответствие) изменчивость некоторых качеств личности ребенка за время посещения дошкольного образовательного учреждения.

Так, самостоятельность у детей формируется лучше в детских садах комбинированного, общеразвивающего типа, а также в «центре развития ребенка». Такое свойство личности как организованность развивается лучше в ДОУ комбинированного и компенсирующего типа. Вместе с тем во всех типах детских садах родители высоко оценили формирование таких качеств личности ребенка как общительность, доброжелательность и любознательность. В свою очередь, увеличение словарного запаса дошкольников высоко оценено в детском саду комбинированного типа и «центре развития ребенка».

Социализация ребенка с отклонениями в развитии предполагает «включение его общую систему социальных отношений и взаимодействий в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется» [6, с. 112]. Данный процесс у детей с ограниченными возможностями здоровья проходит в детских садах компенсирующего типа, так как они направлены на коррекцию имеющихся каких-либо физических или психических отклонений в развитии у детей. В таких специализированных дошкольных образовательных учреждениях проводится трудовая, психологическая подготовка для «вхождения» в полноценное общество.

Не менее эффективно социализация детей с отклонениями в развитии проходит и в детских садах комбинированного типа, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети, и дети, нуждающиеся в коррекционной помощи. Такая модель способствует формированию терпимости к физическим и психическим недостаткам другого, развитию чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. В свою очередь, у детей с ограниченными возможностями здоровья совместное обучение и воспитание «формирует положительное отношение к своим сверстникам, способствует адекватному социальному поведению, более полной реализации потенциала развития и обучения» [4, с. 35].

По итогам исследования было выявлено, что роль дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации детей велика. Дошкольное образование акцентирует внимание на развитие личностных качеств ребенка, задачей которого является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание. Взаимосвязь всех видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении является необходимым компонентом социализации личности и важным условием социальной интеграции. Комплекс психолого-педагогических практик, задействующий потенциал свободы и порядка специально организованной среды, постоянно повышающаяся компетентность педагогов и родителей по воспитанию детей – все эти факторы позволяют обеспечить успешность социализации как полностью здоровых детей, так и имеющих какие-либо отклонения в развитии.

Библиографический список:

1. Гревцева, Г. Я. Особенности социально-культурного развития личности в детстве как феномен ее социализации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. – 2015. – №1. – С. 23 – 31.

2. Ступакова, Л. В. Социальная направленность работы дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Л. В. Ступакова, М. Д. Масанова // Молодой ученый. – 2014. – №10. – С. 417–420.

3. Бурцева, Т. В. Социализация ребенка в условиях образовательного процесса [Текст] / Т. В. Бурцева // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С. 24–28.

4. Попова, А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / А. Д. Попова // Молодой ученый. – 2015. – №1. – С. 477–479.

5. Милованова, Н. Ю. Воспитание, социальное воспитание и социальная адаптация личности в контексте социализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. – 2013. – №1. – С. 108–113.

6. Иванова, Е. Ю. Доступность дошкольного образование в России : Практики выравнивания спроса и предложения / Е. Ю. Иванова // Социальные движения, коллективные действия в условиях социального неравенства. Сборник материалов Круглого стола. - М. : МГГЭУ, 2016. - С. 23-44.

Приложение 1

Кафедра общей социологии АлтГУ проводит социологическое исследование по теме: «Роль различных типов дошкольных образовательных учреждений в процессе социализации детей». Просим Вас заполнить нашу анкету.

Для этого необходимо прочитать вопрос и обвести номер подходящего Вам варианта ответа, либо предложить свой собственный вариант.

Опрос является анонимным. Все данные будут использованы в обобщенном виде.

1. Укажите детский сад, который посещает Ваш ребенок___

2. Возраст Вашего ребенка___

3. Отметьте группу, которую посещает Ваш ребенок

1. Младшая

2. Средняя

3. Старшая

4. Укажите Ваш возраст___

5. Укажите ваш пол

1. Мужской

2. Женский

6. С желанием ли Ваш ребенок посещает детский сад?

1. Да - перейти к вопросу №8

2. Нет - (перейти к следующему вопросу)

3. Затрудняюсь ответить - перейти к вопросу № 8

7. Как Вы считаете, с чем связано нежелание Вашего ребенка посещать детский сад?

1. Психологический климат в группе

2. Отношение к ребенку воспитателей

3. Режим работы ДОУ

4. Психологические особенности ребенка (замкнутость, сильная привязанность к родителям, некоммуникабельность) ребенка

5. Период адаптации (ребенок посещает детский сад недавно)

6. Ваш вариант___

8. Устраивает ли Вас работа педагогов в группе?

1. Устраивает полностью;

2. Устраивает частично;

3. Не устраивает совсем.

9. Удовлетворены ли Вы отношениями ребенка с педагогами?

1. Да;

2. Нет;

3. Затрудняюсь ответить

10. Удовлетворены ли Вы отношениями ребенка со сверстниками в группе?

1. Да;

2. Нет;

3. Затрудняюсь ответить

11. Созданы ли, на Ваш взгляд, в группе условия для всестороннего развития и воспитания детей?

1. Да;

2. Нет;

3. Затрудняюсь ответить.

12. Отметьте галочками, насколько Вы согласны с утверждениями

Полностью согласен Частично согласен Не согласен

1. Все специалисты дошкольного учреждения учитывают индивидуальные особенности и потребности как самого ребенка, так и его родителей

2. Все педагоги выстраивают взаимоотношения с родителями на основе диалога, открытости, используют деловой стиль общения в сочетании с личностным стилем

3. Родителям предоставляется право быть в полной мере информированными о жизни и деятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении, успешности его роста и развития

4. В дошкольном учреждении создается предметная среда, способствующая комфортному самочувствию детей, их родителей, педагогов

5. В дошкольном учреждении выдерживается тепловой и световой режимы в соответствии с нормами СанПина.

6. Работники дошкольного учреждения постоянно поддерживают связи с общеобразовательной школой, библиотекой, учреждениями дополнительного образования

13. Отметьте галочками насколько Вы согласны с утверждениями

Удовлетворены ли Вы … Полностью удовлетворен Частично удовлетворен Не удовлетворен

1. Проведением мероприятий по укреплению здоровья ребенка (витаминизация, закаливание, бассейн, сауна, тренажерный зал, ходьба по корригирующим дорожкам, ходьба на лыжах и т. д.)

2. Работой ДОУ по разделу краеведение (ознакомление с малой Родиной, с ее окрестностями; экскурсии по городу, в музеи и т. д.)

3. Работой ДОУ по художественно-эстетическому развитию

4. Работой ДОУ по умственному развитию детей

5. работой ДОУ по трудовому воспитанию

6. работой ДОУ по нравственному воспитанию

7. Работой ДОУ по экологическому воспитанию

8. Работой ДОУ по патриотическому воспитанию

14. Отметьте галочками, насколько Вы согласны с утверждениями

Полностью согласен Частично согласен Не согласен

1. В воспитателях меня привлекает их компетентность, умение дать нужный совет тактично и ненавязчиво

2. Посещая собрания, консультации, читая рекомендуемую литературу, я стал (а) лучше разбираться в особенностях детей дошкольного возраста

3. Воспитатели интересуются особенностями семьи, спецификой общения родителей со своим ребенком

4. Педагоги проводят профилактические консультации, собрания в целях недопущения возможных ошибок воспитания вашего ребенка

5. Благодаря помощи педагогов детского сада мне удалось преодолеть многие трудности в воспитании своего ребенка.

15. Что, на Ваш взгляд, изменилось в Вашем ребенке за время посещения ДОУ? Оцените, пожалуйста, по 5-ти балльной шкале (5 – полное соответствие, 1- полное несоответствие)

Стал самостоятельным 12345

Стал организованным 12345

Стал общительным 12345

Стал замкнутым 12345

Стал агрессивным 12345

Стал доброжелательным 12345

Стал скованным 12345

Стал любознательным 12345

Увеличился словарный запас 12345

Ничего не изменилось 12345

16. Что, по Вашему мнению, необходимо изменить в детском саду для успешного развития ребенка в нем?

В образовательном процессе___

В воспитательном процессе___

В работе с родителями___

БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО! ВАШЕ МНЕНИЕ ОЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ НАС!

Приложение 2

Листок экспертного опроса

Кафедра общей социологии АлтГУ проводит социологическое исследование по теме: «Роль различных типов дошкольных образовательных учреждений в процессе социализации детей». Просим Вас выступить экспертом в вопросах изучаемой проблемы.

Для этого необходимо прочитать вопрос и предложить свой собственный вариант ответа.

Опрос является анонимным. Все данные будут использованы в обобщенном виде.

1. Какую должность вы занимаете?

2. Какие навыки, умения и качества личности, по Вашему мнению, должны формироваться у детей в дошкольном образовательном учреждении?

3. На Ваш взгляд, в ДОУ какого типа осуществляется наиболее эффективная деятельность по формированию всесторонне развитой личности ребенка?

4. На Ваш взгляд, какие плюсы и минусы существуют в работе каждого из типов ДОУ?

5. Выскажите, пожалуйста, рекомендации по работе ДОУ каждого из типов?

БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО! ВАШЕ МНЕНИЕ ОЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ НАС!

Публикации по теме:

Фотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийФотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Мы участвовали в городском конкурсе «Знают все мои друзья, знаю ПДД и я»он направлен на активизацию деятельности ДОО по обучению детей.

Мастер-класс для родителей и воспитателей дошкольных учреждений «Сказочный Тыквик»Мастер-класс для родителей и воспитателей дошкольных учреждений «Сказочный Тыквик» Осенняя пора всегда ассоциируется сбором урожая. Последний овощ, который мы снимаем с грядки это красавица тыква. Тыква — удивительный.

Памятка для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по самообразованию Самообразование-это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических данных, совершенствованию имеющихся.

Положение о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений ПОЛОЖЕНИЕ о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений I. Общие положения.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Роль различных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возрастаРоль различных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста Одной из главных задач детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их физическое развитие. Это.

Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийСценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Подготовили и провели: Кичигина Л. И.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль различных типов дошкольных образовательных учреждений в процессе социализации детей
Опубликовано: 30 января 2024 в 16:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД