МААМ-картинки

Рекомендации педагогам «Играя, развиваем речь»

Татьяна Подгорнова
Рекомендации педагогам «Играя, развиваем речь»

Рекомендации педагогам «Играя, развиваем речь»

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Цель: совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в сфере речевого развития детей дошкольного возраста в процессе игры.

Публикация «Рекомендации педагогам „Играя, развиваем речь“» размещена в разделах

Задачи:

Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей.

Познакомить педагогов с разными видами игр для развития речи детей.

Рекомендации

Формируйте речь детей в процессе игровой деятельности, поскольку в дошкольном возрасте эта деятельность является ведущей.

Используйте словесные игры в разных режимных моментах, создавая ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования.

Занимаясь словесными играми, вступайте в определённый творческий и эмоциональный контакт с детьми для налаживания коммуникативных отношений. Решая несложные развивающие игровые задания, ребёнок радуется своим результатам и достижениям. А хорошее настроение – это залог успешного развития.

Обогащайте словарный запас и совершенствуйте разговорную речь детей дидактическими играми (настольно – печатными, с предметами или игрушками).

Развивайте речь детей, вовлекая их в пальчиковые игры (можно с предметами).

Правильно организовывайте и систематически проводите игры для развития связной речи, пополняя словарный запас и делая речь детей более грамотной и выразительной.

Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, планируйте этот вид деятельности не часто, а очень часто.

Если что-то не получилось или получается с трудом, улыбнитесь, потому что успех – впереди!

Словесные игры

Игры, направленные на активизацию речевого развития детей :

«Кто что делает?» Врач лечит, учитель учит…

«Один - много» Книга – книги, карандаш – карандаши…

«Угадай кто как кричит?» Слон трубит, змея шипит…

«Кто это? Что это?» Воробей – птица, чашка – посуда…

«Назови признаки» Снег белый, чистый, искристый…

«Назови действия» Снег летает, падает, блестит…

«Противоположность». Начало – конец, смех – плач…

«Отгадай предмет по названиям его частей»

Активизация словаря + закрепление названий знакомых предметов.

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

- голова, туловище, лапы, крылья (птица)

- лапы, туловище, шерсть, когти (зверь)

- корни, ствол, ветки, листья (дерево)

«Я начну, а ты продолжи»

Эта игра направлена на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

- Пошел первый…

- Утром дети …

- Девочка Маша играет… и т. д.

«Доскажи словечко»

Необходимо к названным словам подобрать рифмы.

- Посмотрите-ка, ребята, как играют тут… (котята).

- Вот пустилось что-то вскачь. Рассмотрели – это… (мяч).

- Очень чисто вымыт пол, на него поставим… (стол).

Можно усложнить задание:

– вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.

• Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)

• Дернуть за веревочку –такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)

• В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)

• Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)

• Волка не пускают, волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)

• Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)

• Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)

• Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)

• Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)

«Скажи наоборот»

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч и произносим слово. Возвращающий мяч, называет слово, противоположное по значению.

- Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а вы говорите наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

«Почемучки?»

Данная игра направлена на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку воспитателя. Можно проводить игру с мячом.

На задаваемые вопросы надо обязательно отвечать - «Потому, что».

- Почему улетают птицы?

- Почему нельзя купаться зимой?

- Почему снег тает?

- Почему люди берут зонты?

- Почему вызывают врача?

- Почему засыхают цветы?

- Почему мяч катится?

- Почему летом не носят шубы?.

«Шаги» или «Кто быстрее доберется до…»

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи, в общем.

2 игрока стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш. Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое - нибудь вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Ласковые слова для мамы»….

«Что из чего сделано»

Активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

Стакан из стекла – стеклянный

Нож из железа – железный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева – деревянная

«Волшебники»

Всё уменьшаем: ключ – ключик, платье – платьице, палка – палочка…

Всё увеличиваем: дом – домище, глаз – глазище, нос – носище, хвост – хвостище…

«Скажи коротко»

Остаться на зиму… (зимовать)

Остаться на ночь… (заночевать)

Мелкий дождь… (дождик)

Капля дождя … (дождинка)

Маленькая лошадка … (пони)

Человек с бородой… (бородач)

Растрепанный ребенок… (неряха)

Многоэтажный дом… (высотка)

Сильный ветер… (буран)

«Составь рассказ»

по заданным словам: день, дерево, ворона.

с начальной и конечной фразой:

Наступила весна --- природу надо беречь.

Мы зашли в магазин --- спасибо маме.

Дидактические игры

Обогащают словарный запас и совершенствуют разговорную речь.

Учат детей четко излагать свои мысли.

Формируют грамматический строй языка.

Способствуют развитию произвольного внимания, логического мышления и мелкой моторики пальцев рук.

Побуждают детей к общению друг с другом и объяснению всех своих действий.

Игры с предметами или игрушками

направлены на развитие тактильных ощущений, развивают умение манипулировать с различными предметами и игрушками, а также знакомят детей с трудовыми действиями взрослых.

Играя с сюжетными дидактическими игрушками – куклами, постарайтесь совместно с детьми наделять их человеческими качествами, заботиться о них, укладывать спать и т. д.

Для формирования словаря проводите дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром:

«Помоги кукле постирать»

«Уберемся в своей комнате»

«Приготовим обед»

«Что изменилось?»

«Найди и назови»

«Магазин»

«Чьи это детки?» и др.

Настольно – печатные игры

Содержание настольно-печатных игр разнообразно. Они основаны на принципе наглядности (изображения). С помощью парных картинок дети знакомятся с отдельными предметами (посудой, мебелью, животными, птицами, овощами и фруктами их качествами и свойствами).

«Что растёт в саду, лесу, огороде?»

«Что сначала, что потом?»

«Лото»

«Логический поезд»

«Где это я видел?» и др.

Игры – предположения

Эти игры учат детей фантазировать, побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами.

«Кому что нужно?», «Что было бы. ?», «Что бы я сделал?», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др.

«Что бы я увидел на луне, если был бы космонавтом», «Что бы я сделал, если бы был волшебником», «Если бы я стал невидимкой».

В качестве дидактических игр применяйте Загадки. В настоящее время загадки (загадывание и отгадывание) рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать, отгадать и доказать!

Пальчиковые игры

«Ум ребёнка находится на кончике его пальцев»

Сухомлинский В. А.

Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформировавших тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Смысл пальчиковых игр с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры – хорошие помощники не только для развития речи, но и для подготовки руки ребенка к письму, развитие сенсорных впечатлений, а также способствуют усидчивости. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между сверстниками, взрослым и ребенком.

«Грибы»

Поочерёдно соединяем пальчики с большим, начиная с мизинца

- Этот пальчик в лес пошёл.

- Этот пальчик гриб нашёл.

- Этот пальчик чистить стал.

- Этот пальчик жарить стал.

- Этот пальчик только ел, от того и растолстел!

«Гости»

К Кате гости прибежали, бежим пальчиками по столу или по полу

Все друг другу руки жали. соединяем обе руки в «замок»

Здравствуй Жора, соединяем большой и указательные пальчики

Здравствуй Жанна, большой и средний

Рад Серёжа, большой и безымянный

Рада Анна. большой и мизинец

Не хотите ль пирожок? ладошки складываем вместе

Может коржик? показываем 2 открытые ладошки

Иль рожок? 2 кулачка ставим друг на дружку

Вот драже вам на дорожку, пальчиком тычем в открытую ладошку

Вы берите понемножку. несколько раз сгибаем ладошки в кулачки

Все стряхнули быстро крошки, стряхиваем пальцами одной руки с другой

И захлопали в ладошки! хлопаем ладошками

«Пальчиковая игра с карандашом»

лучше использовать карандаш – шестигранник

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

«Прищепки»

Бельевой прищепкой дети прищепляют на каждое слово ногтевые фаланги, начиная от большого пальца к мизинцу.

Сильно кусает

Котенок-глупыш!

Он думает, что это –

Не палец, а мышь!

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

«Платок»

Взять небольшой носовой платок за уголок и показать ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает!

Можно одновременно комкать и 2 платка (маленькие).

У меня живет проглот –

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюшко, как у бегемота!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Рисуем пластилином — развиваем речь»Фотоотчет «Рисуем пластилином — развиваем речь» «Удод – птица 2016 года» Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Лэпбук «Развиваем речь»Лэпбук «Развиваем речь» Уважаемые педагоги, хочу предложить вашему вниманию лэпбук по развитию речи. Лэпбук – «Развиваем речь» - это функциональная, интерактивная.

Практические рекомендации педагогам в работе с леворукими детьми Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию рекомендации для работы с леворукими детьми. Самое главное, не переучивайте леворукого ребенка.

Проект «Развивая руки — развиваем речь» Паспорт проекта «Развивая руки – развиваем речь». Автор проекта: воспитатель Хлебородова Светлана Владимировна. Тип проекта: игровой, развивающий.

Проект в группе раннего возраста «Развиваем речь, играя»Проект в группе раннего возраста «Развиваем речь, играя» Вид проекта: игровой. Срок реализации проекта: октябрь - апрель. Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники группы раннего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации педагогам «Играя, развиваем речь»
Опубликовано: 11 февраля 2024 в 11:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации педагогам «Играя, развиваем речь»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Подгорнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД