Папки-передвижки

Роль фольклора во всестороннем развитии дошкольников

Елена Викторовна Дурина
Роль фольклора во всестороннем развитии дошкольников

«Роль народного фольклора во всестороннем развитии детей дошкольного возраста»

Дурина Елена Викторовна, Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №3 г. Камызяк» Астраханская область (из опыта работы).

Фольклор - устное народное творчество. Переводится с английского «народная мудрость.» Уходит своими корнями в глубокое прошлое, когда человечество ещё не знало письменности. Фольклорные произведения передавались из уст в уста.

Публикация «Роль фольклора во всестороннем развитии дошкольников» размещена в разделах

Первым произведением у человечества была колыбельная песня. Её прямая функция успокоить, убаюкать ребёнка. Народ путём многолетних наблюдений понял, что сделать это можно не бурной, удалой песней, а тихой, монотонной

мелодией.

Материнские чувства подсказали- каким должно быть её содержание. В колыбельной песне высказывались материнские надежды видеть своего ребёнка добрым, сильным, здоровым, счастливым.

Эти мечты высказываются нежными, идущими от сердца словами, что придаёт колыбельной песне ни с чем не сравнимую воспитательную силу.

Спи- спи,Сашенька,

спи милашенька.

Спи-спи подоле,

вырастешь поболе, станешь в школу ходить, станешь книжки учить Баю- бай, поскорее засыпай, усни ненаглядный, спи, моя родная рыбка золотая.

Логическим продолжением колыбельной песни являются пестушки и потешки.

Своё название они получили от слова «пестовать», тешить, нянчить, ходить за кем- либо. Термин «пестун» был равнозначен более позднему слову «воспитатель,» он встречается на страницах летописей.

Пестушки и потешки - короткие стихи, которые сопровождают ребенка в первые месяцы жизни и на протяжении всего дошкольного возраста.

Мудрый народ сумел вложить в простую потешку слова, ободряющие ребё нка в его первых и очень трудных для него шагах:

Аи, деточка, попляши,

твои ножки хороши.

Пестушки «Сорока- сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая». хорошо известны и сегодня нами используются. Следует обратить внимание на то, что помимо радости и удовольствия, эти стихи содержат «уроки» жизни, причём уроки эти ненавязчивые, незатейливые, интересные и занимательные. И действительно, коза боднет того, кто молока не пьёт. В «сороке» каша достается всем пальчикам, кроме мизинца: «А ты, мал маленок, за водицей не ходил, дров не носил, кашу не варил».

Такой урок, поданный в занимательной форме, активизирует чувства и эмоции ребёнка, что помогало ему усваивать те или иные знания и правила поведения.

В своей работе я тоже использовала эти «уроки». Знакомство с потешками начинала с рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Даю возможность детям рассмотреть и рассказываю потешку.

В предварительной беседе объясняю значение новых слов, которые дети услышат в потешке. Приятно было наблюдать как дети используют потешки во время сюжетно- ролевых игр, как бережнее стали относиться они к своим игр ушкам и друг другу.

Дети взрослели и на смену пестушкам приходят прибаутки-маленькие смешные сказочки или выражения, придающие речи юмористический оттенок.

Читая детям прибаутки (где утки могут играть в дудки, кошка шить рубашку, старалась развивать воображение, фантазию, способность взглянуть на вещи с необычной стороны.

Так зарождается оригинальность мышления, творческой деятельности. Однако воображение лежит на реальной основе. И здесь опять явно выступают человеческие качества, которые либо одобряются, либо порицаются. Например известная прибаутка " Тили бом, тили бом!

Загорелся кошкин дом! Кошка выскочила, глаза выпучила, Бежит курица с ведром, заливает кошкин дом А собачка только лает, ничего не помогает". Прочитала это детям и обсудила с ними происходящее:

- кто герой потешки?

- что случилось с кошкой?

- кто больше понравился? Почему?

- правильно ли вела себя собачка? Почему?

- что бы могло произойти, если бы эта история случилась с людьми?

- что надо делать, чтобы избежать беды?

Малыши подрастают и в 5-6 лет большую часть своего времени проводят на улице со сверстниками. Перед детьми стоит задача войти в эту среду, закрепиться и утвердиться в ней. В детской среде ребёнок как нигде лучше овладевает способами самовыражения. Это влияет на становление его самооценки, саморегу-ляции своего поведения и настроения.

Одним из наиболее известных средств, развивающих эти стороны личности ребёнка являются народные игры. В настоящее время существует много сборников таких игр.

- А вот о считалках, с которых часто начинаются игры, можно рассказать особо.

Среди детей в наши дни считалка в большем почёте, чем другие формы фольклора. Сведения детей в этой области достаточно обширны : серый заяц исправно бегает в лес за лыком, кукушка ведёт своих детей мимо сети. Большинство известных считалок книжного происхождения. И в детском исполнении они звучат как стихи, только весёлые, «смешные». Главная особенность считалки — чёткий ритм, возможность кричать каждое слово. Самый распространённый вид народной считалки предназначен непосредственно для расчё та играющих :

123 — водишь ты.

Большая группа считалок указывает на то, кто будет участником игры.

К этому виду считалок относятся такие, где нет прямого словесного указания на водящего или на выход из расчёта. Его заменяет последнее выразительное слово.

Сива, ива, дуба, клён,

Шура, юга - кон!

Дело в том, что считалки- это исстари придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого (или заводилы — ребёнка) распоряжается распределением ролей. А если это так, то выигрыш и удача зависят от самого играющего.

Ребёнок в игре должен быть находчивым, сообразительным, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивает считалка. Требования считалки разнообразны и редко повторяются.

Например, в считалке «На златом крыльце сидели» нужно правильно ответить на вопрос:«Кто ты будешь такой?» - ребёнок должен быть внимательным. Есть считалки, где выигравший по расчёту отдаёт своё право покинуть круг товарищу, а сам остаётся для новых испытаний.

Ещё считалки воспитывают честность, т. к. в ритме считалки заложена объективность расчета. Услышать ритмический рисунок считалки и подчиниться ему- умение не из лёгких. Оно приобретается детьми только в игре. Чем азартнее игра, тем желаннее для ребёнка быть избранным, тем острее дети вслушиваются в ритм считалки, тем строже соблюдают правила объективной справедливости.

В давние времена старшие устраивали специальные вечера, где старались проверить знания, наблюдательность и сообразительность младших. В этом им помогали загадки. (вечера загадок) Старшие загадывали загадки младшим, и загадки шли не вразброс, а в определённом порядке- сначала загадки о человеке, потом о доме, вещах, которые в нём находятся, затем о дворе, огороде, саде, полях, лесах и в самом конце о явлениях природы. Старики, загадывая загадки молодым, не стремились запутать их, а наоборот, строгим порядком вопросов, как бы помогали им. В своей работе я широко использую загадки. Загадки- это мудрый вопрос в форме замысловатого, ритмически организованного описания чего-либо. Стараюсь подобрать загадки, которые помогают детям увидеть красоту и разнообразие мира, его обитателей, открыть его тайны. Много загадок о животных:

Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки. Живёт под крылечком, хвост колечком. С хозяином дружит, дом сторожит.

Чтобы дети отгадали эти загадки предлагаю понаблюдать за этими животными в повседневной жизни, рассмотреть их внешний вид, повадки, придумать свои описательные загадки, рассматриваем иллюстрации, читаю другие произведения про этих животных. Накопление знаний об этих объектах, помогает детям в дальнейшем узнавать знакомых героев в других загадках.

- Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьёт, песенки поёт.

-Гладишь -ласкается, дразнишь- кусается.

Некоторые загадки о природных явлениях отражают их особенность и изменчивость.

-Белое покрывало на землю упало.

-Зимой лежал, весной ручьём убежал.

Или:

-Голубой платок, алый колобок. По платку катается, людям улыбается.

-Белая вата плывёт куда-то, чем вата ниже- тем дождик ближе.

Для отгадывания этих загадок организовывала наблюдения на прогулке в разную погоду, в разное время года, обращала внимание на сравнения (небо-

- платок, облака- вата, солнце- колобок.)

Это настраивало детей на приобретение определённых знаний, придумывание своих описательных загадок.

После наблюдения можно зарисовать небо в разную погоду и увидеть красоту в разных красках.

Это способствовало расширению знаний детей об окружающем мире, воспитанию потребности общаться с природой, приходить ей на помощь.

В старшей и подготовительной группах наряду с малыми фольклорными жанрами я много времени уделяла сказкам, которые не читала, а рассказывала.

Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание произведения, отношение к персонажам.

Я не спешила задавать вопросы по содержанию сказки, наблюдала, как дети осмысливали содержание, делились впечатлениями по поводу характера героев.

Постепенно подводила детей к участию в драматизации отрывков сказок. Дети учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, волк, медведь.

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но никто не оставался в стороне.

Участие детей в национальных праздниках, играх, хороводах, прослушивание народной музыки вовлекало их в занимательный и яркий мир народного творчества.

В последствии стала готовить с детьми драматизации целых произведений. В старшей группе- спектакль по русской народной сказке «Гуси- лебеди», в подготовительной - «Репка» (на новый лад). Все дети с удовольствием принимали участие в этой работе.

Большую помощь в подготовке спектаклей нам оказала музыкальный руководитель. Она помогла подобрать музыку, песни, танцы. Помогали и родители: учили с детьми тексты героев, делали необходимые атрибуты, шили костюмы. Во время спектакля радовались успеху детей.

Участие в спектаклях, играх, новая красочная атрибутика (декорации, костюмы, постепенно приобщали детей к русской национальной культуре.

Итак роль фольклора неоценима : малыш ещё плохо говорит- колыбельная песня завораживает его своей музыкальностью, образностью, ритмом и нежностью.

Малыш делает первые шаги, плачет, радуется- потешка, пестушка помогает ему осваиваться в мире, который ему ещё не очень знаком.

Малыш учится быть человеком слушая фольклорные произведения, получает ненавязчиво добрые и мудрые наставления, учится жизни.

Публикации по теме:

План-график контроля старшего воспитателя в ДОУ на 2012–2013 учебный год. Утверждено Заведующим МБДОУ Детский сад «Солнышко» Ковалевой Н. И___ От «»___2012 года План-график контроля воспитательно-образовательного.

План работы на 2013–2014 учебный год районного методического объединения воспитателей подготовительных к школе групп План работы Районного методического объединения воспитателей детских садов подготовительной к школе группы и педагогов предшкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль фольклора во всестороннем развитии дошкольников
Опубликовано: 26 сентября 2014 в 12:59
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль фольклора во всестороннем развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Викторовна Дурина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.
Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД