Лучший педагог года

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах эффективного взаимодействия с детьми

Валерия Ушкина
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах эффективного взаимодействия с детьми

Повестка дня:

1. «Родительская любовь».

2. «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах эффективного взаимодействия с детьми».

3. Консультация «Родительская любовь. Польза и вред. Дефицит родительской любви».

4. Разное.

1. Что такое родительская любовь? Это чувство, которое мать и отец вкладывают в своего ребёнка на протяжении всей жизни. Ведь недаром родители часто говорят : «Для меня ты всегда будешь ребёнком!». Но в каждой семье эта любовь понимается по-разному, как детьми, так и родителями.

Публикация «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах эффективного взаимодействия с детьми» размещена в разделах

Так какая же на самом деле должна быть родительская любовь?

Родительская любовь – это главное средство воспитания любви у детей к ближнему, к природе, ко всему, что его окружает.

В своём ребёнке мы можем любить отражение себя, повторение любимого вами человека. Ребёнок ещё с пелёнок чувствует любовь своих родителей. Детям необходимо показывать свою любовь постоянно, они должны чувствовать и понимать, что их любят. Одних слов: «Я тебя люблю» недостаточно. Сегодня иногда сложно понять наших детей, но это самая главная задача нашей жизни. И чем больше мы будем уделять этому внимание, тем больше в дальнейшем этой любовью будем окружены мы и окружающие. Если ребёнок получит необходимое количество любви, значит, он будет уважать себя и близких ему людей, будет твёрдо идти по жизни и передавать это чувство последующим поколениям.

Многие заблуждаются, когда держат ребёнка в одной только строгости – «боится, значит уважает». Этого делать ни в коем случае нельзя, постепенно вы выращиваете в ребёнке жестокость, и вас он никак не будет любить, он просто будет бояться.

Росс Кэмпбелл человек, который изучал отношения между родителями и детьми, советует чаще прикасаться к своим детям: погладьте ребёнка по голове, прикоснитесь по-дружески к плечу, пожмите его ручку, это и будет ответ на вопрос : какой должна быть родительская любовь. Прикосновения несут в себе очень много информации.

Как недостаток любви, так и её избыток, тянет за собой ряд тех факторов, которые могут помешать ребёнку в дальнейшей жизни.

Когда ребёнку всё дозволено, а именно так некоторые родители проявляют свою любовь, он становится эгоистичным, в мире для него никто не существует. Он ставит себя выше своих родителей и относится к ним как к волшебной палочке, которая исполняет все его желания. Но в один прекрасный момент эта палочка может потерять свою силу, и тогда начинается самое страшное: такие дети ищут поддержки в плохих компаниях, где окружающим всё равно на всех. Вот тогда родители начинают задавать вопрос : «Как же так? Мы ведь для него всё делали».

Дети – это не каша, которую маслом не испортишь, в воспитании всё должно быть чё тко дозировано: как любовь, так и строгость, как ласка, так и требовательность.

Первоначальная и главная любовь – это любовь родительская, и как мы её преподнесём своим детям, так она и будет откликаться эхом, наполняя окружающее нас пространство. Ребёнок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает.

2. В настоящее время родители включены в государственно-общественное управление образовательной организацией, они участники образовательных отношений и вместе с педагогом выстраивают индивидуальную образовательную траекторию ребёнка.

В связи с этим от каждой стороны требуется личностная заинтересованность, и понимание результативности своей части партнерства. Без этого взаимодействие не может быть эффективным.

Педагог – прежде всего профессионал, способный грамотно и эффективно оказать помощь родителям, причем не только самим процессом воспитания и образования в дошкольной образовательной организации, но и формированием того, что называется родительской компетентностью.

Родительская компетентность – это, прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка.

Компетентность – это актуализированные знания и опыт, помогающие эффективно решать те или иные профессиональные задачи, это, прежде всего сложное личностное образование, на основе которого строится готовность и способность родителей выполнять свои родительские функции.

Родительство не профессия, а сложное многогранное социально-психологическое явление. На формирование компетентности родителей влияют самые разные факторы: культурно-исторические, социально-экономические, этические, психологические и др.

Современные родители достаточно грамотные люди, в основном имеющие среднее специальное или высшее образование, свободно погружающиеся в мир литературы и Интернета для получения разнообразной информации, касающейся развития, воспитания и образования детей. Поэтому помощь педагога в формировании родительской компетентности неоценима. Но при этом прямая помощь в качестве научения неприемлема. Поэтому следует говорить о взаимодействии, основными принципами которого являются:

взаимоуважение и взаимодополнение;

– диалог;

– единство целей;

– координация усилий;

– сотворчество в воспитании.

Родитель – не педагог. А значит, в полной мере невозможно сформировать у него педагогическую компетентность. Это удел профессионалов. Поэтому прямой профессиональный долг каждого педагога – помочь родителям осознать себя родителями, познать свои сильные и слабые стороны, научиться эффективно, сотрудничать с собственным ребенком.

К сожалению, некоторые педагоги испытывают затруднения в налаживании контактов с родителями воспитанников. Учить чему-то взрослого состоявшегося человека, да еще не всегда желающего учиться, задача не из простых. Первый и главный секрет – уважение и принятие родителей такими, какие они есть. Педагогу важно помочь родителям осознать свою роль и роль педагога в развитии и становлении ребенка, встать на путь взаимного дополнения. Для начала можно предложить родителям вспомнить себя детьми, как они ходили в детский сад, играли, учились, дружили, радовались, огорчались. Погружение в мир детства помогает родителям не просто вернуться на «машине времени» назад, но и лучше познать жизнь своего ребенка, ведь пять дней в неделю по 10ч дошкольник проводит именно в детском саду, осознать, что детский сад – это серьезно. Это не просто место, где присматривают и ухаживают и где можно оставить ребенка, пока родитель занят на работе. Детский сад – огромный пласт жизни малыша. Здесь он учится общаться и дружить, познавать весь многогранный мир, становится членом общества и многое другое. Прожив такой день, родители по-новому смотрят и на педагога и на дошкольное учреждение, и на своего ребенка. А вечером за круглым столом родители имеют возможность поделиться своими впечатлениями о прошедшем дне. И часто те, кто не посещал в детстве по какой-либо причине детский сад, сожалеют о таком упущении.

Очень важно включение родителей в жизнь ребенка в детском саду. Важно полученную информацию применить и почувствовать, что все методы и приемы, о которых рассказывали педагоги, действенны. Но не каждый родитель сразу будет переносить все, что услышал от педагогов, в свою воспитательную практику. Поэтому важно организовывать практикумы, в которых родители участвуют вместе с детьми в разнообразных видах деятельности. Прежде всего, в игровой. Родители принимали активное участие в празднике, посвященному Дню Матери. Это была теплая, дружеская встреча, было всем интересно. Такая деятельность помогает родителям увидеть своего ребенка в отличной от домашней обстановке, поиграть вместе с ребенком, овладеть приемами игровой и образовательной деятельности, а затем перенести их в практику семейного воспитания.

Несомненно, эффективным является и раскрытие талантов самих родителей. Где родители совместно с детьми занимаются изготовлением различных поделок: «Вот она какая, наша осень!», «В блеске ёлочных огней!» – работ было много, различных и очень интересных. Родители общаются с детьми, а совместная деятельность сближает родителей и детей, позволяет компенсировать тот недостаток общения между ними, о котором говорят психологи. Таким образом, сегодня через разнообразные формы взаимодействия педагог поддерживает родителей в их воспитательной практике, помогает осознанно относится к родительству, воспитывать ребенка не интуитивно, а с полным осознанием собственной роли в его становлении, овладевать методами и приемами воспитания. А родители помогают педагогам лучше узнать детей и вместе выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

3. Семья была и остается главным центром становления и развития ребенка. Именно вы, родители : вводите малыша в мир человеческих взаимоотношений; учите отличать добро от зла; жить среди сверстников.

Отношения в семье – это образец для детей, которые в ней воспитываются. Почти весь опыт жизни в обществе дошкольник приобретает в семейном кругу через подражание старшим. В этом возрасте подражания подкрепляется заостренным желанием ребенка поступать так, как мама, папа или другие члены семьи. Вы все хотите хорошо воспитать своих детей, но одного только желания мало. Для этого нужны знания!

В наше время вам, родители, занятым профессиональной деятельностью, озабоченным материальным обеспечением семьи, не хватает времени: для систематического наблюдения за ребенком; для глубокого изучения его развития.

Нас, педагогов, очень беспокоит дефицит родительской любви, что наблюдается, к сожалению, с первых лет жизни ребенка. Симптомы этой болезни следующие: ребенок часто грустит, капризничает или без причины кричит; намеренно делает глупости или же просто нарушает правила; часто болеет.

К сожалению, случается так, что: вы не умеете и не признаете нужным показывать ребенку свою любовь; не признаете значимость таких отношений; не хотите приобрести таких умений.

Поэтому хочется обратить ваше внимание, к этим проблемам и помочь Вам: лучше понимать интересы, возможности, переживания, поступки ваших малышей; ставить в них требования, соответствующие их силам и возрасту. Поймите, ребенку нужны любящие мама и папа все 24 часа в сутки. Для развития ребенку нужно: максимально эмоциональное и позитивное, насыщенное общение с родителями; дух любви и тепла, которым полна детская комната, положительно влияет на здоровье малыша. Но чрезмерная любовь может пагубно влиять на ребенка. Коварная любовь – восхищение, когда вы в восторге от каждого поступка ребенка, вы не задумываетесь над их сутью и возможными последствиями. Чтобы в семье не вырос эгоист: учите ребенка замечать рядом с собой людей, у которых тоже есть свои чувства, желания, потребности, с которыми следует считаться; будьте мудрыми с детьми; будьте последовательными в момент негативных детских проявлений; умейте взглянуть на проблему с позиции малыша; стройте равноправные отношения, в которых одна правда и общее понимание добра и зла, которыми руководят взаимное, уважение и любовь. При таких отношениях в семье невозможно применение «родительской власти», что очень часто становится непреодолимым барьером в налаживании отношений с членами семьи. Чтобы в семье царило взаимное уважение и любовь придерживайтесь следующих рекомендаций: 1. Поощряйте самостоятельность своего ребенка. 2. Если ваш малыш нуждается в помощи, создайте такие условия, чтобы он сам нашел пути преодоления проблемной ситуации. 3. Не давайте готовых ответов – ваша помощь должна ограничиваться намеками, наводящими вопросами. 4. Отмечайте достижения ребенка. Отдайте предпочтение похвале, а не упрекам. 5. Не дополняйте одобрение поступков или поведения ребенка критикой. 6. Не пытайтесь ставить перед ребенком завышенные требования. 7. Не требуйте от своего ребенка больше, чем от себя. 8. Создайте для ребенка уголок, где будет его стол, полочки, игрушки, книги, карандаши краски, альбомы и другие предметы, необходимые для его самостоятельной деятельности, игры. 9. Расскажите ребенку как можно больше положительного о самостоятельности, любознательность, а также о детском саде. Помните, после 20 мин занятий ребенку необходим перерыв, смена деятельности. Добиться доверия ребенка сложно – особенно, если в семье не принято просить совета, делиться проблемами или предлагать помощь. А между тем доверительные отношения между родителями и детьми – основополагающий фактор семейного благополучия, залог того, что становясь старше, ребенок будет видеть во взрослых друзей, а не докучливых «ограничителей свободы». Как же заслужить доверие ребенка с самого раннего детства?

Как у ребенка формируется недоверие к родителям? Родители редко задумываются над тем, насколько важно формирование доверия детей, считая, что человек доверчив от природы. Дальнейшее развитие данного качества целиком зависит от родителей. С самого начала малыш полностью доверяет маме, которая его кормит и ухаживает за ним, проводит с ним все время. Потом возникает доверие к папе, бабушке и дедушке. Если в семье нет доверия между родителями детьми, отсутствуют отношения, основанные на искренности, ребенок вырастет и не сможет строить нормальные отношения с другими людьми, так как будет испытывать подозрение ко всем без исключения. Если степень недоверия ребенка к родителям достаточно велика, он лишается способности заводить искренние дружеские и любовные отношения в будущем. Что же влияет на отсутствие доверительных отношений детей к родителям и формирование у ребенка такого качества, как недоверие? Ответить на этот вопрос можно так : не что, а кто – в первую очередь родители. Они могут, например, давать малышу обещания, но так и не выполнять их, могут просить его сделать то, что сами не думают делать. Данный список можно продолжать до бесконечности, вот лишь несколько примеров, как родители сами формируют недоверие у собственного ребенка. Родители наказывают малыша за то, что он слишком бурно выражает свои чувства, в то время как сами не предпринимают попыток, чтобы подавить свой гнев.

Взрослые обещают не говорить что-то нелицеприятное о ребенке, но чаще всего поступают наоборот. Родители убеждают ребенка, что задание, которое они ему дают, будет не очень сложным, а на самом деле все оказывается иначе. Взрослые учат малыша, что очень важно быть добрым, а сами, думая, что ребенок их не слышит, плохо о ком-то отзываются. Родители обещают ребенку, что сохранят его тайну, а сами проговариваются об этом в разговоре с друзьями, учителями или другими родителями. Как заслужить доверие ребенка и выстроить доверительные отношения

Заслужить доверие ребенка можно лишь заслужив авторитет в его глазах, доказав ему на деле, что он может доверять родителям. Это два взаимодополняемых качества. Для формирования доверительных отношений с ребенком родители должны каждодневно в различных ситуациях показывать малышу, что достойны его доверия. Как этого добиться? Ответ прост: слова родителей ни в коем случае не должны расходиться с делом. Ребенок, который не видит, что слова мамы и папы соответствуют их действиям, воспринимает их как лицемеров. Даже малыш сразу заметит несоответствие родительских слов и их поступков. Еще один хороший способ, чтобы заслужить доверие своего ребенка – показать, что родители сами доверяют ему. Как можно показать подобное отношение ребенку? Чтобы выстроить доверительные отношения ребенком, попробуйте воспользоваться следующими общими рекомендациями. Если ребенок обращается к вам с просьбой или рассказывает о чем-либо, смотрите ему в глаза. Перед тем как войти к нему в комнату, особенно если дверь закрыта, обязательно постучитесь. Относитесь уважительно к тому, что у ребенка существует потребность в веселом времяпрепровождении, а также к тому, что он какую-то часть своего времени проводит с друзьями. Дайте возможность ему иметь свое мнение и предпочтения, отличные от ваших.

Относитесь с уважением к тому, что у ребенка появляется своя частная жизнь. Особенно это касается подросткового периода. В случае, когда у ребенка что-то не получается, прежде чем предложить ему свою помощь, спросите, нужна ли она ему. Если ему кто-то задает вопрос, дайте возможность ребенку самому на него ответить. Не говорите за него, особенно если он находится рядом. Как завоевать доверие ребенка и построить доверительные отношения Дети наблюдают за тем, как ведут себя родители. Если они держат свое слово, честны с ними, сохраняют спокойствие и могут выслушать, дети будут доверять таким родителям при любых обстоятельствах.

Как построить доверительные отношения с ребенком в семье? Родителям надо помнить и о том, что если они что-то пообещали ребенку, это обязательно нужно исполнить, потому что о своем обещании может забыть взрослый, но не ребенок. В качестве примера приведем ситуацию, с которой сталкивались практически все родители. Мама укладывает спать своего малыша, он отчаянно сопротивляется и капризничает, тогда мама говорит: «Ты сейчас поспишь пару часиков, а потом я дам тебе мороженое».

Угадайте, какой первый вопрос задаст ребенок, когда проснется? Мама за это время уже и забыла про обещанное мороженое, но ребенок – нет. Поэтому дать его ему придется, иначе в следующий раз малыш просто не поверит маминым словам, а значит, возникнет недоверие между ними. Чтобы установить доверительные отношения ребенком, обманывать малыша нельзя ни при каких обстоятельствах. Если родители говорят неправду, у ребенка развивается чувство незащищенности, он просто не будет знать, что ожидать от них в будущем. Если же ребенок все-таки раскрыл факт обмана, то не надо стесняться и просто принести ему свои извинения, объяснить, почему возникла подобная ситуация. Есть еще один способ, как завоевать доверие ребенка – проявить готовность общаться с ним. Он должен чувствовать, что рядом есть человек, которому он может рассказать о своих страхах и переживаниях, впечатлениях и наблюдениях, просто поделиться тем, что его заинтересовало. Совместное времяпрепровождение и общение очень сильно влияют на степень доверия между родителями и детьми. Это касается и взрослых, ведь нередко уставший на работе папа остается дома, а мама с ребенком идут в зоопарк, цирк или куда-нибудь еще. Да, это хорошо влияет на отношения мамы и ребенка, но в отношениях мамы и папы, папы и ребенка со временем образуется пропасть, сократить которую в дальнейшем достаточно сложно. В процессе того как создавать доверительные отношения с ребенком, нужно не забывать, что частые совместные прогулки и игры помогают установить в семье атмосферу гармонии и укрепить взаимный контакт.

4. Наши правила для родителей :

наша группа работает с 07: 30 часов до 18:00;

– детей желательно приводить до 8.00 часов, чтобы ребёнок вовремя приготовился к зарядке и завтраку;

– лично передавать и забирать ребёнка у воспитателя;

– информировать воспитателя о предстоящем отсутствии ребёнка или его болезни;

– при отсутствии ребёнка в ДОУ более 5 дней, он принимается со справкой от педиатра;

– своевременно вносить плату за содержание ребёнка в ДОУ до 10 числа текущего месяца;

– приводить ребёнка в ДОУ в опрятном виде, чистой одежде и удобной обуви;

– не давать ребенку жевательные резинки, спички, острые, колющие, режущие и другие опасные предметы;

– не надевать на ребенка кольца, серьги, бусы, цепочки и др. украшения, т. к. ДОУ не несет ответственность за их утерю;

взаимодействовать с ДОУ по всем направлениям воспитания и развития ребёнка;

– оказывать посильную помощь в организации предметно-развивающей среды (а именно, помогать мастерить своими руками пособия и игрушки, тематические альбомы и т. д., в проведении совместных мероприятий;

– не нарушать основные режимные моменты ДОУ и соблюдать их дома (сон, прогулка, питание);

– соблюдать Устав ДОУ и договор, заключённый с администрацией дошкольного учреждения в лице заведующего.

В заключении хочется сказать: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом!» и пожелать друг другу успеха в нашем нелегком деле.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Делимся опытом для повышения педагогической компетентностиДелимся опытом для повышения педагогической компетентности МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка» на протяжении последних лет активно занимался созданием условий по формированию социально – коммуникативной.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Логопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанниковЛогопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанников Преемственность в работе логопеда с семьей детей-логопатов является важнейшим условием успешного коррекционного процесса по устранению речевых.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Папка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителейПапка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителей Наглядную агитацию для родителей, которые мы с вами, уважаемые коллеги, выставляем в уголке для родителей, в соответствии с той или иной.

Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Библиотека изображений:

Публикация Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах эффективного взаимодействия с детьми (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валерия Ушкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах эффективного взаимодействия с детьми
Опубликовано: 4 февраля 2023 в 19:43
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД