Папки-передвижки

Роль дидактических игр в экологическом воспитании дошкольника

Наталья Рогова
Роль дидактических игр в экологическом воспитании дошкольника

Роль дидактических игр в экологическом воспитании дошкольника.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение.

Публикация «Роль дидактических игр в экологическом воспитании дошкольника» размещена в разделах

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как ребёнок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. В процессе приобщения к экологической культуре дошкольников, воспитательное воздействие оказывает созданные игрой такой ситуации, в которых дети должны совершать самостоятельный выбор своего поступка. При этом они получают не готовые знания о природе и правилах поведения в ней, а делают собственные выводы и заключения. Экологические знания, затрагивающие эмоции и чувства детей, будут использоваться ими активнее. А это намного эффективнее, чем простое использование запретов и предписаний, которые дети запоминают механически.

Традиционной для дошкольников является игра в путешествия. Это сюжетно-ролевая игра, в которой дети посещают новые места. Путешествия можно организовать как в реальные места, так и в воображаемые: “Путешествие в зимний (осенний) лес”, “Путешествие на берег Енисея”, “Посещение зоопарка” и т. д. Важной особенностью этой игры является то, что в ней всегда есть ведущий (экскурсовод, руководитель похода и т. д., роль которого на себя берёт взрослый. От него дети узнают много нового о местах, их обитателях. В ходе путешествия ребятам предлагается найти выход из различных ситуаций: “Как уберечь зимой птиц от голода и холода?”, “Как сделать красивым наш двор?”, “Как не помешать лесным жителям?” и т. д. Такие путешествия обычно вызывают массу положительных эмоций у ребят.

Успешно используются в экологическом воспитании дошкольников игры-эксперименты. На прогулке игры с песком, снегом, водой, а также с листьями, семенами обогащают представления детей о разнообразии предметов окружающего мира, их свойствах, назначении, побуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию. Сухим песком можно наполнять леечки без наконечников-рассеивателей (кулёчки с дырочкой) и рисовать на ровной поверхности (асфальте) узоры. Из мокрого песка делать “Весёлый городок”. А зимой можно сделать “цветной снег” – поливать уплотнённый снег струйкой окрашенной воды. Эксперимент “Птицы и нефть” начинаем с наблюдения за парящим в воздухе пёрышком. Затем обмакиваем его в растительное масло, и оно камнем падает вниз. В ходе эксперимента проводится беседа о том, как важно сохранить наши водоёмы чистыми. Эксперимент “Рыбы и нефть” начинаем с наблюдения за рыбками в аквариуме: их передвижением, кормлением. Затем в ёмкость с водой наливается подсолнечное масло, и дети рассматривают образовавшуюся плёнку. Ребята делают вывод о том, как сделать безопасной жизнь обитателей водоёмов.

У детей дошкольного возраста много любимых литературных героев. Это можно использовать для создания игровых ситуаций со сказочными героями, позволяющими расширить представления о растениях и животных, вызывающими добрые чувства к ним. Тематика таких игр может быть следующей: “Карлсон выращивает лук”, “Буратино ухаживает за комнатными цветами”, “Самоделкин рассказывает о птичьих гнёздах”, “Незнайка собирает урожай” и т. д. При разработке таких игр целесообразно использовать характерные, примечательные черты героев. Что усилит воспитывающее значение созданной игровой ситуации.

В игровой форме преподносится детям участие в экологических акциях. Ребята называют себя “Помощниками природы”, участвую вместе со взрослыми в следующих акциях: “Наша аллея” – посадка деревьев на участке. “Птичья столовая” – изготовление кормушек и подкормка птиц. “Выставка рекордов природы” – вместе с овощами и фруктами выставляются необычные сучки, камешки, листья и т. д.

Таким образом, использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Литература:

1. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб. : Детство-пресс, 2004.

2. Николаева, С. И. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М. : Гном, 2011.

3. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М. : Карапуз, 2001.

4. Тихомирова, Л. Ф. Уроки здоровья для детей. – Ярославль: Академия развития, 2002.

5. Шорыгина, Т. А. Экологические сказки для малышей. – М. : Прометей, 2003.

Публикации по теме:

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника»Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость.

Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании»Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании» Моделирование как наглядно-практический метод образования прочно вошли в мою практическую работу. В своей экспериментальной работе особое.

Консультация «Роль отца в воспитании ребенка»Консультация «Роль отца в воспитании ребенка» Роль папы в воспитании детей переоценить трудно. Именно он способствует формированию стереотипа дальнейшего поведения ребенка, началу его.

Макеты в экологическом воспитании детейМакеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Отчет об экологическом воспитании детей средней группы Отчет об экологическом воспитании детей средней группы. Выполнила воспитатель: Рулева Елена Юрьевна Актуальность Всё прекрасное в людях.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Роль театра в жизни дошкольникаРоль театра в жизни дошкольника Роль театра в жизни дошкольника Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических игр в экологическом воспитании дошкольника
Опубликовано: 11 октября 2020 в 15:40
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дидактических игр в экологическом воспитании дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Рогова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД