Папки-передвижки

Роль предметно-пространственной среды в дошкольном образовании

Кристина Гавацкова
Роль предметно-пространственной среды в дошкольном образовании

Основой гуманистической педагогики является педагогическая традиция ориентированная на уважение и внимание к детям, принятие любого ребенка как самоценной личности. В практической педагогической деятельности постоянно предпринимались попытки построить воспитательно-образовательный процесс исходя из природы ребенка, его интересов. Развитие человекознания (антропология) дало возможность приоткрыть тайны становления человека, этапы его интеллектуального и физического развития.

Публикация «Роль предметно-пространственной среды в дошкольном образовании» размещена в разделах

Период дошкольного роста ребенка является наиболее важным для накопления опыта, способного по. М. Монтесори были выявлены определенные сенситивные периоды особой восприимчивости детей от 0 до 6 лет к тем или иным способам и видам деятельности. Сенсетивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, что определяет основную задачу образовательного процесса – создать условия для оптимального развития потребностей ребенка дошкольного возраста.

Конструирование средств воспитания и образования приводит к созданию особой развивающей предметно – пространственной среды.

Ребенок дошкольного возраста проявляет особую восприимчивость к таким видам деятельности, которые способствуют развитию речи, крупной моторики (движения и действия,становлению социальных навыков. Накопление информации происходит путем интенсивного сенсорного развития через органы чувств (зрение, осязание, обоняние и др.). Одним из важнейших способов восприятия информации у ребенка дошкольного возраста становится мускульная память – мелкая моторика, которая постепенно утончается в процессе развития ребенка. Предметно пространственная среда должна обеспечить ребенку от 0 – 6 лет оптимальные условия для развития, учитывая его сенситивные периоды. Создать такую среду возможно путем особой организации пространства, в котором имеет место социальный дидактический материал, обеспечивающий развитие интеллекта ребенка, а так же имеются условия для развития крупной и мелкой моторики.

Очень важным условием эффективности обучающего развития предметно-пространственной среды является возможность для ребенка сконцентрироваться на собственной деятельности, что способствует организации психики, памяти, внимания и адаптации новых знаний к окружающей среде. Очень важно, чтобы в среде каждый ребенок находил для себя стимулирующую деятельность, способную отвечать его интересам. Дидактический материал в предметно-пространственной среде дает эталоны качеств и свойств предметов, которые в последствии будут перенесены в окружающий мир. Таким образом происходит постепенная адаптация ребенка в реальном окружении. Порядок расстановки материалов должен строго соблюдаться, что организует работу дошкольника и помогает ему развивать внутреннюю упорядоченность и дисциплину. Внешний порядок помогает ребенку разобраться в хаосе миро, учит его упорядочивать собственные впечатления. Этап наивысшей интенсивности сенситивного периода порядка, как отмечала доктор М. Монтесори наступает в среднем около 2-2,5 лет и протекает до 3 лет.

Предметно – пространственная среда служит и развитию социальных навыков ребенка от 0 до 6 лет. «На класс должен приходиться только один экземпляр каждого предмета. Если ребенок захочет взять то, чем кто то уже занят, он не сможет этого сделать. Но если малыш «нормализован», он спокойно подождет пока другой закончит свою работу с данным предметом. Так развиваются некоторые очень важные черты общественного поведения: ребенок узнает, что должен уступать тому, кто первый начал пользоваться тем или иным предметом, не потому, что так ему велели, но потому, что это – реальность, с которой он столкнулся на собственном опыте».

Предметно-пространственная среда должна помочь малышу освоить окружающий мир и стать основой самореализации человека.

Публикации по теме:

Роль правильно организованной развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации дошкольниковРоль правильно организованной развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации дошкольников Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими.

Аналитическая справка о создании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения разнообразной деятельности детей, повышения уровня их познавательного.

Описание развивающей предметно-пространственной средыОписание развивающей предметно-пространственной среды Описание развивающей предметно-пространственной среды в средней группе «Звёздочки» Развивающая предметно-пространственная среда в детском.

Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в старшем дошкольном возрастеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в старшем дошкольном возрасте Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового.

Пополнение развивающей предметно-пространственной средыПополнение развивающей предметно-пространственной среды 10 и 9 группы Пополнение развивающей предметно-пространственной среды[/b] Музыкально-дидактические игры «Зайцы» Цель: упражнять детей в.

Построение предметно-пространственной среды в ДОУПостроение предметно-пространственной среды в ДОУ Построение предметно- пространственной среды в подготовительной группе "Шалунишки" в соответствии с ФГОС. МБДОУ № 104/ г. Красноярск Воспитатель:.

Представление предметно-пространственной среды в ДОУ Представление развивающей предметно – пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда младших групп, для детей 3-4.

Презентация «Развитие предметно-пространственной среды в раннем дошкольном возрасте» Данная презентация может быть полезна для педагогов ДОУ, для родителей. В ней представлены варианты настольных развивающих игр, направленных.

Центры развивающей предметно-пространственной средыЦентры развивающей предметно-пространственной среды В нашей группе есть центр развития речи, где хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки.

Роль развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в развитии музыкально-творческих способностей детейРоль развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в развитии музыкально-творческих способностей детей Семинар для музыкальных руководителей «Роль развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в развитии музыкально-творческих способностей.

Библиотека изображений:

Публикация Роль предметно-пространственной среды в дошкольном образовании (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Кристина Гавацкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Роль предметно-пространственной среды в дошкольном образовании
Опубликовано: 17 апреля 2019 в 10:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД