МААМ-картинки

Роль игрушки для всестороннего развития детей

Пруцких Софья
Роль игрушки для всестороннего развития детей

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные, и физические силы ребенка. Игрушка - обязательный спутник детских игр. От того, какими игрушками ребенок будет играть, начиная с первых лет жизни во многом зависти его развитие, психическое и физическое здоровье.

Публикация «Роль игрушки для всестороннего развития детей» размещена в разделах

Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка - предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством всестороннего развития ребенка.

К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало».

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки : сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки – «орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки для детей всех возрастов.

Во многих случаях ребёнок при помощи игрушки получает первые конкретные представления о настоящих предметах, особенно тогда, когда он по каким-либо причинам не сталкивается с настоящими предметами и может сформировать о них представление только посредством игрушки. Городской ребёнок, например, имеет мало возможностей непосредственно знакомится с домашними животными, наблюдать за ними. Поэтому единственным источником, из которого он черпает представления о домашних животных, являются игрушки или картинки (естественно, что такое неполное познание удовлетворяет только ребёнка раннего возраста).

Социально-личностное развитие

Игрушка - средство воздействия на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка в раннем дошкольном возрасте. Первые эмоции ребенок испытывает в младенчестве, в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте необходимо начинать побуждать ребенка к заботливому отношению к игрушкам. Мама учит ребенка к нежному отношению к игрушке. Поэтому игрушка сама должна быть красивой приятной на ощупь. В будущем игрушка может стать доверительным другом малыша.

Речь. Игрушка оказывает большое влияние на развития речи ребёнка : первые слова, которые ребёнок запоминает, обычно связаны с игрушками. В своих ежедневных играх с игрушками ребёнок учится называть не только сами предметы, которыми пользуется, но их особенности, величину, форму, цвет и пр. Он включает игрушки в соответствии со своими представлениями в игру и определяет их отношение к остальным предметам и лицам, участвующим в игре. Все свои действия в игре ребёнок сопровождает речью.

Фантазия. Игрушка побуждает ребенка к игре и способствует развитию содержания игры : развивается детская фантазия и изобретательность. Иногда внешний вид игрушки настолько привлекает ребёнка, что он старается развить такую деятельность, в которой можно было бы применить понравившуюся ему игрушку. Так игрушка становится прямым побудителем детской игры.

Чувства коллективизма. Игрушка оказывает влияние на воспитание чувства коллективизма. Она активизирует не одного ребёнка, а целую группу, благодаря чему создаются и укрепляются дружеские взаимоотношения. Общие игры детей с игрушкой развивают в них чувство коллективизма и благотворно влияют на жизнь детей в детском саду.

Воображение.  Воображение наиболее эффективно развивается в ролевой и режиссёрской игре. Для осуществления этих видов игры нужны:

«признаковые» игрушки, открытые для фантазии ребенка, и допускающие различные названия и способ использования (способные служить заместителями разных предметов и персонажей, простые маленькие куколки (пупсики, солдатики, куклы неопределенного пола и возраста (без лица, пальчиковые куклы и куклы для театра, мелкие фигурки животных (мягкие и пластичные, предметы неопределенного назначения (брусочки, шарики из разного материала, кусочки ткани)

Приобщение к общественной жизни.  Наиболее типичной для дошкольника формой приобщения к общественной жизни является участие в праздниках. Участие в праздниках связано с  многочисленными праздничными атрибутами, к которым относятся: елочные украшения, флажки, шарики, свистки, трещотки, колпачки, шляпки, гирлянды.

Полезными могут быть также игрушки, отражающие различные моменты окружающей взрослой жизни: куклы в разных костюмах, соответствующих разным ситуациям, атрибуты разных профессий и труда взрослых, модели, современных технических  средств, игрушечные машинки разных типов.

Толерантность и гуманное поведение.   Воспитанию толерантности могут способствовать игрушки, моделирующие иной образ жизни. Это могут быть особенности внешности, обычаев и поведения людей, принадлежащих другим культурам, например: куклы, изображающие людей разных этнических групп, костюмы разных народов, игрушечная посуда и предметы быта, относящиеся к разным культурам и пр. Воспитанию гуманного  поведения  способствует уход за куклой или игрушечным животным, которые осуществляются в режиссёрской и ролевой игре.

Игрушки и пособия, способствующие познавательному развитию :

Познавательное развитие в дошкольном возрасте связано главным образом с совершенствованием восприятия  (сенсорное воспитание дошкольника является важнейшей задачей во всех системах, развитием наглядно-образного мышления и становлением логического мышления. Каждое из этих направлений предполагает соответствующие виды действий с определёнными игровыми материалами.

Восприятие.  Совершенствование восприятия происходит в процессе действий, требующих  различения цвета, формы, величины предметов, например: подбор предметов с одинаковыми признаками,  классификация и сериация  по сенсорным признакам (цвету, форме, величине и др.). Для этих действий необходимы однотипные предметы или их изображение с ярко выраженным цветом, формой, величиной, допускающие действия ребенка с ними. Например:   фигурки или картинки животных разных цветов (зайчики, собачки, коробки форм, пазлы крупные, однотипные фигурки разной величины (5-10 местные матрешки, кубики, пирамидки,  мисочки и пр.) материалы Монтессори на зрительное и слуховое восприятие.

 Наглядно-образное мышление. Наглядно-образное мышление наиболее успешно развивается в различных  видах  продуктивной деятельности дошкольника, таких  как  конструирование по замыслу и по условиям;  лепка, аппликация, рисование, моделирование.

Для этих видов деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие создание осмысленного целого продукта из отдельных частей, а также ориентацию по плану или схеме. Это могут быть: разрезные картинки, кубики с составными картинками, строительные материалы и конструкторы , мозаики, материалы для лепки аппликации, рисования, дидактические игрушки, лабиринты и пр.

Логическое мышление.  Для развития логического мышления дошкольника необходимы следующие действия: выделение существенного признака, установление последовательности событий, выявление причинно-следственных связей. Все эти действия в дошкольном возрасте можно осуществлять на материале: настольно-печатных  игр, предметных и сюжетных картинок, головоломок.

Физическое развитие. Мячи (разных размеров, обручи, кегли, спортивное оборудование для дошкольников (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка, скамеечки для, ходьбы, коврики с разной поверхностью, оборудование для тренировки меткости (дротики с мишенью) и пр.

Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.

Публикации по теме:

Игры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаИгры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Альбомчики на липучках – это реально ноу-хау, маленькая революция в производстве развивающих пособий для ваших деток. Когда ребёнок прилепляет.

Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаЭкран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Актуальность: Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать средства обучения, методы и формы организации работы с детьми,.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Бисероплетение как средство всестороннего развития детейБисероплетение как средство всестороннего развития детей Бисероплетение — это наилучший способ увлечь вашего ребенка занятием, развивающим детское воображение и фантазию. Наверное, всю пользу.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный.

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста»Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста» Содержание проекта Направление реализации проекта Современные модели организации дошкольного образования с учетом образовательных потребностей.

Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Библиотека изображений:

Публикация Роль игрушки для всестороннего развития детей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Пруцких Софья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Роль игрушки для всестороннего развития детей
Опубликовано: 23 июля 2023 в 12:35
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД