МААМ-картинки

Роль коррекционно-развивающих занятий для детей и подростков стационарного отделения в Социально-реабилитационном центре

Инна Пузикова
Роль коррекционно-развивающих занятий для детей и подростков стационарного отделения в Социально-реабилитационном центре

Роль коррекционно-развивающих занятий для детей и подростков стационарного отделения в Социально-реабилитационном центре.

В нашей практике, самой многочисленной категорией несовершеннолетних, попадающей в социально-реабилитационные центры, являются дети, родители которых злоупотребляют алкоголем. Поэтому наиболее часто встречающиеся и наиболее серьезные проблемы у таких детей связаны с последствиями дефицита внимания со стороны родителей, последствиями жестокого обращения в семье, социально-педагогической запущенностью.

Публикация «Роль коррекционно-развивающих занятий для детей и подростков стационарного отделения в Социально-реабилитационном центре» размещена в разделах

В связи с этим, психологическая помощь должна оказываться как можно раньше, так как нарушенные на ранних этапах детско-родительские отношения с большим трудом компенсируются в последующем, а специалистам, работающим с такими детьми, важно учитывать особенности формирования привязанности, отсутствие мотивации к изменениям и амбивалентность переживаний близости со взрослым у этих детей и терпеливо относиться к ним.

Воспитанники Центра не только имеют стабильные проблемы с учебой и поведением, но и гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, страдают заниженной самооценкой, нарушениями сна, ночными кошмарами. Так, например, Оля Б. 15 лет, страдала нарушениями сна, ночными кошмарами. Ей снилось, будто ее окружают «покойники и мертвецы». На индивидуальном занятии с психологом ей было предложено нарисовать свой страх. Оля нарисовала черта, который «охотился» за ней в ночных кошмарах. После этого, в беседе, девочка рассказала, что в их семье, друг за другом похоронили бабушку и брата Оли. Осевшие в сознании девочки-подростка психотравмирующие ситуации дали о себе знать, проявившись в ночных кошмарах. После осознания источника страха и вербализации своих переживаний, ночные кошмары Ольгу больше не посещали.

Отношения с родителями-алкоголиками лишены стабильности и безопасности. Пьющий родитель может за один и тот же поступок в одном случае избить ребенка, в другом – проигнорировать, в третьем – спровоцировать ребенка на тот же поступок. Перепады настроения родителей, связанные с их самочувствием и степенью их опьянения, приводят то к вспышкам агрессии, направленной, в том числе на ребенка, то к бурным переживаниям собственной виновности и попыткам «стать хорошей матерью (отцом)». В ответ на двойственность и внутреннюю конфликтность поведения родителя у ребенка формируется сложное амбивалентное отношение к матери или отцу: он ее любит, боится, ненавидит, не понимает; привязан – и хочет уйти, заботится – и готов ударить и т. п. Одновременно складывается подобное отношение к окружающему миру в целом. Случай с Андреем Г. 12 лет является тому доказательством. Андрюша внешне спокойный, серьезный мальчик. После очередной ссоры с пьяной мамой, он поставил перед собой цель: уйти из дома в социально-реабилитационный центр. Самостоятельно и терпеливо Андрей собирал всю необходимую документацию, сдавал анализы, готовился. Но, попав в Центр, попытался убежать, несмотря на дальнее расстояние. Причиной побега была просьба его матери вернуться домой. Андрей чувствует себя ответственным за нее, любит и жалеет мать. По возвращению в Центр, мальчик долго не мог успокоиться, буквально рвался домой, хотя понимал, что возвращаться ему придется в те же условия от которых он искал убежища. На психологической консультации с Андреем была проведена беседа о необходимости временно побыть в Центре и дать маме возможность исправить свое поведение, пройти курс лечения, устроиться на работу, было принято решение написать ей письмо, в котором сообщить о своей любви и надежде на изменение условий жизни дома. После того, как Андрей написал и отправил маме письмо, его психоэмоциональное состояние изменилось. Он с увлечением собирался в школу, принимал активное участие в жизни Центра. Таким образом, выразив свои переживания, чувства и надежды в письменном виде, мальчик получил позитивный психотерапевтический эффект.

В нашей практике не редки случаи, когда дети не хотят возвращаться в кровную семью, предпочитая детский дом, т. к. атмосфера в семье настолько невыносимая, что хочется бежать из дома. Так, например, Денис, 10 лет, общительный, но тревожный и закомплексованный ребенок. На психологическом занятии рассказал, как мать заставляла его обманным путем зарабатывать деньги на инвалидной коляске. Денис противился этой деятельности, но всякий раз подвергался физическому наказанию. Жил Денис в отдельном помещении, спал на полу на своих вещах, питался лапшей быстрого приготовления или отходами с родительского стола. На психологических занятиях Денис часто рисовал один и тот же рисунок: инвалидную коляску и дождь. Таким образом, он пытался выразить и отреагировать свой негативный детский опыт.

Прибывшие в Центр дети не всегда могут открыто говорить о своих пережитых обидах, унижениях, о жестоком обращении с ними. Они стараются забыть, замаскировать внешней уверенностью и весельем. Так, например, Катя Ю. 9 лет имеет демонстративный тип поведения, который выражается в желании привлечь к себе внимание всех окружающих любыми доступными способами. Девочка может быть ласковой, старательной стремится к тактильным контактам, т. е. старается показать всем: «Я лучше всех, любите меня больше всех!». В случае отказа на ее просьбы могла кричать, топать, угрожать, плакать, жаловаться, стараясь всеми способами добиться своего. Психологическая работа с Катей включала в себя элементы арттерапии. На индивидуальном занятии с психологом девочке было предложено нарисовать рисунок на свободную тему. Катя нарисовала маленький цветочек, бабочку и другие цветы. Потом нарисовала яблоню с плодами, но без листьев. Работала без комментариев. Но вдруг, ее лицо оживилось, и Катя изобразила «дерево жизни». Выполняя рисунок, проговаривала историю о нем: «Это дерево старое, одинокое, больное, умирающее. Его били, ломали ветки. Дерево плакало от боли и обиды. Оно еще не умерло, на нем есть листики, но плодов никогда не будет. Когда облетят все листочки, оно погибнет. Дерево начнет течь, это будет всех злить, и его вынесут на снег. Ему будет холодно, оно будет плакать, пока совсем не замерзнет. Самому себе дерево помочь не может. Но ему могут помочь те, кто любит деревья (пауза). Дерево можно спасти, если его пересадить в другое место, в парник. Только парник должен быть очень большой и просторный. Сейчас дерево немного ожило, его подлечило солнце». В такой символической форме Катя рассказывает о себе и ищет пути выхода из сложившейся ситуации.

У детей, находящихся в Центре, по-разному проявляются нарушения в поведении. Кто-то тревожен и застенчив, а кто-то, наоборот, агрессивен. Педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом жестоком мире, как защитить себя. Так, например, Оксана Д. 9 лет, имеет конфликтное поведение. Подозрительная и настороженная девочка, любит перекладывать вину за затеянную ссору на других. Оксана, как это обычно бывает у агрессивных детей, не могла сама оценить свою агрессивность. Ей, наоборот, казалось, что весь мир хочет обидеть именно ее. Психологическая работа с Оксаной проводилась в трех направлениях:

- обучение приемлемым способам выражения гнева;

- обучение навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;

- формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию.

На индивидуальных занятиях Оксана устраивала «бой с подушкой», прыгала на мяче, кричала в «стаканчик для криков», рисовала фигуру своих обидчиков, лепила ее из пластилина, а затем мяла, расплющивала между ладонями и восстанавливала. Училась говорить ласковые слова, вырабатывали спокойный, ровный тон в общении. После таких упражнений девочка становилась спокойнее и добрее.

Другой случай. Надежда С. 5 лет – тревожный, неуверенный в себе ребенок. Самооценка низкая. Отношение к самой себе негативное, собственное имя девочке не нравилось. На индивидуальном занятии «Тайна имени» Наде было рассказано, что имена растут вместе со своими хозяевами. Рассмотрели все уменьшительно-ласкательные варианты имени Надя, девочка выбрала понравившееся. Особый восторг у Нади вызвало то, что ее «взрослое» имя такое же, как и у Центра – Надежда. На каждую букву имени было придумано положительное качество, имеющееся у Нади, а само имя было раскрашено девочкой яркими цветами. После занятия Надя обрела уверенность в себе и полюбила свое имя. Она пожелала забрать свой рисунок себе на память.

В каждом случае, после проведенных коррекционно-развивающих занятий, результаты повторных психодиагностических исследований, свидетельствуют о положительных изменениях в психологическом состоянии детей. У воспитанников нормализуется нервно-психическое состояние, повышается уровень толерантности к фрустрации, дети овладевают приемлемыми способами поведения. Таким образом, оказание психологической помощи этим детям и их семьям является очень важной задачей, несмотря на временную и эмоциональную затратность такой помощи.

Публикации по теме:

«Любимой мамочке». Сценарий праздника в социально-реабилитационном центре На фоне спокойной и медленной музыки. Голос за кадром: Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица. Но она не уснет, продолжая нас ждать.

Роль развивающих игр для детей 3–4 летРоль развивающих игр для детей 3–4 лет «Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет» Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться.

Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего возраста из серии «Что я вижу?», «Что я слышу?», «Что я чувствую?»Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего возраста из серии «Что я вижу?», «Что я слышу?», «Что я чувствую?» КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия «ЧТО Я ВИЖУ?» (старший возраст) Цель: коррекция и развитие психических процессов через разные.

Конспекты коррекционно-развивающих занятий Конспекты коррекционно-развивающих занятий. Педагог-психолог: Лозаренко А. Ф. 1. Коррекционно-развивающее занятие «Волшебное.

Консультация для родителей «Влияние коррекционно-развивающих игр на развитие умственных способностей детей с ЗПР» «Влияние коррекционно-развивающих игр на развитие умственных способностей детей с задержкой психическогоразвития». Доказано, что развитие.

Ознакомительная часть для занятий с детьми в Центре раннего развития для детей от 3 до 4 лет Занятие 1 Тема: «Знакомство. Правила поведения на занятиях» В холе ребят встречает педагог с игрушечным зайчиком в руках и приглашает их.

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Какого цвета твоя боль» Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий: «Какого цвета твоя боль» (работы с последствиями травмирующей ситуации (детским.

Программа коррекционно-развивающих образовательных ситуаций для детей 2–4 лет Программа коррекционно-развивающих образовательных ситуаций для детей 2-4 лет Тематический план № Название образовательной ситуации Задачи.

Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии на развитие эмоционального интеллекта «Академия чувств и эмоций» Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета.

Родительское собрание «Роль развивающих игр для детей» Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни,.

Библиотека изображений:

Публикация Роль коррекционно-развивающих занятий для детей и подростков стационарного отделения в Социально-реабилитационном центре (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Инна Пузикова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Роль коррекционно-развивающих занятий для детей и подростков стационарного отделения в Социально-реабилитационном центре
Опубликовано: 18 января 2018 в 15:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД