Папки-передвижки

Роль дидактических игр в развитии ребенка 4–5 лет

Оконешникова Лидия
Роль дидактических игр в развитии ребенка 4–5 лет

Оконешникова Лидия Гаврильевна, воспитатель,

МБДОУ “ЦРР-детский сад “Чуораанчык” с. Чурапча”,

Республика Саха (Якутия).

Роль дидактических игр в развитии ребенка 4-5 лет.

“Игра-это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности” (К. Д. Успенский)

Публикация «Роль дидактических игр в развитии ребенка 4–5 лет» размещена в разделах

Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используется на занятиях, в свободное время дети с упоением играют придуманные ими игры. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Л. А. Венгер и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых “жизненной лабороторией” (С. Т. Шапкин) наиболее проявляет личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). Игра ребенка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности.

Человек играющий - это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. Игра – это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей, взрослых. К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путём подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей.

По мнению Д. В. Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общественные задачи, среди которых является развитие нравственных и общественные задачи, среди которых является развитие нравственных и общественных качеств: игра должна носить развивающий характер и проходить под вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности.

4-5 летние дети с удовольствием любят играть дидактические игры. Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного воспитания. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Дидактические игры имеют определенную структуру и включает в себя обучающую, игровую задачу, игровое действие, игровые правила и способствуют развитию психических процессов. Они тесно связаны. Дидактические игры (дидактические по содержанию; математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу : игры с предметами, настольно-печатные, словесные-игры, игры- поручения, игры- беседы, игры- путешествия, игры- предположения, игры-загадки) используются в основном в целях умственного воспитания детей.

Я своевременно планирую игру, определяю её место в структуре занятия, готовлюсь к игре (подбираю материалы, обустраиваю место, продумываю методику проведения игры, определяю составы игроков). При проведении игр обращаю внимание на создание атмосферы увлеченности, посильность дидактической задачи, темп игры). В процессе игры внимательно слежу за её ходом, поведением детей, выявляю индивидуальные особенности детей, что позволяет ему планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.

Ученые-исследователи (Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Ф. Н. Блехер и др.) разрабатывали теорию и методику дидактических игр. Многие игры сохранили свою привлекательность для современной практической педагогики. Д. Д. Менджерицкая считает цель дидактической игры не только в закреплении полученных знаний, но и овладений детьми навыками умственной работы, развитие самостоятельности мышления. Самостоятельные дидактические игры провожу в свободное время. Во время игры у детей 4-5 лет расширяется словарный запас, уточняется знание об окружающем мире, развивается воображение, восприятие, мышление. Дети учатся определять те или иные предметы, учатся сравнивать и группировать их, различают предметы по назначению. Детям очень нравятся игры с дидактическими игрушками. В этом возрасте ребенку все интересно, он многое хочет знать, и многому хочет научиться, понимает что правильно, а что нет, иногда оценивает речевые высказывания своих сверстников. Я использую моментом речевой продуктивности и в словесной игре побуждаю ребенка к рассуждениям, высказываниям. Также провожу игры, где дети играют в коллективные игры, в которых есть много выдумок, соревновательности, инициативы. Дети с удовольствием выполняют просьбу воспитателя, обучить в игре сверстника, который не знает, как в нее играть, либо не понимает правило игры. Поэтому, игра детей идет активно, дети подчиняются правилам и следят за выполнением правил другими ребятами.

Я все время стараюсь разнообразить содержание выбранной дидактической игры, постоянно обновляю игровые сюжеты. Каждый ребенок реализует в игре свои способности и склонности найти свой интерес, получает удовольствие от коллективного общения, осознает уверенность в своих силах. Дидактическая игра дает возможность решать педагогические задачи в игровой форме наиболее доступной для детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду-М., 1990

2. Выготский Л. С Педагогическая психология под ред. В. В. Давыдова, М., Педагогика - Пресс, 1999

3. Комарова Т. С., Болотина Л. Р., Баранова С. П. Дошкольная педагогика учебное пособие - М., Академия, 1998, 240 с.

Публикации по теме:

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка»Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка» Я б в строители пошел,пусть меня научат! Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде.

Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка»Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка» Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребенок трех.

Консультация для воспитателей и родителей «Роль пальчиковых игр в развитии ребенка» Уважаемые родители, коллеги. Сегодня мы с вами поговорим о роли пальчиковых игр в развитии ребенка. Сначала я хочу поиграть с вами в самую.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка» В нашей группе состоялось родительское собрание. Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Библиотека изображений:

Публикация Роль дидактических игр в развитии ребенка 4–5 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оконешникова Лидия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Роль дидактических игр в развитии ребенка 4–5 лет
Опубликовано: 28 апреля 2023 в 15:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД