Получи документы

Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей

Карлыгаш Исмаилова
Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей

Консультация для педагогов

Тема: «Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей»

Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей

Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в группе благоприятный социально-психологический климат.

Публикация «Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей» размещена в разделах

Под социально-психологическим климатом понимается динамическое поле отношений в группе, влияющих на самочувствие и активность каждого члена группы и тем самым определяющих личностное развитие ребенка и группы в целом.

Социально-психологический климат проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивному взаимодействию сверстников или взрослых с детьми, и включает в себя комфортность пребывания детей в группе.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре -важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования социально – психологического климата в группе детей.

Игра является не только ведущей деятельностью дошкольника, но и представляет собой отражение окружающей жизни. А также игра учит размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.

Для формирования социально-психологического климата в группе хорошо использовать игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером, воспитывать любовь и уважительные отношения к близким и окружающим людям, помогают ребенку в накоплении социального опыта.

Не для кого, не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу. Обучают развивающуюся личность социальной гармонизации.

Поэтому народные игры нужно использовать во всех видах деятельности. Они способствуют утверждению добрых отношений, соседства, дают ребенку защиту от негативного влияния.

Эти игры помогают нам в проведении обрядовых праздников: Колядки, Масленица, Пасха, Рождество, день Ивана Купалы.

Хорошо применять игры целью, которых является воспитание нравственных качеств ребенка. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и является важной частью духовно нравственного воспитания.

Это такие игры:

«Повадырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительные отношения.

В этой игре важна порядочность, ответственность перед человеком, который

Доверил свою жизнь вам.

«Передай хорошее настроение»

Цель: формировать доброжелательные отношения к близким людям.

«Цветик- семицветик»

Цель: Побуждать детей к обсуждению своих желаний. Поощрять желание заботится о других. (назови ласково соседа, поздоровайся и посмотри ласково).

Для формирования положительных межличностных отношений поддержания интереса детей к сверстникам, стимулирования эмоциональных контактов, сближающих детей друг с другом, преодоления отчужденного отношения к сверстникам используются различные игры, и игровые упражнения, побуждающие детей говорить друг другу ласковые слова, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, делать друг другу приятное.

Для разрешения и отвлечения детей от конфликтов между собой полезно играть в спокойные хороводные игры: «Пузырь», «Карусель», «Заинька попляши». И др. Дети охотно играют, игры привлекают малышей разнообразием сюжетов, двигательных заданий.

Предметная среда и общая обстановка, в группе также имеют важное значение для воспитания дружеских взаимоотношений и радостного настроения детей.

Среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка вызывающей у него положительные эмоции. Необходимо продумать каждую деталь в группе с целью предотвращения возможных столкновений между детьми и во избежании конфликтных ситуаций.

Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка.

Ведь ещё в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка. Ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им малыш усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество социально адаптированным к нему человеком.

Для каждого возраста существуют свои особенные игрушки, которые предполагают определённый способ действия и наиболее тесно связаны с возрастными особенностями и задачами развития данного периода.

От 1 до 3лет

ведущая деятельность – предметная

- игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей (возможность действий, манипуляций: кубики, пирамидки, вкладыши, матрешки, простые конструкторы и др.)

- усвоение способов действия с предметами (учится соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей)

От 3 до 7 лет

ведущая деятельность - ролевая игра

- игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами: игрушка- «подружка, собеседник»; игрушки-«манекены» (куклы, зверушки, персонажи сказок, мультфильмов и др.)

- освоение смыслов и норм отношений между людьми

Функции игрушки :

- привлекательность, способность приносить радость, улучшать жизнь через соотнесение с фундаментальной ценностью жизни

- способность быть «переходным объектом», то есть нести в себе материнские чувства тепла, любви, защиты, безопасности, покоя, опоры

- способность быть символическим объектом, психологическим орудием, наделяющим ребенка силой, красотой, добротой, мудростью, делающим его более приспособленным к жизни среди людей

- возможность игрушки будить фантазию ребенка, его собственную активность

Педагогическая оценка игрушки :

- простота и доступность

- потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребёнка

- привлекательность для самого ребёнка (отвечает его интересам и потребностям)

- открытость для разнообразных форм активности ребенка (для преобразований)

- возможность самостоятельной деятельности

- «коммуникативность» игрушки (потенциальная направленность на общую, совместную игру)

- оптимальное сочетание новизны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для её решения

- этический аспект игрушки (вызывает добрые, гуманные чувства)

- эстетический аспект игрушки (художественные качества)

«Современность» игрушки (способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени»)

«Традиционность» игрушки (связь с культурными традициями своего народа)

Технические качества игрушки (прочность и безопасность)

Примерный план работы

по формированию социально-психологического климата в группе детей

(из опыта работы)

Формы работы Вид деятельности Цель

1. Предметно-развивающая среда в группе (своевременное обновление, пополнение) 1. Игры: «Назови себя ласково», «Назови ласково соседа»

2. Пальчиковые игры: «Ёжик»- прокатывание по каждому пальчику шарика, начиная с большого пальца ведущей руки и чуть дольше задерживаясь на подушечке каждого пальчика. Массажные движения следует выполнять от периферии к центру. Действия сопровождаются стихами:

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ёжик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

3. «Мимическая гимнастика» - создать условия по обеспечению социально-психологической комфортности :

предметно-развивающая среда (эстетичность, полифункциональность помещений ДОУ и оборудования);

- обеспечить психологически комфортное пребывание ребёнка

в дошкольном учреждении.

- снятие напряжения и расслабление мышц туловища;

- помочь нормализовать состояние нервной системы, оказать наряду с успокаивающим ещё и общеоздоровительный эффект

Тренировка умения распознавать эмоциональное состояние человека по мимике лица

2.

Игры, направленные на повышение показателей уровня психологического климата в детском коллективе.

1. Самомассаж кисти рук

2. Сюжетно-ролевые игры - «смелая» или «трусливая» кукла.

Роли распределяются следующим образом: за «трусливую» куклу говорит ребенок, а за «смелую» взрослый. Затем надо поменяться ролями. Можно пощекотать, погладить его. Можно спросить с кем он подружился, как зовут его друзей, в какие игры он хотел бы с ними поиграть. Используя куклу, перенося на неё свои переживания и настроения ребёнок расскажет вам, что его тревожит Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим ещё и общеоздоровительный эффект;

- выразить свои эмоциональные переживания, научится общаться со сверстниками

1. Игры с песком (с любой крупой на выбор) насыпать песок или крупу горкой, разровнять, пропустить её сквозь пальцы, оставить следы мышки или медведя)

2. Игры:

- «Волшебный мешок»

- «Клубочек»

- «Секрет» Помочь детям с высоким уровнем тревожности расслабиться, отвлечься от переживаний.

Осознание своего эмоционального состояния и освобождения от негативных эмоций

3. Игры на релаксацию

1. Дыхательные упражнения:

- «Сдуй снежинку с варежки»

- «Гудок парохода»

- «Гуси летят»

2. Психогимнастика:

- «холодно-жарко

- «зернышко»

- «Шолтай-болтай»

- веселая пчелка» Управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизирует, усиливает мышечное напряжение, выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению.

4. Организация совместных мероприятий для родителей и детей.

- Выставка поделок из природного материала- сотворчество родителей и детей

- Выставка рисунков - сотворчество родителей и детей

- Праздники и развлечения

- сотрудничество педагогов,

- сотрудничество педагогов ДОУ и родителей воспитанников, которое выражается в проведении совместных мероприятий, праздников, выставок поделок.

Публикации по теме:

Роль педагога-психолога в сохранении и укреплении психологического здоровья детей 1. Введение В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения,.

Инновационный педагогический опыт «Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе» «Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе». Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования.

Консультация «Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей» Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада.

Коррекционно-развивающее занятие социально-психологического тренинга «Саморазвитие личности» для детей с ОВЗ Александра Викторовна Ястребова Педагог-психолог Пояснительная записка У молодых людей, оказывающихся после поступления в новой социальной.

Мастер-класс «Роль подвижных игр в развитии социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «Роль подвижных игр в развитии социально-коммуникативных навыков.

Роль музыкально-психологической сказки в формировании нравственных качеств у детей Роль музыкально – психологической сказки на формирование нравственных качеств у детей. (по мотивам произведения К. Чуковского «Муха - Цокотуха»).

Роль словесных игр в формировании суждений, умозаключений у детей 4–5 лет Словесные игры – очень популярный вид игр для детей. Они развивают речь, творческое воображение, внимание, мышление, умение действовать.

Роль вожатых в создании благоприятного психологического климата в начальных классах Е. Г. Романова Россия, п. Скалистый Роль вожатых в создании благоприятного психологического климата в начальных классах Начало обучения в.

Создание комфортного психологического климата в группе Справка. Психологический климат в группе. Школа-интернат - это место, где ребёнок находит новых друзей,занимается интересным делом с учетом.

Роль сказки в формировании мировоззрения маленьких детей Русские народные сказки - способствует формированию мировоззрения наших малышей. Ожидая ребенка, большинство будущих мам не только присматривают.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Карлыгаш Исмаилова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей
Опубликовано: 10 января 2019 в 07:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД