МААМ-картинки

Роль классного руководителя в развитии и поддержке интеллектуально-творческих способностей обучающихся

Оксана Сергеевна Аркатова
Роль классного руководителя в развитии и поддержке интеллектуально-творческих способностей обучающихся

Современный этап развития школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с принципом демократизации должен быть представлен и метод креативности – ориентации на формирование творческой личности. Ключевая роль в решении этих задач принадлежит классному руководителю, который по возложенным на него функциям как педагог-профессионал является духовным посредником между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, а также организует систему отношений через разнообразные виды деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.

Публикация «Роль классного руководителя в развитии и поддержке интеллектуально-творческих способностей обучающихся» размещена в разделах

Велика роль классного руководителя в развитии и поддержке интеллектуально-творческих способностей обучающихся.

Целью работы классного руководителя в этом направлении может стать помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное – определить круг реальных учебных возможностей, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.

Образно говоря, школу можно представить в виде дерева, которое растёт на общественной почве и даёт ему свои плоды. Каждая группа– отдельная ветвь на стволе этого дерева. И каждый листик – это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева – морально-психологические качества личности выпускника школы.

Хороший преподаватель в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы плодовые деревья в его саду или как можно лучше зеленели, с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали бы окружающих. Организационная культура школы и каждого класса создаёт необходимые условия для того, чтобы её выпускники были подобны плодам из хорошего сада, в котором работает умный садовник.

Развитие одарённости и креативности у ребят до недавнего времени считалось побочным продуктом обучения, стихийно возникающим и почти неуправляемым. Сегодня положение резко изменилось.

Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения и воспитания. Развитие таких ребят в школе происходит по нескольким направлениям: развитие творческих способностей и общих интеллектуальных.

Под общими интеллектуальными способностями понимают высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов во всех областях науки и культуры. Под творческими же способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике (Н. К. Винокурова). В связи с этим в педагогической практике есть смысл не только не разводить эти два направления, а работать в направлении их интеграции в одно – интеллектуально-творческое.

Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека. Он считал, что наличие у человека интеллекта характеризует его поведение. Ядро интеллекта составляет способность индивида выделить в ситуации существенные свойства и привести своё поведение в соответствие с ними. Развитие интеллекта должно пониматься в широком смысле слова.

Как классному руководителю построить работу в этом направлении?

Изучить особенности в учебной деятельности класса в целом и возможности каждого ученика в учебной деятельности.

На основе диагностики интеллектуальных умений обучающихся совместно с педагогами-предметниками определить методы, приёмы, формы индивидуальной работы с обучающимися как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Для этого можно предложить алгоритм создания «интеллектуального паспорта класса» :

учебные интересы группы;

отношение учащихся к процессу учения и к отдельным учебным предметам;

степень работоспособности и организованности;

степень развитости общеучебных умений и навыков обучающихся;

уровень интеллектуального развития обучающихся.

Эта деятельность будет успешной при реализации принципов личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, которые определяют специфику педагогического анализа воспитательной работы классного руководителя. При личностно-ориентированном подходе акцент в аналитической деятельности делается на такие аспекты, как:

развитие личности обучающегося;

становление и проявление индивидуальных особенностей обучающихся;

личностные достижения обучающихся;

формирование благоприятной среды для развития обучающихся;

функционирование системы медико-психологического и социально-педагогического обеспечения процесса развития студентов.

Основными составляющими образа класса являются :

образ обучающихся;

образ жизнедеятельности группы, построения в нём деятельности, общения и отношений;

представление о внешних связях и отношениях класса;

место и роль класса в школьном сообществе.

Задача сводится к приспособлению к уровню развития каждого обучающегося и переводу его на более высокий уровень развития (воспитанность и обученность).

В любой деятельности можно целенаправленно формировать способности, для этого лишь необходимо создать условия и мотивировать школьника на саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование.

Развитие способностей должно быть систематическим, сознательным, постепенно усложняющимся, достаточно трудным, но посильным, должно быть связано со стремлением, опирающимся на потребность ученика получить лучшие результаты и устранить ошибочные действия, выявленные в анализе промежуточных результатов, на постоянном переводе ребёнка из зоны его актуального в зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития определяет завтрашний день ребёнка, его реальные возможности, способности, творческий потенциал.

Для того чтобы процесс развития творческих способностей учащихся протекал успешно, классному руководителю необходимо :

· уметь видеть в каждом ученике индивидуальность, уникальность и неповторимость;

· глубоко изучать личность воспитанника, его положение, статус в воспитательном процессе, иметь целостное и адекватное представление о каждом ученике, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности;

· организацию личностно-ориентированной воспитывающей деятельности в классном коллективе строить на основе индивидуальных особенностей учащихся;

· предоставить школьникам свободу выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельности классного коллектива;

· создать в коллективе класса творческую атмосферу, побуждающую классного руководителя и школьников к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей.

Отправной точкой в решении этих задач может являться карта интересов. В этой карте отмечается область знаний, особенно интересная ученику, виды деятельности (литературное творчество, искусство, мир природы, спорт, технология, а также предварительный выбор профессии). Данная карта корректируется в течение года, так как у ребят появляются новые интересы, создаются условия для их реализации.

Эта карта помогает сориентировать ребят, иногда с помощью родителей и учителей-предметников, в более правильном выборе кружков, спортивных секций, виде деятельности. В результате этого появляется карта занятости учащихся в кружках и спортивных секциях (см. Приложение 2, которая дает возможность знать не только то, чем интересно заниматься моим детям, но и более эффективно планировать внеклассную и внешкольную работу. Сравнивая эти две карты, можно проследить, насколько полно реализуются интересы детей.

Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности, спортивные, литературные, исследовательские и другие, раскрыть которые больше возможности во внеклассной деятельности. Можно выделить 3 основных направления:

1. Создание воспитывающей среды путем развития ученического самоуправления и использования КТД (коллективного творческого дела);

2. Непосредственное воздействие на ученика, т. е. индивидуальная работа с учеником;

3. Взаимодействие с родителями, учителями-предметниками, руководителями дополнительного образования.

Именно самоуправление может способствовать личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности, ведь конечная цель развития самоуправления – формирование творчески активной личности, готовой к адаптации в обществе – социальный заказ общества.

Принципы самоуправления в классе :

- равноправие (все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения); целесообразность (деятельность органов самоуправления направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся); добровольность (каждый может изъявить желание выполнять то или иное поручение, вид работы); гласность (работа органов самоуправления открыта для всех учащихся); ответственность (каждый несет ответственность за порученное или выбранное дело и отчитывается перед членами коллектива на классном собрании); творчество и самостоятельность (каждый ученик может предложить интересное дело, внести предложение об улучшении деятельности самоуправления; все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно).

Самоуправление – это основа сотрудничества учеников и учителей. Классный руководитель является членом этого коллектива. Роль классного руководителя здесь заключается в том, чтобы научить, посоветовать, проконсультировать, принять участие в планировании, реализации деятельности членов самоуправления или всего класса в целом. Ребята, выбрав дело по желанию, в продолжение обучения проходят настоящую школу лидеров, добросовестных, инициативных, творческих. Главную роль в воспитании ответственности за порученное или выбранное дело играет, конечно, классное собрание.

Например, подросткам интересно, что о них думают друзья, как оценивают их человеческие и творческие качества. «Что мне мешает и помогает учиться», «Моё «хочу» и «надо», «Расскажи мне о себе», «Мой класс глазами человека-невидимки»,- вот темы некоторых. Кроме того, отчеты органов самоуправления, анализ дежурства по школе, оценка коллективных дел. В подготовке таких собраний требуется педагогическое умение, ведь каждый ученик должен уйти с собрания не подавленный, а уверенным в том, что скоро он станет лучше. Дружелюбное, а не злобное выявление достоинств и недостатков учеников, отношения к делу, поиски лучших решений в проведении какого-либо мероприятия сплачивает коллектив ребят, приучает говорить правду открыто, без обид.

В развитии творческих способностей школьников большое значение имеет рефлексия и учет творческих достижений учащихся. В течение всего года ребята активно участвуют в школьных, муниципальных и областных конкурсах. Успехи во всех областях отмечаются в личных портфолио учеников.

Конечно, классный руководитель негласно управляет процессом подготовки, ведь кто, как не он, лучше знает интересы ребят. А значит, может посоветовать одному, как лучше взяться за дело, другого просто поддержит в его начинании, третьему порекомендует литературу по теме.

Важным направлением в развитии творческих способностей учащихся, а точнее в реализации этих способностей является индивидуальная деятельность классного руководителя и в ней – личный пример. Стать другом детей трудно. Их доверие нужно заслужить. Классный руководитель должен идти к детям не только с большим научным багажом, но и с огромным, неисчерпаемым запасом активной, деятельной любви, доверия, уважения к ним. Школьники, будь то пятиклассники или выпускники, потянутся к классному руководителю лишь тогда, когда увидят в нем человека интересного, творческого, преданного учительскому делу и, в первую очередь, доброго, чуткого к миру их чувств и мыслей, всерьез заинтересованного их делами, искренне помогающего ученику поверить в себя, в свои возможности, находящего любую возможность ребенку реализовать себя как личности.

Индивидуальная работа классного руководителя строится на изучении индивидуальных особенностей ученика, ведь еще В. А. Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является умение педагога «подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».

Таким образом, чем активнее проявляются в воспитательном процессе творческие способности учеников, тем активнее и успешнее будет их жизненная позиция в дальнейшем.

Публикации по теме:

Роль игр со строительным материалом в развитии творческих способностей ребенка (старшая группа)Роль игр со строительным материалом в развитии творческих способностей ребенка (старшая группа) Важнейшим этапом развития ребенка, позволяющий развивать как физическую, так и интеллектуальную активность является конструктивная деятельность.

Консультация для родителей «Роль творческих объединений дополнительного образования в развитии младших школьников» Работая в Центре дополнительного образования с учениками начальных классов,я всегда нахожу много нового и интересного в детях,их отношении.

Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников» Какая польза от этих танцев? Некоторые родители так и рассуждают. не зная. как много возможностей у хореографии для развития не только физических.

Мастер-класс для средней группы «Слайм как нетрадиционный материал в развитии творческих способностей обучающихся»Мастер-класс для средней группы «Слайм как нетрадиционный материал в развитии творческих способностей обучающихся» В наше время каждый ребенок знает, что такое слайм и как в него играть. А самое главное, как его можно сделать самому. Благодаря своему.

Мастер-класс «Новое и необычное в развитии творческих способностей детей: синельная проволока. Поделка «Собачка»Мастер-класс «Новое и необычное в развитии творческих способностей детей: синельная проволока. Поделка «Собачка» Если вы любите заниматься творчеством со своими детьми, и ищите что-то новенькое и необычное, вам непременно нужно опробовать синельную.

Мастер-класс для педагогов «Инновационный подход в развитии творческих способностей детей посредством пособия «Бусоград»Мастер-класс для педагогов «Инновационный подход в развитии творческих способностей детей посредством пособия «Бусоград» Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Косарева Елена Александровна. Я работаю в МБДОУ д/с№30 воспитатель первой категории. Моя тема.

Развитие интеллектуально-творческих способностей воспитанников через познавательно-математическую среду .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль классного руководителя в развитии и поддержке интеллектуально-творческих способностей обучающихся
Опубликовано: 20 декабря 2023 в 20:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД