Получи документы

Родительское собрание «Роль примера и авторитета родителей в воспитании детей»

Ольга Иванова
Родительское собрание «Роль примера и авторитета родителей в воспитании детей»

Выступление педагога- психолога

на родительском собрании

«Роль примера и авторитета родителей в воспитании детей»

Скоро лето. Чаще всего это самое приятное и беззаботное время. во всяком случае для детей. мы взрослые тоже стараемся пойти в отпуск летом. дни становятся длинее, вечера светлее. у нас появляется больше времени для общения со своими детьми.

Публикация «Родительское собрание „Роль примера и авторитета родителей в воспитании детей“» размещена в разделах

Сегодня я хотела бы поговорить с вами о роли личного примера и авторитета родителей.

Пример родителей и старших членов семьи очень важен в становлении взглядов, идеалов и воспитании привычек детей.

Интересы родителей, их поведение и взаимоотношения, оказывают непосредственное воздействие на ребёнка. Великий русский педагог и психолог К. Д. Ушинский указывал, что успех воспитания зависит главным образом от личности воспитателя постоянно и непосредственно общающегося с детьми. что влияние на молодую душу личного примера воспитателя составляет основную воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными нравоучениями, ни системой наказаний и поощрений.

Положительный пример- могучая сила, он важнейший фактор формирования личности ребёнка. Пример, прежде всего, служит ребёнку средством познания жизни. Наблюдая действия, труд, поведение взрослых, их обращение с другими людьми и вещами, их речь, дети приобретают большой запас знаний в форме живых наглядных представлений. Пример не только учит,но и воспитывает. Он возбуждает в детях различные чувства, формирует их вкусы и мировоззрение, вызывает у них определённые стремления и желания.

Дети воспринимают и усваивают пример обычно путём подражания. Характер подражания меняется вместе с развитием ребёнка.

* маленький ребё нок подражает главным образом внешним чертам в поведении взрослого человека: воспроизводит очень метко отдельные выражения и действия, мимику и жест, манеру говорить и одеваться, позу и походку /ходит по комнате заложив руки за спину/.

* дети в школьном возрасте подражают по-иному, от более внешнего к внутреннему.

Если взрослые поощряют подражание трудовое, то дети легко овладевают доступными им трудовыми навыками, у них воспитывается любовь к труду. Сознание того, что они помогают папе и маме и труд их высоко оценён, наполняет детские сердца глубокой радостью и удовлетворением.

Оказывая многостороннее влияние на развитие ребёнка, подражание может действовать не только положительно. Маленькие дети ещё плохо понимают что такое «хорошо» и что такое «плохо» и часто одинаково подражают всему - и хорошему и плохому.

Если взрослый в присутствии детей сквернословит, выпивает, грубо ведёт себя, то всё это и повторяют и дети. Родители порой удивляются, откуда у их ребёнка появилась та или иная дурная черта в поведении. Они готовы винить детский сад, школу, уличных мальчишек, соседей, друзей, но не замечают, что ребёнок перенял эту черту у них самих. Отец жалуется, что его сын не убирает за собой вещи. Выясняется, что он сам не убирает за собой, объясняя это тем, что он спешит на работу, ему не когда. В неряшливости мальчика виноват сам отец.

«Ваше собственное поведение - самая решающая роль. Не думайте. что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете,или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его, в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету –всё это для ребёнка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребёнок видит или чувствует. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании : вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут» /А. С. Макаренко. /

Сила воздействия примера родителей зависит и от их авторитета. Чем выше авторитет, тем сильнее влияние взрослых на формирование характера и поведение детей. АВТОРИТЕТ родителей – одно из условий правильного воспитания. Отсутствие авторитета обычно ведёт к тому, что дети ни о чём не говорят родителям, на замечания родителей отвечают грубостью и непослушанием. А откуда берется этот авторитет?

- во-первых из соблюдения семейной иерархии.

• С самого раннего возраста ребенок должен осознать, что существуют определенные законы, в частности, что старшим – отцу, матери, дедушке, бабушке необходимо подчиняться. И чем раньше это поймет ребенок, тем легче будет его дальнейшее воспитание.

Родитель ТЕРЯЕТ свой родительский Авторитет — перед детьми,- когда сильно привязывается к ним и начинает жить — только Интересами детей, ВСЕ им РАЗРЕШАЯ, позволяя им буквально — сеть на шею и помыкать собой. Вот так дети – становятся ЭГОИСТАМИ. Дети требуют, чтобы мама — БРОСИЛА домашние дела и занималась — только ими. При этом они совершенно — НЕ ЦЕНЯТ ее заботу, не стремятся заботиться о ней и помогать ей, они раздражаются и гневаются на мать — если их просьбы почему-то встречают отказ.

- во –вторых из уважительного отношения между всеми членами семьи

Уважение к родителям – ребёнок ПЕРЕНИМАЕТ от самих родителей, он хорошо видит, а главное – ЧУВСТВУЕТ как ПАПА — любит маму, и БЕРЕЖНО, с уважением к ней — ОТНОСИТСЯ, и как – мама тоже с большим уважением – относится к отцу. Ребёнок – видит, как родители помогают друг другу, ЗАБОТЯТСЯ и о нём и о друг – друге. Ребенок видит, как его родители – С УВАЖЕНИЕМ относятся — к своим старым родителям, к его бабушке и дедушке, и как о них заботятся – всё это ребенок запоминает, это входит в его Подсознание и остается там навсегда.

Вот – так дети – НАЧИНАЮТ – УВАЖАТЬ и слушаться — родителей. Родительский Авторитет для детей в этом случае остается — Незыблем всю их жизнь, поэтому дети и — НЕ БРОСАЮТ своих родителей, а наоборот, заботятся о них, когда родители состарятся.

Но нужно еще не забывать и об уважительном отношении к посторонним окружающим. к сожалению сейчас редко кто из детей уступает в автобусе место, мало кто здоровается. да и просто обращается к взрослому на вы редко какой дошкольник. все это скопировано детьми с вас родители со взрослых. если ребенок видит что мама или папа не здороваются с соседями, не говорят спасибо в магазине и т. д. где еще ребенок научится правилам вежливости и уважительного поведения.

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»

Мигель Сервантес «Дон Кихот»

Действительно, вежливый ребенок - мечта каждого родителя. Между тем сами взрослые нередко забывают о соблюдении правил этикета. Наиболее простой путь воспитания вежливости - личный пример и вежливое обращение с ребенком.

Современный ритм жизни, к сожалению, не оставляет времени на проявление вежливости. Люди забывают благодарить друг друга, здороваться при встрече. Не соблюдая правил этикета, родители зачастую требуют этого от детей. Нередко можно услышать, как мама или папа в приказном тоне говорит сыну или дочери: "Поздоровайся! ", "Извинись! ". Маленький ребенок может и не понимать, чего от него хотят. Авторитарностью и безосновательной требовательностью трудно достучаться до детей.

В воспитании вежливости важным является личный пример родителей. Например, ситуации, когда ребенок наблюдает, как родители пренебрежительно отзываются о знакомых ему людях, а утром приветливо с ними здороваются, будут способствовать формированию у дошкольника двойных стандартов поведения. Если же каждый день взрослые в семье здороваются друг с другом легко и непринужденно, то со временем ребенок начнет делать так же, и это становится для него нормой.

Поскольку игра - основная деятельность детей дошкольного возраста, в качестве эффективного метода воспитания вежливости можно использовать игровые ситуации, в которых любимые дошкольниками игрушки говорят друг другу слова вежливости. Не менее важно читать детям сказки, рассказы, в которых герои проявляют вежливость по отношению друг к другу. Эти простые методические приемы могут использовать родители в повседневной жизни.

Давайте же побеседуем о том, как говорит ваш ребенок, какие вежливые слова он использует. Скажите по-очереди, какие вежливые слова знает ваш ребенок. А теперь какие он использует. к сожалению дети используют меньшую часть из того, что знают.

Родители высказываются, обмениваются мнениями о том, как говорят их дети, какие при этом возникают трудности и как родители с ними справляются.

Попробуем коллективно с вами ответить на несколько вопросов. а вы проанализуруйте и оцените свое поведение.

1. Как Ваш ребенок благодарит за оказанную помощь, Ваши действия, если ребенок забывает это делать:

- Напоминаете ему об этом, но шепотом, чтобы никто не слышал.

- Напоминаете ему громко, что бы все слышали.

- Ничего не говорите, показывая при этом личный пример.

2. Пользуется ли Ваш ребенок «волшебными» словами, если нет, то как вы учите его это делать:

- Показываете своим личным примером.

- Не учите ребенка.

- Научат в детском саду или в школе.

3. Ребенок перебивает Ваш разговор с другим человеком, Ваши действия:

- Говорите, чтобы он подождал.

- Разговор продолжаете, не слушая ребенка.

- Прерываете свой разговор и начинаете общаться с ребенком.

4. Вы пришли в гости, Ваш ребенок прыгает на диване, Ваши действия:

- Занимаетесь чем-либо, не обращая внимания на ребенка.

- Резко осаживаете свое чадо.

-Предлагаете спросить разрешения у хозяина квартиры.

5. Кто должен первым говорить до свидание: ребенок или взрослый?

6. Как Вы думаете, что воздействует сильнее: пример или проповедь?

7. А нужно ли тогда вообще рассказывать что-то о нормах и правилах. Или все показывать своим примером?

Требуя от ребенка определенных действий, нельзя сводить воспитание к простой дрессировке, иначе ребенок привыкнет все делать без побуждения своих нравственных чувств.

Ребенку следует объяснить, почему надо поступать так, а не иначе, например прежде чем войти, постучаться. И только когда у ребенка наряду с внешними проявлениями вежливости будет расти и сознание справедливости этих требований, тогда можно надеяться, что из ребенка получится подлинно вежливый, культурный человек.

Какие привычки и нормы поведения необходимо прививать детям, чтобы воспитать их вежливыми.

С самых ранних лет детей необходимо приучать выполнять элементарные правила вежливости:

1. Здороваться, прощаться, приветствовать родных, знакомых, родителей, товарищей и друзей не только дома, но и в детском саду, в общественных местах.

2. Извиняться за причиненную неприятность: ”Извините, пожалуйста”, ”Простите, пожалуйста”.

3. При обращении с просьбой говорить:”Пожалуйста”,”Будьте добры” и т. д.

4. Благодарить взрослых и товарищей за оказанную услугу, помощь словами: ”Спасибо”,”Благодарю вас”.

5. Обращаться ко всем взрослым на “вы”,называть взрослых по имени и отчеству, товарищей называть по именам.

6. Не вмешиваться в разговор взрослых.

и т. д.

Дорогие родители, помните:

1. Прежде всего самим взрослым надо быть вежливыми друг с другом.

2. Хороший пример проявления вежливости самими родителями - один из самых сильных и верных способов воспитания вежливости у детей.

Чувствуя теплую, доброжелательную, ласковую атмосферу, в семье ребенок интуитивно начнет впитывать ее еще с молоком матери и в будущем вежливость и воспитанность будет основываться на уже заложенном в сознании уважении личности другого человека. Трудно представить, что вежливый человек, сострадающий и обладающей совестливостью, может вырасти в семье, где крики, ругань, ссоры, ложь, хамство являются нормой. Английская поговорка гласит: "Как бы вы не пытались воспитывать ребенка, все равно будет похож на вас!"

Не говорите о людях неуважительно, будьте терпеливы к чужим недостаткам, считайтесь с чужими просьбами и желаниями. Будьте ребенку примером в общении с другими людьми, с членами семьи, с пожилыми, в транспорте, в гостях, в магазине. Никогда не забывайте о том, что ребенок копирует ваше поведение

3. Если вы приучите своего маленького ребенка к правильному поведению, он войдет в жизнь подготовленным, способным самостоятельно принимать правильное решение и не раз вспомнит вас добрым словом.

4. Установите за ребенком контроль, но не одергивайте его без надобности, особенно в присутствии посторонних.

5. Отсутствие требовательности к детям и контроля за их поведением приводит к распущенности.

6. Хорошим средством воспитания у ребенка правильного поведения является детская литература. Художественные образы сказок, рассказов воздействуют на маленького ребенка сильнее,чем любые представления. Герои книг вызывают у ребенка определенные чувства: негодования,сочувствия,восхищения. Книга как бы помогает ребенку разобраться в том,что хорошо и что плохо.

Например, вот эти книги вы можете прочитать детям:

1. В. Осеева “Волшебное слово”

2. В. Осеева “Синие листья”

3. Н. Носов “Огурцы”

4. В. Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”

5. С. Маршак “Рассказ о неизвестном герое”

6. Н. Артюхова “Трудный вечер”

7. Н. Артюхова “Бабушка и внук”

8. Н. Артюхова “Мяч и песочные пироги”

Помните, что ребёнок – это ваш 100% портрет. Глядя на ребёнка можно сказать, как живёт ваша семья. Помните – только собственный пример будет поучителен и действенен.

В завершение хотелось бы пожелать всем родителям терпения и понимания. Растить ребёнка – дело непростое, но воспитанный, любящий и уважающий вас ребёнок будет надёжной опорой в жизни. Удачи вам!

Публикации по теме:

Итоговое родительское собрание в средней группе «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании ребенка»Итоговое родительское собрание в средней группе «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании ребенка» Итоговое родительское собрание в средней группе "Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании ребенка". 1. Вступительное слово.

Консультация «Роль родителей в воспитании детей» Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью.

Родительское собрание «Когда в ответе родители, или Роль семьи в воспитании детей» Тема: Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей. Форма проведения – круглый стол. Цель. Активизировать и обобщить воспитательные.

Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей»Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики» Воспитатель: Наседкина Наталья Анатольевна Ход собрания. Красочно обозначена тема собрания. Перед началом собрания родители знакомятся.

Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка» В нашей группе состоялось родительское собрание. Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье.

Родительское собрание с использованием ИКТ «Роль женщины-матери в современном обществе» Цель: • привлечь родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Задачи: • осмыслить основные нравственные.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель:.

Библиотека изображений:

Публикация Родительское собрание «Роль примера и авторитета родителей в воспитании детей» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Иванова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Родительское собрание «Роль примера и авторитета родителей в воспитании детей»
Опубликовано: 18 апреля 2023 в 13:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД