Папки-передвижки

Роль педагога в формировании и культуры общения детей

Кучукова Анастасия
Роль педагога в формировании и культуры общения детей

Общение – актуальная проблема, исследованием которой занимались А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов и другие. «Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности»,- В. В. Давыдов.

Одной из актуальных задач дошкольного образования является формирование гармоничной личности ребенка, при этом готовность к эффективному общению с другими людьми выступает необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Формирование культуры общения является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире.

Публикация «Роль педагога в формировании и культуры общения детей» размещена в разделах

На сегодняшний момент резкое возрастание интереса к проблеме культуры общения дошкольников обусловлено сегодня серьёзными трудностями, которые многие дошкольники испытывают в общении. Этот возраст является наиболее благоприятным для формирования моральных принципов, нравственной культуры, развития эмоционально-волевой сфера личности. Особая роль в этом отводится дошкольным образовательным учреждениям, в задачи которых входит развитие социальной активности ребёнка, воспитание его культуры общения, высокий уровень которых составляет основные условие успешной адаптации человека в любой социальной среде.

1. Особенности культуры общения у детей.

Большую роль в развитии детей играет культура речи педагога, так как развитие ребенка в дошкольном возрасте складывается, главным образом, в ходе общения с взрослыми. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребенок в детском саду, является воспитатель. Он должен владеть приемами коммуникабельности с детьми разного возраста и различными психолого-педагогическими особенностями развития.

Культура педагогического общения- это способность педагога оптимальным образом достичь предметно-образовательной, общеобразовательной и воспитательной целей обучения в процессе педагогического общения.

Ведущими признаками педагогической коммуникабельности воспитателя дошкольного учреждения являются: потребность в общении с детьми; положительная эмоциональная тональность общения; доминирующее переживание чувства удовлетворения от общения и организованного воспитательно-образовательного процесса; понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты; умение конструктивно разрешать межличностные противоречия; гуманизм и демократизм общения; эстетика общения.

Культура речевого поведения (в широком смысле) - использование формул речевого поведения во время бесед, разговора с кем-либо, участие в игре.

Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Культура речевого общения обязывает человека соблюдать определённые нормы, приёмы и правила, среди которых стержневыми считаются: содержательность (суть, логичность, обоснованность (доказательность) убедительность (аргументированность, ясность (чёткость, понятность.

Культура речевого общения дошкольника – выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию, укреплению общечеловеческих и производственных отношений - к этому должен стремиться воспитатель. К этому обязывает его педагогическая этика, предусматривающая «совокупность правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения»

Для достижения необходимого уровня культуры педагогического общения требуется владеть :

1) предметом обучения и методикой его преподавания;

2)Знанием психологических, социальных и других особенностей учащихся и средств воздействия на них;

3)языком, на котором осуществляется обучение, и умениями его применениями в речи различных стилей и при составлении текстов разных жанров (культурой речи);

4)Эффективными приемами речевого воздействия на обучаемых (педагогический риторикой).

2. Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста.

Основные нравственные качества, которые отражают культуру общения человека и которые воспитываются у детей с дошкольного возраста это:

1) Вежливость – она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Без вежливости невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим.

2) Деликатность – сестра вежливости. Человек, наделённый этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями.

3) Предупредительность – необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

4) Скромность – эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.

5) Общительность – в её основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений.

В воспитании культуры общения детей педагогу необходимо влиять на все стороны коммуникативного процесса: его содержание (то есть информационный обмен, способы речевого и практического взаимодействия (коммуникативные и поведенческие умения) и соответствующие нравственные представления дошкольников о нормах и правилах поведения и общения, нравственных качествах и поступках людей.

В младшей группе дети нуждаются в многократном показе воспитателем способов поведения, напоминании правил, постоянной помощи воспитателя. Педагог широко использует игровые формы : инсценировки с игрушками, сюжетно-дидактические игры, игровые ситуации, в которых дети упражняются в выполнении правил: например, «учат» зайчика и медвежонка здороваться, говорить «спасибо», бережно обращаться с игрушками и т. п.

В средней группе воспитатель добивается самостоятельности детей

в выполнении известных ранее правил и помогает освоить новые. При этом он также активно обращается к методу показа способов выполнения правил, создает игровые и реальные ситуации, в которых дети накапливают практический опыт культурного поведения и общения.

В старшей группе. Возраст 6–7 лет является благоприятным периодом для развития культуры общения детей. Психологическими предпосылками воспитания культуры общения в подготовительной группе выступают следующие возрастные особенности усвоение моральных чувств и нравственных представлений; развитие новых форм общения со взрослым и со сверстниками; усвоение норм поведения и общения; развитие коллективного характера деятельности.

Проблема воспитания культуры общения у старших дошкольников стояла перед педагогами всегда. Важность ее очевидна, поскольку именно в культуре общения заложены этические инстанции, нормы и правила общения в социуме, выступающие базой для зарождения индивидуальных вариантов отношения к себе и к другому, основных нравственных качеств личности.

Содержанием работы по воспитанию культуры общения у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения является:

обучение детей выполнению норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,

использование соответствующего словарного запаса и форм обращения в зависимости от ситуации общения;

обучение вежливому поведению в общественных местах;

формирование умения не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Процесс воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста вызывает необходимость подбора и внедрения в воспитательный процесс особых педагогических условий.

Воспитание культуры общения происходит в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя стремление к общению, педагог должен поощрять даже самые незначительные попытки поиграть друг с другом.

Воспитанию культуры общения во многом способствует участие детей в совместной игровой деятельности. Так как управление многими играми важно для активации процесса самовоспитания детей, то к педагогическим подходам организации детских игр нужно отнести выбор игры, который в основном зависит от того, каков воспитанник, что ему нужно, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения.

Таким образом, специфика дошкольного возраста предполагает выбор таких методов и средств воспитания культуры общения, которые в наибольшей мере соответствуют психологическим и возрастным особенностям дошкольников. Основные методы воспитания культуры общения дошкольников это : различные виды игр (сюжетно-ролевые, дидактические, настольно - печатные театрализованные, со строительным материалом, подвижные, музыкальные, народные, чтение произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций, этическая беседа.

3. Методы и средства воспитания культуры общения.

В настоящее время имеются различные методы воспитания культуры общения воспитанников детского сада. Так, Л. Ф. Островская говорит о том, что в данном процессе педагог может использовать следующие методы:

этические беседы;

прослушивание произведений художественной литературы;

просмотр мультфильмов;

коллективные игры в их многообразии;

создание проблемных ситуаций

М. А. Саморукова, Л. Ф Островская, В. И. Логинова называют следующие методы воспитания культуры общения детей дошкольного возраста: различные виды игр (сюжетно-ролевые, дидактические, настольно - печатные театрализованные, со строительным материалом, подвижные, музыкальные, народные, чтение произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций, этическая беседа.

К средствам воспитания культуры общения можно отнести :

1. Группу художественных средств: изобразительное искусство, художественная литература, кино, музыка и др. – способствует эмоциональной окраске моральных явлений, познаваемых воспитанниками детского сада.

2. Природу, которая способна вызывать у воспитанников гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их и т. д.

3. Собственную деятельно сть детей (труд, игра, учение, художественная деятельность и т. д.) способствует о сознанию и формированию нравственных взаимоотношений в совместной деятельности детей и взрослых и самих детей. Важное место в этом процессе принадлежит играм - сюжетно-ролевым, театрализованным, традиционным народным и др.

4. Окружающую обстановку - социальная среда (близкие взрослые, семья, сверстники, друзья, и др., влияющую на ценностные ориентации детей и активизирует механизм нравственного воспитания.

Заключение:

Культура общения представляет собой сложное и многогранное явление, изучением которого занимаются представители разных наук – психологии, педагогики, лингвистики, философии, социологии, культурологии. Культура общения включает в себя способы взаимодействия людей в соответствии с принятыми социальными нормами, выражаемые прежде всего, через поведение и речь человека. Сущность культуры общения раскрывается в ее функциях, она выполняет аксиологическую, нормативную воспитательную и регулятивную функции. Формирование культуры общения является одной из важных задач воспитания, реализуемое через усвоение родного языка, поскольку речь выступает основой общения.

Культура общения воспитывается, начиная с дошкольного возраста. Это способствует успешной социализации ребёнка на основе культурного взаимодействия с окружающими людьми. Культура общения ребёнка дошкольного возраста предусматривает знания, навыки и умения строить взаимоотношения в соответствии с гуманистическими нормами и выражается через культуру речи, культуру внешнего вида, культуру поведения и психологию взаимоотношений с другими (сверстниками, взрослыми). Первые задатки культуры общения формируются у ребёнка через игру с другими детьми.

Публикации по теме:

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей Формирование позитивного эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогами ДОУ, внутри родительского коллектива группы, реализации.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

НОД по экологии по теме «Проведение опытов в формировании экологической культуры. Посадка лука» Цель, учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, закрепить знание детей о строении луковицы, об условиях роста.

План работы по самообразованию в подготовительной группе «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей» Тема «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Цель: Систематизировать и обобщать.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:

Публикация Роль педагога в формировании и культуры общения детей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Кучукова Анастасия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Роль педагога в формировании и культуры общения детей
Опубликовано: 17 января 2023 в 06:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД