Папки-передвижки

Родительское собрание «Организация домашнего чтения»

Россошных Александра
Родительское собрание «Организация домашнего чтения»

Цели:

• Обсудить с родителями необходимость домашнего чтения;

• Совместно выработать правила чтения вслух;

• Предложить родителям примерный список книг для чтения детям в разном возрасте.

Подготовительная работа:

• Изготовление приглашений на собрание для родителей;

• Подбор литературы о домашнем чтении;

Публикация «Родительское собрание „Организация домашнего чтения“» размещена в разделах

• Анкетирование родителей.

Оборудование: выставка книг для чтения в младшем дошкольном возрасте, мольберт, листы бумаги, маркеры, мяч; примерный список книг для домашнего чтения.

Участники: воспитатель, родители.

Ход собрания

I.Организационная часть

Родители садятся за столы, поставленные в круг.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы читаем книги вместе

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы ни одной.

У меня слоны, жирафы —

Звери все до одного.

И бизоны, и удавы,

А у папы — никого!

У меня в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет?

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать.

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый — его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Окружающий мир познают.

А. Лесных

Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулку. Но не все знают, что не меньше, а порой больше ребенок радуется тогда, когда родители читают ему книжку. Прозорливые родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги и чтобы таких книг было много. Они читают малышам вслух, а те сосредоточенно слушают. Однако такая картинка из жизни несколько идеализирована. Сегодня многим детям вообще никто ничего не читает, некоторым от случая к случаю читают что-нибудь по вечерам или в выходные. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги.

Итак, тема нашего собрания – «Организация домашнего чтения».

Воспитатель: Сегодня у нас с вами будет круглый стол, поэтому мы посадили вас в круг.

Воспитатель: Предлагаю вам своими словами объяснить понятие «семейное чтение». У кого в руках окажется мяч, тот и будет говорить со своей точки зрения. Затем мы выведем общее определение.

Родители высказывают свое мнение.

Воспитатель: Обобщает: «семейное чтение – это целенаправленный непрерывный процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом текста в любых формах (устных, письменных, игровых и др.)». К сожалению, традиция совместных с детьми переживаний в процессе чтения и последующих размышлений о прочитанном исчезла из обихода.

В результате заранее проведенного анкетирования мы на вопросы получили ответы и сделали следующие выводы: недостаточно количество семей имеет дома специализированную детскую литературу, а услугами детской библиотеки пользуются две семьи.

На основании проведенного анкетирования было выявлено:

1. Имеется в домашней библиотеке вся литература (научно-популярная, публицистическая, фантастика, детективы, романы, энциклопедии, поэзия, историческая литература) – 100 %

2. В домашней библиотеке преобладает литература:

• детская литература – 25%;

• развивающая литература – 5 %;

• романы – 5%;

• научно – популярная (историческая) литература – 35%;

• художественная литература – 20 %;

• публицистическая литература – 10%.

3. Создана дома библиотека для детей – 70 %.

4. Предпочтение детей в выборе детской литературы:

• сказки – 75%;

• детская поэзия – 10%;

• развивающая литература – 15%.

5. Совместное посещение родителей и детей городской библиотеки – 5%.

Воспитатель: Предлагаю сегодня всем вместе обсудить и разобраться: что, как и зачем читать детям. Вместе выработать правила чтения. Мы их запишем на ватмане и вместе сделаем «Советы по организации домашнего чтения»

II. Основная часть. Обсуждение вопросов

1. Вопрос для родителей «Зачем читать детям?»

Воспитатель. Давайте также будем отвечать на вопросы, помогать друг другу. Я думаю, что нам пригодится мяч. У кого мяч, тот отвечает и бросает его другому.

Родители высказывают свое мнение.

Воспитатель.

Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, т. е. удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой.

Чтение для детей делает из них читателей в будущем. Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать. Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

Родители читают малышу книжки не только для того, чтобы развивать и позабавить его. Все детские книги несут воспитательную функцию. С малых лет хорошие книги внушают ребенку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к достойным поступкам.

Ведь книги для детей служат воспитанию первых общественных навыков и формированию личности. Книги призваны расширять представление о мире, знакомить с природой и с вещами, которые постоянно окружают ребенка. Они помогают ребенку активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова.

Дети, получившие "книжную прививку" в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят.

Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного. Совместное чтение детских книг поможет родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Честность, совестливость, уважение к людям и себе, любовь к знаниям и труду, ответственность, чувство долга перед семьей, отцом, матерью - все это ненавязчиво входит в сознание ребенка при чтении хороших книг. Книги должны воспитывать у ребенка хороший художественный вкус и развивать чувство прекрасного.

2. Вопрос для родителей «Правила чтения вслух детям»

Родители высказывают свое мнение.

Воспитатель обобщает и вместе вырабатывают правила, которые сделают чтение вслух привлекательным для ребенка:

1. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребенок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что книга — это не игрушка. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевертывать страницы. После рассматривания убирайте книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Взрослый во время чтения или рассказывания должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочитанного. В этом случае ребенок-слушатель чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него то, о чем вы читаете.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чаруют ребенка, он наслаждается напевностью русского сказа, ритмом стиха. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя». Слово «слушать» означает способность чувствовать, ощущать «внутренние звуки» — это ощущения, которые могут быть разными: от легкости, приятного тепла, «мурашек» до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая малышам стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не перебарщивайте. Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать все до конца, ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. Если вы читаете ребенку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.

7. Читайте книги всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него — нет.

8. Читайте малышу вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребенок научится читать.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребенку самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства ребенку необходимо подбирать его личную библиотеку. Почаще ходите с ребенком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно. Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудование для ремонта: бумага, клей, ножницы, иголка с нитками. Найдите время и помогите ребенку чинить книги.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребенку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать ее сами, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.

12. Не отрывайте ребенка от чтения или рассматривания книги с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое. Все атрибуты пересказываемых или читаемых текстов, любую наглядность, музыкальные произведения можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.

13. После того как вы прочитали книгу можно вместе с ребенком пересказать ее папе, бабушке или игрушке, обсудить книгу, обыграть ее с помощью игрушек, нарисовать картинки – иллюстрации.

14. Ребенок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребенку вместе (хором) рассказывать сказку.

15. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребенок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и т. д.

3. Вопрос для родителей «Какие книги читать детям?»

Родители высказывают свое мнение.

Воспитатель обобщает и добавляет.

1) Народные сказки о животных и сказки писателей XIX столетия: К. Д. Ушинского, В. Ф. Одоевского, JI. Н. Толстого, В. И. Даля воспитывают у ребенка такие качества характера, как доброта, честность, порядочность, такт, формируют у него правильное представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо».

2) Рассказы, созданные детскими русскими писателями XX века В. Драгунским, Н. Носовым, В. Осеевой и многими другими, тоже не потеряли своей актуальности — они учат честности, порядочности, умению держать слово, верности, скромности.

3) Сколько существует прекрасных произведений, стихов и рассказов о любви детей к родной семье, к родителям, бабушке и дедушке, к сестрам и братьям (Я. Аким, А. Барто, В. Берестов, Е. Благинина, С. Маршак, Р. Погодин!

4) Стремление развить в малыше познавательную активность («хочу все знать») останавливает наш выбор на самых разных энциклопедических изданиях, которые так любят современные дети.

5) Однако не стоит забывать о таких бесценных с точки зрения развития пытливости, любознательности ребенка литературных произведениях, как «Городок в табакерке» В. Ф. Одоевского и ему подобных, погружающих читателя в волшебный, сказочный мир механизмов, растений и животных (рассказы и сказки о природе В. Бианки, Н. Павловой, С. Сахарнова, Г. Снегирева и др.) или микроскопических существ (например, «Петька-микроб» Г. Остера).

6) Незаменимы для развития наблюдательности загадки, небылицы, которые приучают видеть признаки предметов, сопоставлять предметы по тому или иному признаку в игровой форме.

7) Желание научить любимое чадо смотреть на мир с улыбкой, относиться к себе с достаточной долей самоиронии определяет, наверное, самую любимую часть детской библиотеки — игровую, «потешную» — это рассказы Н. Носова, стихи Д. Хармса, произведения Г. Остера и Э. Успенского, С. Маршака, С. Ми-халкова, Э. Мошковской и др. Шуточные, озорные стихи и сказки, рассказы очень полезны детям, потому что развивают чувство юмора, а тем самым способствуют формированию гибкости ума, сообразительности, тонкости восприятия.

Таковы «три кита» современной домашней библиотеки : книги по социально-нравственному, общеинтеллектуальному и общекультурному развитию личности.

4. Вопрос для родителей «Когда и как долго читать детям?»

Родители высказывают свое мнение.

Воспитатель обобщает и добавляет.

Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, вы имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребенка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории. В таком случае чтение становится желанным, ожидаемым. Кроме того, в режиме дня необходимо выделить определенное время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги. Всегда найдется 15-20 минут, чтобы почитать ребенку. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затененной комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

Детям читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Как бы ни понравилась книга ребенку, надо давать ему отдых. Конечно, речь идет об активном общении с книгой, требующем работы мысли и чувства. Пассивно ребенок может слушать намного дольше. Наслаждаясь общением и близостью с любимым, родным человеком, он то отключается, то слушает вновь.

5. Вопрос для родителей «Родители – пример для детей

Родители высказывают свое мнение.

Воспитатель обобщает и добавляет.

• Книг дома должно быть много.

• Должны быть книги для взрослых и книги для детей.

• Важно и нужно ходить в библиотеку с ребенком, брать книги.

• Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.

• Не спешите отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.

III. Заключительная часть. Рефлексия

Воспитатель. Уважаемые родители, читайте вслух, затем вместе со своими детьми и со временем увидите результат. Надеюсь наш круглый стол был интересен и полезен для вас.

Подводим итоги, предлагаю каждому родителю закончить одну из фраз:

• Сегодня на родительском собрании мы поняли, домашнее чтение…

Домашнее чтение помогает…

В уголке для родителей мы предлагаем вашему вниманию примерный список книг для чтения детям в разном возрасте.

Публикации по теме:

«Компьютерные игры» Родительское собрание. Уважаемые родители. Наше родительское собрание на этом не заканчивается. Хочу с Вами разобрать горячую тему, которая касается каждого из.

Родительское собрание «Что такое математика?»Родительское собрание «Что такое математика?» Родительское собрание «Что такое математика?» воспитатель Радостева Н. М. Цель: организация совместной деятельности родителей и педагогов.

Родительское собрание «Как общаться с ребенком?» Родительское собрание «Как общаться с ребенком?» Целевая аудитория: родители (законные представители) воспитанников старшей группы компенсирующей.

Родительское собрание «Дом, в котором мы живем» Предварительная работа: 1. Провести опрос среди родителей на кануне собрания. 2. Подготовить большой ватман с названием стенгазеты. Ножницы,.

Родительское собрание «О здоровье всерьёз!»Родительское собрание «О здоровье всерьёз!» Родительское собрание во второй младшей группе «О здоровье — всерьёз!»Форма проведения: Круглый стол Цель: способствовать воспитанию потребности.

Родительское собрание «Право на образование» Протокол №1 родительского собрания в старшей группе от 20.09.12. Тема: «Право на образование» Повестка дня. 1. Тема: «Мы рады встрече с.

Родительское собрание «Ребёнок и компьютер»Родительское собрание «Ребёнок и компьютер» (форма проведения — презентация) Цель: Информировать родителей о пользе и вреде занятий детей за компьютером Задачи родительского собрания:.

Родительское собрание в ясельной группе Родительское собрание в ясельной группе Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель собрания в ясельной группе: • подвести итоги совместной.

Родительское собрание «В первый раз в детский сад» Родительское собрание «В первый раз в детский сад!» Ход собрания: Здравствуйте уважаемые родители! Мы решили школу для родителей создать,.

Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее»Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ " ВОТ И СТАЛИ МЫ НА ГОД ВЗРОСЛЕЕ" Здраствуйте, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать в нашей уютной группе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Организация домашнего чтения»
Опубликовано: 14 марта 2023 в 21:27
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД