МААМ-картинки

Родительское собрание «Профилактика дисграфических ошибок в дошкольном возрасте»

Светлана Курлыкова
Родительское собрание «Профилактика дисграфических ошибок в дошкольном возрасте»

Тема: Профилактика дисграфических ошибок в дошкольном возрасте.

Цель: Познакомить с понятием Дисграфии и её профилактикой в дошкольном возрасте.

Задачи: - обозначить проблемы, возникающие при письме у первоклассников;

- разъяснить причины возможных нарушений письменной речи;

-дать рекомендации по предупреждению дисграфии.

Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал,, бумага, карандаши, ручки, тестовые таблицы.

Ход собрания:

1. Ввод в тему (сценка).

Публикация «Родительское собрание „Профилактика дисграфических ошибок в дошкольном возрасте“» размещена в разделах

–Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей встрече. Проводить ее будем мы: Коренкова Марина Александровна, учитель логопед группы детей с ТНР, Курлыкова Светлана Николаевна, учитель-логопед группы для детей с ЗПР.

-И прежде чем начать наше собрание, предлагаем вам прослушать небольшой диалог.

Встретились две мамочки, дети которых посещали одну группу детского сада. В дошкольном возрасте у одного ребенка было чистое звукопроизношение, а у другого были нарушения. Дети отучились в первом классе, и перешли во второй.

- Здравствуй, Татьяна! Давно не виделись. Как у Паши дела в школе?

-Привет, Маша! Да как тебе сказать. Вот иду со встречи с учителем. Представляешь, у моего ребенка проблемы с русским языком. Пишет как курица лапой, да еще с кучей ошибок. В первом классе было вроде бы ничего, а тут просто беда. Думала репетитора искать, но учитель говорит, что у него дисграфия и тут нужен логопед. Как так, в детском саду проблем со звуками не было, все выговаривал, а теперь логопед нужен. Я вся в панике. Не знаю, что делать. Может все еще наладится. Это всего лишь второй класс. Как думаешь?

- А мы с середины первого класса уже у логопеда занимаемся. Ведь в детском саду, помнишь, Саша не все звуки говорил. Я еще тогда подумывала обратиться к логопеду, но родственники отговорили. Сказали, что все само рассосется, пойдет в школу и все придет в норму. Муж тоже в детстве плохо говорил, и ничего, обошлись без логопеда и в школе учился нормально. Вот я их и послушала. А в школу пришли: буквы путает, пропускает, не дописывает, слова пишет слитно, читает с трудом. Обратились к логопеду и вот теперь занимаемся… Нагрузка на ребенка большая и школа, и логопед, и дома все это нужно закреплять, времени много упустили. Очень жалею, что послушала родственников. Я думаю, что если появились проблемы и учитель говорит надо идти к логопеду, то не раздумывай, сходи на консультацию.

А вы как думаете? Как поступить мамочке?

-Исходя из нашего диалога тема собрания : «Профилактика дисграфических ошибок в дошкольном возрасте» .

На нашей с вами встрече мы поговорим о том, что такое дисграфия. Расскажем о причинах ее возникновения, чем она опасна, какие виды дисграфии существуют. Также попрактикуемся определять виды дисграфии, рассмотрим способы предупреждения дисграфических ошибок и попрактикуемся в подборе профилактических упражнений.

Ведь предупрежден, - значит вооружен!

2. Знакомство и запрос. Чтобы наша с вами работа была максимально продуктивной, предлагаем разделиться на команды. Загляните под стул, достаньте карточку определенного цвета и разделитесь на команды.

- И теперь, нам бы хотелось, с вами познакомиться и услышать ваш запрос: Что хотите узнать и получить от нашей с вами встречи согласно теме.

(Сбор запросов)

Что же такое дисграфия? Мы думаем, вы неоднократно слышали этот термин! На экране вы видите несколько вариантов определений, в течение двух минут посовещайтесь командами и выберите на ваш взгляд подходящее определение дисграфии. Обоснуйте ваш выбор.

(работа в командах) (слайд 2)

Определение дисграфиии (слайд 3)

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, не связанное с применением грамматических правил родного языка.

Из определения мы с вами поняли, что дисграфия – это нарушение письменной речи, которая формируется на базе устной речи.

-В каком возрасте формируется устная речь?

Совершенно верно, в дошкольном возрасте у ребёнка активно формируется и развивается устная речь. На выходе из дошкольного возраста речь ребёнка приближена к речи взрослого.

Мы предлагаем вам пройти небольшой тест. Возьмите листочки с таблицей. Отметьте знаком плюс. если у вашего ребенка все в норме и знаком минус, если есть проблемы. Ставите пол плюса, когда нарушение частично. Таблицу вы заполняете для себя. Никому показывать её не нужно.

Вопросы теста. СЛАЙД 4

- В норме у ребенка все психические процессы (Ребенк хорошо запоминает тексты, стихи, Развито слуховое и зрительное внимание и восприятие, может составлять логические цепочки, группиривать предметы по определенным признакам);

- Правильно произносит все звуки речи;

-Развиты фонематическое восприятие и фонематический слух;

-Владеет элементарными навыками звукового, слогового анализа и синтеза;

- Использует в речи все части речи. Обобщения, антонимы, синонимы;

-Понимает и употребляет простые и сложные предлоги;

-Согласует части речи в роде, числе и падеже;

-Сформирован навык словообразования;

-Использует в речи сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

- пересказывает и составляет небольшие тексты.

- Высказывает свое отношение к героям прочитанного произведения.

Посмотрите на результаты теста. Что увидели? Что чувсвуете, глядя на результаты? Поделитесь своими чувствами в команде. Даем вам на это три минуты. Может кто-то хочет высказаться на круг?

Если Развитие всех сторон речи в норме, то это позволяет ребёнку перейти к более сложному виду речи – письменной.

Вот с этим будем разбираться. Так как же формируется письменная речь? Слайд 5

Письменная речь усваивается сознательно в процессе обучения. Для возможности обучения обязательно созревание мозговых структур, имеющих отношение к письму, чтению, подготовленность психологических процессов, участвующих в письменной речи.

При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как:

- мышление,

- память,

-внимание,

-воображение,

-речь внешняя и внутренняя.

Но, при овладении письменной речью ребенку необходимо взаимодействие определенных анализаторов (органов чувств)

Каждой команде нужно выбрать анализаторы, которые, на ваш взгляд, будут задействованы при письме.

– речедвигательный, языкодвигательный, губомоторный, моторнодвигательный, слуховой, фонеморазличительный, уходвигательный, зрительного, глазодвигательный, зрительновосприимчивый, рукодвигательный, пальцедвигательный. пальцедержательный

Поэтому психофизической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов:

– речедвигательного,

-слухового,

-зрительного,

-рукодвигательного.

А вот теперь мы объединим психические процессы и анализаторы воедино рассмотрим психофизические компоненты письма. слайд 6

Приготовьте свою тест-таблицу. В ходе нашей работы она вам понадобиться.

Процесс письма состоит из пяти психофизических компонентов:

- Акустический (услышать и выделить звук). Если ребенок не слышит, не выделяет звук в речи, то как правило в письменной речи он пропускает, заменяет буквы на другие.

Как вы думаете, что за это отвечает?

- Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков). Если у ребенка нарушено звукопроизношение, то ребенок пишет так, как говорит.

Как вы думаете, что за это отвечает?

- Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки). Если у ребенка несформировано зрительное восприятие, то ему трудно запомнить и воспроизвести графему.

Как вы думаете, что за это отвечает?

- Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация. Если у ребенка трудности с пространственным гнозисом, то ему трудно удерживать в памяти графические символы букв и правильно их между собой соединять.

Как вы думаете, что за это отвечает?

- Наличие устойчивого внимания, знание орфографических и пунктуационных правил. Если у ребенка остались лексико – грамматические нарушения, отсутствует языковое чутье, то как правило ребенку сложно грамматически правильно воспроизводить слова. Это выражается в неправильном согласовании и управлении слов в предложении.

Как вы думаете, что за это отвечает?

Внимание!

Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Именно поэтому мы взяли этот тест и постоянно к нему возвращаемся, чтобы вы поняли, что в оставшееся время до школы, у ребенка нужно подкорректировать и довести до нормы.

По своему тесту вы поняли, что у ребенка может быть нарушен один какой - либо психофизический компонент письма, либо это может быть целый комплекс.

В основе дисграфии могут лежать различные этиологические факторы: биологические, социально-психологические.

Биологические причины.

Недоразвитие или поражение головного мозга в разные периоды развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный, патологии беременности, травматизация плода, асфиксии, менингоэнцефалиты, тяжелые соматические заболевания и инфекции, истощающие нервную систему ребенка. В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе письма. При наличии органического повреждения головного мозга, дисграфии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ДЦП, ЗПР, умственной отсталости, задержки психомоторного развития.

Социально-психологические причины.

К таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность и т. д.

- завышенный уровень требований к ребенку в отношении грамотности;

- возраст начала обучения грамоте (индивидуально);

- методы и темпы обучения (в идеале, должны быть индивидуальными для каждого ребенка).

Состояние психологической дезадаптации обычно возникает при сочетании этиологических факторов с неблагоприятными микро- и макро социальными условиями.

Исходя из всего сказанного можно уже предположить, что сочетанность разных факторов может привести, в будущей школьной жизни, к дисграфическим ошибкам.

Предлагаем вам рассмотреть четыре вида дисграфии.

- Артикуляторно – акустическая. Фонематическая.

-Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

- Оптическая дисграфия.

Аграмматическая дисграфия.

Как вы думаете, с чем связаны эти ошибки, что у ребенка не сформировалось в устной речи?

Фонематическая дисграфия связана с недостаточно чёткой слуховой дифференциацией ребёнком близких речевых звуков и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме.

Например, дети не дифференцируют звуки по звонкости и глухости, твердости и мягкости, не различают гласные и согласные звуки, свистящие и шипящие и т. д.

Дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза характеризует нарушение звукового, слогового анализа и синтеза слов, нарушения структуры предложений.

Характерные ошибки :

1. пропуски согласных;

2. пропуски гласных;

3. перестановки букв;

4. добавления букв;

5. пропуски, добавления, перестановки слогов;

6. слитное написание слов;

7. раздельное написание слов;

8. слитное написание предлогов с другими словами;

9. раздельное написание приставки и корня.

Этот вид дисграфии может проявлятся частично: только в нарушениях звукового анализа и синтеза, либо слогового анализа и синтеза, либо в нарушении структуры предложения.

Оптическая дисграфия - это стойкое, специфическое нарушение письма, обусловленное неустойчивостью зрительных представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В разные моменты буквы воспринимаются по-разному. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т. е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой. В письменных работах детей с аграмматической формой дисграфии чаще всего встречается неправильное написание безударной гласной в корне слова, даже тогда, когда правило правописания безударных гласных уже изучено. Это вызвано ограниченным словарным запасом детей, недостаточным пониманием семантики слова, нечеткими звуковыми представлениями о слове, что затрудняет подбор необходимых для проверки слов.

Основой работы является изучение и закрепление правил с использованием алгоритмов.

А сейчас мы предлагаем Вам себя проверить, Сможете ли вы в тексте заметить эти специфические ошибки.

Задания командам. (практическая работа)

Каждой команде дан текст. В течении пяти минут нужно прочитать текст и найти обозначенные специфические ошибки.

Посмотрите на экран и определите, к какому виду дисграфии относятся ваши ошибки.

_Поделитесь, легко ли Вам было выполнять это задание?

Теперь мы переходим к практической части. Мы с вами поиграем. Разберем приемы, которые помогут предупредить дисграфические ошибки.

Фонематическая дисграфия

Клиническая симптоматика этого нарушения проявляется в трудностях концентрации и распределения внимания.

Что нужно делать, чтобы предотвратить данный вид дисграфии?

Мы как логопеды начинаем работу с уточнения артикуляции– положения губ, языка и характеристики звуков: гласный - согласный, твёрдый - мягкий, глухой – звонкий.

Необходимо ребёнка научить слышать, выделять заданные звуки в звуковом, слоговом рядах, в словах, словосочетаниях и предложениях.

Игры: «Назови первый и последний звук в слове» В МЯЧ

«Придумай слово на заданный звук» ЦЕПОЧКА

«Определи место звука в слове» КАРТИНКИ

«Разложи картинки»

«Работа с движениями» РУКИ и ТЕЛО

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Примерные задания:

1. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.

3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).

1. Вставить пропущенные буквы в слова: ви. ка, ди. ван, ут. а, лу. а, б. нокль.

4. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:

Па-(пар) па- -(парк) па- - -(паром) па---(паруса)

8. Преобразовать слова:

а) добавляя звук: рот — крот, мех — смех, осы — косы; луг — плуг;

19. Какой звук убежал? (Крот — кот, лампа — лапа, рамка — рама).

20. Найти общий звук в словах: луна — стол, кино — игла, окна — дом.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

«Посчитай слова в предложениях»

«Составь схему к предложению»

«Придумай предложения к данной схеме или с заданными словами»

Задания командам - карточки

Оптическая дисграфия

Примерные задания:

«Назови изображения»

«На что похожа буква?»

«Обведи все правильно написанные буквы»

«Допиши буквы».

«Вставь пропущенные буквы»

«Вычёркивание смешиваемых букв».

Задания командам - карточки

Аграмматическая дисграфия

Основой работы является изучение и закрепление правил с использованием алгоритмов.

Примерные задания:

«Посчитай слова в предложениях»

«Составь схему к предложению»

«Придумай предложения к данной схеме или с заданными словами»

«Изменение существительных по родам»

«Согласование существительных с прилагательными».

«Согласование существительных с прилагательными».

«Составь предложения по схемам с опорой на картинки»

«Работа с предлогами (Вставь, подбери нужный предлог)»

Чтобы закрепить полученный опыт, предлагаем вам выполнить практическую работу.

Задания командам - карточки

Практическое задание – выполняется в командах.

- Перед вами список игр, упражнений. Ознакомьтесь с ним и подчеркните только те упражнения, которые необходимы для профилактики данного вида дисграфии. (Каждой команде дается определенный вид дисграфии)

-Легко ли было выполнять работу? Какие чувства возникали?

Итог – обратная связь.

Получили ли вы ответ на свой запрос?

Поделитесь своими чувствами.

Публикации по теме:

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Профилактика суицидов в подростковом возрасте Особенности профилактики суицида в школьном возрасте Частота суицидальных действий среди молодежи, у нас в России, в течение последних двух.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Речевые игры в младшем дошкольном возрасте Речевые игры в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте речевое общение осуществляется в разных видах деятельности. В речевом.

Рисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрастеРисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрасте Цель: Учить детей рисовать снежинку, видеть красоту рисунка выполненного одним цветом. Предварительная работа: Наблюдение за снежинками.

Родительское собрание «Профилактика уходов несовершеннолетних из дома» Профилактика уходов ребёнка из дома. Цель: профилактика самовольных уходов из дома. Задачи: 1. Совместно с родителями выявить причины самовольных.

Экологические игры в младшем дошкольном возрасте Экологические игры в младшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте экологические игры способствуют получению знаний о явлениях природы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Профилактика дисграфических ошибок в дошкольном возрасте»
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 18:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Профилактика дисграфических ошибок в дошкольном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Курлыкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД