Папки-передвижки

Роль конструктивной коммуникации в профилактике педагогических конфликтов

Юлия Кашеварова
Роль конструктивной коммуникации в профилактике педагогических конфликтов

Педагогическое общение представляет собой специфическую форму делового межличностного общения, имеющую свои характерные особенности, и в то же время подчиняющуюся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями образования и, соответственно, общения, необходимого для его осуществления. При этом указанные цели и ценности должны быть приняты всеми участниками общения как субъектами этого процесса в качестве императива их индивидуального поведения.

Публикация «Роль конструктивной коммуникации в профилактике педагогических конфликтов» размещена в разделах

Таким образом, педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между учащимися и педагогами, порождаемый целями, характером и содержанием их совместной деятельности.

Поэтому для правильной организации эффективного педагогического общения будущему преподавателю необходимо понимать цель и содержание этого общения, знать его функции и средства, виды и стили педагогического общения, его общую структуру и различные модели.

Цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от обучающего к обучаемому, так и в обмене ими личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. Именно общение способствует возникновению и становлению, формированию и развитию новых свойств и качеств индивидуальности как обучаемых, так и обучающих. Только в процессе педагогического общения может успешно осуществляться формирование общей и профессиональной культуры студентов, системы жизненных целей и ценностей, нравственных норм и принципов.

Основными функциями взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном педагогическом общении являются следующие:

- конструктивная функция общения, обеспечивающая педагогическое взаимодействие преподавателя и студента при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости конкретной учебной дисциплины;

- организационная функция педагогического общения состоит в целенаправленной организации совместной учебной деятельности преподавателя и студента, в их взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи в учебно-воспитательном процессе;

Алгоритмы поведения, необходимые для успешной работы педагога :

- должно быть только рабочее настроение, отрицательные эмоции, связанные с личными проблемами, остаются за порогом школы

- в работе с детьми необходимо не избегать конфликтов, а направлять процесс их разрешения в конструктивное русло, не затягивать их разрешения;

- одинаковое, справедливое отношение ко всем ученикам

- вся деятельность учителя сосредоточивается на процессе обучения и воспитания: не унижать учеников, а поднимать их до своего уровня

- закон четырёх «У»- учить учеников умению учиться

- в отношениях с коллегами демонстрировать только ассертивную форму поведения.

Специальный термин ассертивность, - обозначает поведение, направленное на выражение своих потребностей и отстаивание своих границ, основанное на позитивном и уважительном отношении к партнеру. Это выражение подлинных чувств, без психологических игр, манипуляций и эксплуатации человека человеком. Ассертивное поведение рассматривается как оптимальный и самый конструктивный способ взаимодействия между людьми.

Правила конструктивного общения :

- научись гасить эмоции

- не накручивай себя

- правильно выбирай время для серьезного разговора

- анализируйте ситуацию и пытайтесь найти причину, а не бороться с последствиями

- конфликтовать нужно только по конкретному случаю

Два способа конструктивного разрешения конфликта :

- жёсткий (противостояние, нацеленное на подчинение соперника) - гибкий (переговоры с целью компромисса).

Второй способ – невероятная редкость среди всех участников конфликта : детей, родителей и школы. Внутри каждой из этих групп и во взаимодействиях групп или отдельных их представителей, как правило, последовательно выбирается жёсткий вариант развития событий, при котором решение конкретной проблемы - не главное, решается на самом деле вопрос доминирования.

Факторы для конструктивного разрешения конфликта :

- адекватность отражения конфликта

- открытость и эффективность общения конфликтующих сторон

- создание климата взаимного доверия и сотрудничества

- определение существа конфликта

Рекомендации к конструктивному разрешению конфлика :

- сосредоточьте внимание на проблеме, а не на оппоненте

- внимательно слушайте собеседника, будьте внимательны к его чувствам

- найдите то общее, что позволит продвигаться к согласию

- если вы не уложились в определенное время или не выяснили все вопросы до конца, договоритесь о новой встрече.

Публикации по теме:

Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка».Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка». Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка». В последнее время все более актуальной.

Классный час «Разрешение конфликтов в классе» Цель: формировать бесконфликтные отношения в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу; научить оценивать конфликты и.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по коммуникации и познанию «В гости к русалочке» Цель: Закрепить знания детей о морских обитателях Задачи: 1. Обобщить и активизировать словарь по теме «Морские обитатели», обогатить словарь.

Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Консультация для педагогов. «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Зайцева Е. М. Консультация для педагогов.

Консультация для родителей «Причины детско-родительских конфликтов» .

Консультация для родителей «Способы решения детских конфликтов» Ребенок – дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей,.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах»Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль конструктивной коммуникации в профилактике педагогических конфликтов
Опубликовано: 11 декабря 2023 в 17:11
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД