Лучший педагог года

Родительское собрание «Артикуляционная гимнастика»

Дарья Чудаева
Родительское собрание «Артикуляционная гимнастика»

Конспект к консультации «Артикуляционная гимнастика»

Цель: познакомить родителей с основными упражнениями традиционной и нетрадиционной артикуляционной гимнастики для совершенствования артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях.

Задачи:

Публикация «Родительское собрание „Артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах

- активизировать знания родителей о значимости развития моторики артикуляционного аппарата;

- познакомить с правилами выполнения и организации артикуляционной гимнастики в домашних условиях;

- расширять уровень включенности родителей в работу с детьми для достижения положительных результатов логопедической работы.

Оборудование: зеркала, бусина 2-3 см, чайная ложка, шпатель, список артикуляционных упражнений, комплект мультимедиа для показа презентации, раздаточный материал для родителей.

Ход консультации

I. Организационный момент.

Приветствие. Объявление главной цели консультации.

II. Основная часть:

1) Цель артикуляционной гимнастики – отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата. (слайд 2)

2) Основные органы артикуляции (слайд 3)

3) Правила проведения артикуляционной гимнастики : (слайд 4)

1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

2. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

3. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

4. Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите, чтобы ребенок усвоил основные движения.

5. К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

6. В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.

7. Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребенку. Не всегда это легко и просто – уважайте труд ребенка и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание.

8. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка.

4) Артикуляционные движения делят на : (слайд 5)

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка:

«Заборчик» («Лягушка», «Бегемот», «Трубочка», «Чашечка», «Блинчик»(Лопатка, «Иголочка» (Змейка, «Мостик»(горка, «Парус»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка.

«Часики»; «Качели»; «Лошадка»; «Чистим зубки»; «Вкусное варенье»; «Барабанщик»; «Худышки – толстяки» и другие

5) Разберем основные упражнения артикуляционной гимнастики :

«Улыбка»

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10 .

«Слоник»

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Лопатка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт до 5-10.

«Иголочка»

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт до 5-10.

«Часики»

Рот широко раскрыть, улыбнуться. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

«Качели»

открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам.

Специфические упражнения, которые необходимы для постановки определё нных звуков:

«Маляр»

Напряженный широкий язык упирается в альвеолы, рот широко открыт, продвигать язык по небу вперед – назад 3 – 4 раза, челюсть неподвижна – держим рукой.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

«Чашечка»

Язык положить не нижнюю губу и расслабить, затем поднять все стороны языка, язык должен быть похож на чашечку. Важно: кончик не должен выделяться.

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

«Грибок»

Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

«Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы. Также вариант вычищать зубки от десны.

«Считаем зубки»

Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "посчитать" поочередно нижние и верхние зубы.

«Киска сердится»

Кончик языка расположить за нижними зубами, спинку прогнуть вперед и затем образовавшуюся «катушку» покусать зубками.

«Парус»

Широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение повторить 2—3 раза.

«Гармошка»

Улыбнуться, сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу) не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

“Индюк”

Языком быстро двигать по верхней губе – "бл-бл-бл-бл. "

«Покусывание кончика языка»

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8—10 раз.

«Дятел» или «Барабанщик»

Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произно­сит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д д-д. Упражнение проводится в течение 15—20 с.

Нетрадиционные способы выполнения артикуляционной гимнастики с использованием бусины, чупа-чупса, сушка, пастилы и мармелада.

Упражнения с шариком:

Диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо - влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Крутить шарик лакательными движениями языка.

5. Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".

6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

7. Поймать шарик губами.

8. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой:

1. Язык – «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

2. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

3. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

4. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

5. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

7. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения с чупа-чупсом:

1. Чупа-чупс положить за нижние зубы, попросить ребенка, кончиком языка вытолкнуть чупа-чупс за зубы.

2. Улыбнуться. Чупа-чупс положить на нижнюю губу ближе к правому уголку рта, попросить ребенка, толкать его языком справа-налево, затем слево-направо.

Упражнение с сушкой:

1. Расположить сушку перед ртом ребенка, попросить его, попасть кончиком языка в центр сушки. Также повторить слева и справа.

2. Выполняем упражнение «Трубочка». Целимся губами в центр сушки.

Упражнение с пастилой или мармеладом:

3. Закрепить пастилу или кусочек мармелада с внутренней стороны нижних зубов, попросить ребенка достать этот кусочек с помощью языка. (упражнение в основном для тех, кто не может найти положение за нижними зубами.

6) Показ примерных пособий, которые можно использовать для выполнения артикуляционной гимнастики дома.

III. Заключительная часть. Ответы на вопросы родителей. Выдача дополнительных материалов (буклеты)

Литература:

1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : АСТ, 2006 – 64с.

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. М. : «ГНОМ и Д», 2003. – ил.

3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. М. : Гном и Д, 2008. – 16с.

4. Логопедия/ Под. ред. Л. С. Волковой. – М. :1989

5. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. СПб. : Детство-пресс, 2009. – 30с. – ил.

6. Интернет-ресурсы. Видео для презентации взяты с сайта YouTube.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском садуАртикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно!Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика»Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика»Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.

Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах. Просто распечатай и занимайся с удовольствием. Будет в помощь не только родителям,.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Библиотека изображений:

Публикация Родительское собрание «Артикуляционная гимнастика» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Дарья Чудаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Родительское собрание «Артикуляционная гимнастика»
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 19:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД