Папки-передвижки

Родительское собрание «Пальчиками играем — речь развиваем»

Людмила Судьина
Родительское собрание «Пальчиками играем — речь развиваем»

ТМБДОУ ЦРР детский сад «Белоснежка»

Средняя группа «Бельчата»

Родительское собрание

«Пальчиками играем – речь развиваем»

Семинар - практикум

Воспитатели: Судьина Л. А.

Малиновская О. И.

Дудинка – 2022 год

Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Задача:

Публикация «Родительское собрание „Пальчиками играем — речь развиваем“» размещена в разделах

1. Научить родителей элементам пальчиковой гимнастики, для развития внимания, памяти.

2. Формировать представления родителей о том, что движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию;

3. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.

4. Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора.

Предварительная работа:

Подготовка информационного стенда о планируемом семинаре-практикуме;

Отбор и изучение литературы по данной теме;

Разработка сценария;

оформление картотеки пальчиковых игр для детей среднего дошкольного возраста;

подбор пособий для родителей по теме собрания;

создание памятки для родителей «Игры с пальчиками».

Участники: родители воспитанников, воспитатель.

Форма проведения: семинар-практикум

Оформление:

1. Выставка книг по теме собрания.

2. Картотека пальчиковых игр.

3. Различные виды пальчикового театра.

Оборудование: столы, памятки «Игры с пальчиками», пальчиковый театр, массажные мячи для рук.

Ход семинара-практикума

1. Вступительная часть.

«Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня мы пригласили вас, чтобы обсудить очень важную тему о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей и о значении пальчиковых игр для развития речи ребёнка.

Актуальность темы собрания.

Развитие речи ребенка находится в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики рук, обладая многообразием функций, руки являются специфическим органом. Исследования, которые были направлены на изучение особенностей развития движений рук ребенка, представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для специалистов других научных направлений: историков, философов, языковедов, физиологов и т. д.

Пальчиковые игры – это игры которые с раннего возраста являются самыми действенными на этапе развития и формирования речи. Пальчиковые игры представляют собой инсценировку каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев, являясь одной из важных частей работы по развитию мелкой моторики. Это связано с тем, что на пальчиках находится множество нервных окончаний, возбуждение которых активирует кору головного мозга и способствует освоением ребенка новых звуков, которые впоследствии малыш будет складывать в слова

Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального и речевого развития, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за моторику, тесно переплетаются с речевым и мыслительным центрами, соответственно, влияя на готовность ребенка к обучению в школе. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, он обладает связной лаконичной речь.

Что же такое моторика? Моторика (англ. motus — движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Это последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.

Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.

Крупная моторика: наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные.

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Как же развить мелкую моторику ребёнка?

Мы предлагаем вам самим поиграть в пальчиковые игры. Давайте представим, что вы дети.

Родителям предлагается повторить за воспитателем любимую игру детей в которую в дальнейшем вы сможете играть со своим ребенком.

Пальчиковая игра.

«Гусь – задира»

Рядом с кошкой гусь гогочет (показать кошку)

Ущипнуть за ушко хочет, (показать гуся)

Кошка спину выгибает, (дуга левой ладонью)

Гусь от страха убегает.

(сделать гуся правой кистью и убрать за спину).

Запомните, если упражнения пальчиковой гимнастикой вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

(Родители выполняют движения по показу воспитателя).

Незаменимым средством для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста являются пальчиковые игры – это инсценировка детских стихов, которые так хорошо развивают внимание, координацию и, конечно же, мелкую моторику, которая тесно связана с речью и мышлением, подготовкой к письму.

Рука в процессе роста развивается раньше, и ее развитие как бы подталкивает формирование речи. Разучивая тексты с гимнастикой, малыш не только станет лучше говорить, но и разовьет воображение и память. Кроме того, подобные игры помогают развить творческие способности наших малышей. Таким образом, получается, что пальчиковые игры это наше всё!

Спасибо всем! Вот и подошло к концу наше путешествие в мир волшебных пальчиков! Надеюсь, вам понравилось! Рекомендую дома потренироваться вместе с детьми! Для этого мы подготовили для вас рекомендации, которые вы можете забрать домой. Вы можете придумать свои стихи и фигуры из пальчиков.

Главное помните, уделяя как можно больше времени своему ребенку, вы не только помогаете ему расти и развиваться, но и делаете его более счастливым! До свидания! До новых встреч!

/

Приложение 1

Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашами

(по материалам Т. В. Пятницы)

«УТЮЖОК»

Прокатывание карандаша по поверхности стола. Дети берут толстый карандаш и кладут его на стол. Воспитатель предлагает «прогладить» карандаш сначала одной ладонью, а потом другой, при этом приговаривая

Покатай карандаш по столу,

Карандаш я покачу, Вправо-влево – как хочу.

«ДОБУДЕМ ОГОНЬ»

Прокатывание карандаша между ладонями. Воспитатель предлагает положить карандаш на одну ладошку, прикрыть ее другой и начать прокатывать карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям.

«ГОРКА»

Задание заключается в скатывании карандаша с тыльной поверхности кисти руки. Воспитатель предлагает положить карандаш на тыльную сторону кисти и наклонить руку вниз придерживая карандаш другой рукой. Предлагая детям понаблюдать как карандаш скатится вниз с руки, как с горки.

«ВОЛЧОК»

Задание заключается во вращении карандаша на столе указательным и большим пальцами. Воспитатель предлагает вращать карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. После чего предлагает попробовать сделать то же самое большим и средним пальцами.

По столу круги катаю, Карандаш не выпускаю.

«ВЕРТОЛЕТ»

Задание заключается во вращении карандаша между большим, указательным и средними пальцами. Воспитатель предлагает взять тонкий длинный карандаш двумя пальцами и покрутить его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолета. Отправляется в полёт, Наш красавец-вертолет.

Приложение 2

Игры-манипуляции

Пальчиковая игра «Осминожка»

Движения пальцев детей имитируют игру на пианино. Все пальчики одновременно продвигаются вперед-назад. В ходе упражнения читается стихотворение:

«Посмотрите все скорей – это осьминожка,

У него так много ног, успевает он везде, и в учебе, и в труде.

Потому-что осьминожка – это просто многоножка».

Пальчиковая игра «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

Пальчиковая игра «По грибочки мы пойдем»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик только ел.

Оттого и потолстел.

Пальчиковая игра «Мы поделим апельсин»

Мы делили апельсин.

(дети сжимают руку в кулачок)

Много нас, а он один!

(дети крутят кулачком вправо-влево)

Эта долька для ежа, (дети разгибают большой пальчик)

Эта долька для чижа, (дети разгибают указательный пальчик)

Эта долька для утят, (дети разгибают средний пальчик)

Эта долька для котят, (дети разгибают безымянный пальчик)

Эта долька для бобра, (дети разгибают мизинчик)

Ну, а волку - кожура! (дети открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)

Он сердит на нас – беда.

(дети берут вторую руку и двумя руками показываем волчью пасть)

В домик прячемся - сюда! (дети складывают руки домиком)

Сюжетные пальчиковые упражнения

«Распускаются цветочки»

Раз, два, три, четыре, пять - в садик мы пошли гулять

(дети пальцем одной руки считаем пальцы на другой (при помощи воспитателя, слегка нажимая на подушечки).

Ходим-бродим мы по лугу,

Там цветы растут по кругу

(дети указательным пальцем одной руки выполняют круговые поглаживания ладони другой).

Лепесточков там ровно пять,

Мы хотим их посчитать

(дети считают пальцы в обратном порядке (при помощи воспитателя, поглаживая их).

Затем стихотворение читается снова, все движения повторяются на другой руке.

«Волк»

Свою пасть раскроет волк,

Он в зайчатах знает толк,

Хочет зайчика украсть:

Щелк да щелк, и снова щелк!

Не поймает зайца волк,

(дети указательный средний, безымянный и мизинец на обеих руках прижимают друг к другу, а подушечку большого пальца то прижимают к сомкнутым четырем пальцам, то отпускают, изображая волчью пасть). Щелкаем «пастью» на обеих руках.

Пастью щелкет напрасно - заяц бегает прекрасно!

(дети расслабляют пальцы на обеих руках и «бежим» ими по столу, прикасаясь к его поверхности подушечками).

«Домики-ладошки»

Две ладошки–два домишки

Там живут бродяжки-мишки.

Вот поспят они немножко

И помчатся по дорожкам,

(дети сжимают и разжимают кулачки).

А дорожки – две руки,

Ну-ка, мишкам помоги:

Их на санки посади,

По дорожкам прокати!

(дети сомкнутыми пальцами одной руки поглаживают внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делают то же самое другой рукой).

«Мальчики и девочки»

Расправим свои пальчики!

Пополам согнем,

В кулачок сожмем,

Раскроем ладошки,

(дети указательным пальцем одной руки круговыми движениями поглаживают ладонь другой руки).

Встряхнем мы их немножко!

Чтобы правильно писать,

Надо ручкам отдыхать!

Маленький Ермошка

Гладил ладошки

И у каждой руки

Сосчитал бугорки:

(дети обводят бугорки у основания каждого пальца).

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем на другой считать:

Раз, два, три, четыре, пять

Начинай считать опять.

(дети делают то же самое для другой руки).

Приложение 3

Пальчиковые кинезиологические упражнения

«Симметричные рисунки».

Цель научить детей рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки /яблоко и арбуз, круг и овал и др. / Главное условие, чтобы дети при выполнении задания смотрел на свою руку.

«Фонарики» «Гусь-курица-петух»

«Ножницы-собака-лошадка» «Зайчик-коза-вилка»

Приложение 4

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем пальцев рук и кистей.

«Моем ручки» - дети повторяют движения рук как при мытье.

«Перчатки» - дети большим и указательным пальцами правой руки растирают каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце упражнения дети растирают ладонь.

«Гуси щиплют травку» - дети пальцами правой руки пощипывают кисть левой. В этом упражнении для более эффективного самомассажа используется грецкий орех или массажный мячик.

Самомассаж ладоней массажными мячиками

«Дубок»

Желудь, желудь, прорасти

И в дубочек вырасти

Дорасти до тучи

Будешь дуб могучий

Дети катают мячик между ладонями круговыми движениями.

Поднимаются на носочки.

Поднимают руки.

Опускают руки, катают мячик вокруг большого пальца.

«Солим капусту»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трем и трем,

Мы капусту жмем и жмем.

Ребром ладони стучат по мячику.

Подушечками пальцев трогают мячик.

Потирают пальцами о шарик.

Сжимают мячик в куличке.

Тук–тук–тук–тук, молоточек - лучший друг. Дети поколачивают ладони кулачком противоположной руки, в которой зажат массажный мячик.

Самомассаж ладоней сушеным горохом в «сухом» бассейне

Твердые горошинки прямо в землю брошены,

Вырастет у нас горох, урожай совсем неплох. Дети сжимают горсть гороха в руке.

Катают горох круговыми движениями между ладонями.

Точечный самомассаж ватными палочками

«Ягода смородина»

На щеках моих родинки, черные смородинки.

На кустах в саду растут – мы похозяйничаем тут.

Дети нажимают на подушечку каждого пальца ватной палочкой, затем ставят палочку на большой палец руки и держат указательным, затем меняют руки и повторяют на другой руке.

«Иголочка»

Иголочка - иголка, ты остра и колка,

Не коли нам пальчики, сшей нам сарафанчики.

Дети ставят палочку на большой палец руки и держат указательным, затем нажимают на подушечку каждого пальца ватной палочкой; смена рук.

«Барабанит барабан»

Барабанить можно звонко,

Барабанить можно громко,

Барабанить можно сильно,

Только тихо очень сложно. Дети многократно нажимают палочками на ладонь; смена рук.

Самомассаж пальцев рук

«Маленькая мышка»

Без пальто гуляла мышка, мышка мелкая глупышка,

И замерзла как ледышка.

Чтобы пальчик отогреть, будем мы его тереть.

Дети растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцами правой, затем наоборот.

Самомассаж ладоней шестигранным карандашом

«Котенок»

У котенка дел немало: вот юла затанцевала –

Раскрутил в углу котенок эту юркую юлу и давай играть в игру. Дети вращают шестигранный карандаш между большим, средним, указательным пальцами.

«Вертолет»

Вертолет построим сами, понесемся над лугами,

Понесемся над лесами, а потом вернемся к маме. Дети удерживают карандаш между большим, указательным и средним пальцами, затем вращаем по часовой стрелке.

«Добывание огня»

Дети прокатывают карандаш между ладонями. Воспитатель предлагает положить карандаш на одну ладошку, прикрыть ее другой и начать прокатывать карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям.

«Горка»

Задание заключается в скатывании карандаша с тыльной поверхности кисти руки. Воспитатель предлагает положить карандаш на тыльную сторону кисти и наклонить руку вниз придерживая карандаш другой рукой. Предлагая детям понаблюдать как карандаш скатится вниз с руки, как с горки.

Самомассаж грецкими орехами

«Белочка»

Ела яблоко, морковку,

И орехи грызла ловко

Белка быстро надкусила,

Все, что рядом было.

Как самое вкусное блюдо, успех имел очень прочный и вкусный орех.

«Покусывают» пальцы прищепкой на каждое название.

Хлопают в ладоши.

Покусывают пальцы прищепкой на другой руке.

Хлопают в ладоши.

Катание грецких орехов между ладонями.

«Шишки»

Сколько на елочке огоньков цветных,

Розовых шариков, шишек золотых.

Дети катают предмет между ладонями круговыми движениями.

«Клубок»

Кружится веретено, прядет ниточку оно.

Нитки я перебираю, и клубок большой мотаю.

Дети вращают шестигранный карандаш большим, указательным и средним пальцами.

Наматывать нитку на карандаш.

Театр в руке

«Крылья бабочки»

Дети сжимают все пальцы в кулак, после чего поочередно выпрямляют мизинец, безымянный палец, средний палец, а большой и указательный пальцы соединяются в кольцо. Выпрямленными пальцами дети делают быстрые движения воспроизводя «трепетание крыльев».

«Сочиняем сказку»

Детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый пальчик – какой-либо персонаж. Воспитатель активно помогает в процессе придумывания и воспроизведения сказки.

«Встреча двух осьминогов»

Правая рука (один первый осьминог, осторожно и по очереди передвигая свои щупальца – пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется другой осьминог – левая рука и вдруг они увидели друг друга -замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Повестка родительского собрания

«Пальчиками играем – речь развиваем»

Форма проведения семинар – практикум.

1. На собрании мы расширим элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.

2. Поиграем в игры на развитие мелкой моторики рук.

3. Обсудим насущные вопросы.

4. Проведем индивидуальные консультации.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр для дошкольников «В игры играем — речь развиваем» Составляем смысловые ряды. Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое. Белка-дупло, человек — …; солнце-светло,.

Фотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем» в средней группе с ТНРФотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем» в средней группе с ТНР Пальчиками играем – речь развиваем! Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей.

Проект в средней группе «Пальчиками играем — речь развиваем»Проект в средней группе «Пальчиками играем — речь развиваем» В декабре в средней группе №9 прошел проект, под руководством воспитателя Якубовской Снежаны Ивановны. Целью проекта было - развитие общей.

Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа)Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа) роблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Всё чаще встречаем детей с задержкой развитием.

Родительское собрание «Играем пальчиками» (младшая группа)Родительское собрание «Играем пальчиками» (младшая группа) -Сформировать у родителей элементарное представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка. Задачи: -Научить элементам.

С пальчиками играем — речь развиваемС пальчиками играем — речь развиваем Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажной щётки «Здравствуй правая (левая) рука» Здравствуй, правая рука! Педагог берёт правую.

Библиотека изображений:

Публикация Родительское собрание «Пальчиками играем — речь развиваем» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Судьина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Родительское собрание «Пальчиками играем — речь развиваем»
Опубликовано: 10 декабря 2022 в 14:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД