МААМ-картинки

Рекомендации для родителей по социально-эмоциональному развитию детей 4–5 лет

Брындина Анна
Рекомендации для родителей по социально-эмоциональному развитию детей 4–5 лет

Эмоциональное развитие ребенка — важная задача воспитания. Но не для всех родителей это является очевидным фактом: уделяя повышенное внимание физическому и интеллектуальному развитию своего ребенка, такие родители склонны абсолютно игнорировать его эмоциональную сферу. Они рассматривают эмоциональные проявления как нечто краткосрочное, нерациональное и малозначимое. Иногда, по их убеждению, максимум, что можно сделать — это научить ребенка жестко контролировать свои эмоции. И подобный контроль, выработанный под влиянием родительских запретов на громкий смех, плач или ярко выраженный гнев, нередко оборачивается тем, что детские переживания оказываются подавлены, скрыты, загнаны внутрь. Запрет на свободное выражение эмоций делает ребенка несчастным, подрывает его иммунитет, приводит к развитию неврозов и психосоматических заболеваний.

Публикация «Рекомендации для родителей по социально-эмоциональному развитию детей 4–5 лет» размещена в разделах

Очень важно уметь эмоционально оценивать ситуацию в повседневной жизни. Дети с нарушениями эмоционального развития испытывают трудности с налаживанием коммуникаций и установлением долгосрочных личностных связей, они невосприимчивы к социальным ожиданиям и нюансам межличностных отношений. Такой ребенок оказывается в социальной изоляции, он чувствует себя подавленным и одиноким, и это не может не отразиться на всех сферах его деятельности. Чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром, ребенок должен научиться управлять собственными эмоциями и правильно считывать эмоциональные состояния других людей. Умение распознавать свои и чужие эмоции не является врожденной способностью. Здесь требуются знания, опыт и определенный уровень развития.

Ребёнок, растущий в эмоционально обедненной среде, не может отслеживать чужие реакции и получать адекватную оценку собственным эмоциональным проявлениям. Чтобы наработать багаж знаний в эмоциональной сфере, ребенку требуются партнеры по совместным переживаниям: родители, члены семьи, сверстники, другие люди. Важно также, чтобы эмоции, проживаемые ребенком в дошкольный период, были разнообразны по характеру — это позволит наработать хороший эмоциональный опыт и составить более полную картину окружающей действительности.

Как родители могут помочь своим детям в развитии социально-эмоциональной сферы?

1. Разговаривайте с малышом, чтобы избежать последствия негативных эмоций. Предложите ребенку описать свои эмоции в данный момент.

2. Воспитывайте у ребенка терпеливость и спокойствие при общении с людьми. Поиграйте в такую игру: возьмите себе в руки привлекательную игрушку, а ребенок должен уговорить вас отдать этот предмет. Вы же не должны сразу сдаваться, отдадите тогда, когда посчитаете нужным. Потом поменяйтесь местами. После этого поговорите с ребенком. Пусть он ответит, почему вы отдали ему игрушку, обсудите свои чувства, как нужно правильно просить.

3. Учите ребенка «выплескивать» негативные эмоции безопасно для окружающих. Для этого можно: строить «рожицы перед зеркалом, колотить руками подушку, взять чашку и кричать в нее, бросать в воду резиновые игрушки. Нерастраченные негативные эмоции сейчас, в старшем возрасте могут привести к серьезным последствиям: неврозу, заболеваниям сердца, повышению давления. Держите себя в руках, не срывайтесь на ребенка. Ребенок может легко «заразиться» вашими отрицательными эмоциями. При возникновении чувства, что вы можете сейчас сорваться, накричать на ребенка, отвлекитесь, уединитесь и дайте себе возможность «остыть». Научитесь расслабляться, делайте то, что вам нравится (съешьте шоколадку, потанцуйте, встретьтесь с подругой и т. д.).

4. Игры, в которые вы можете поиграть с ребенком:

«Свет мой зеркальце». Родитель показывает разные эмоции, а ребенок их угадывает. Предложить повторить эмоции, как в зеркале. Это могут быть эмоции: удивление, радость, злость, растерянность и т. д. После следует поменяться, предложив ребенку быть ведущим.

«Разложи по парам». Предложите ребенку несколько карточек с различными эмоциями. Пусть он попытается разложить их по группам: радостные к радостным, злые к злым, удивленные к удивленным.

«Угадай настроение». Возьмите карточки с эмоциями. Предложите ребенку выбрать ту, которая больше подходит маме, папе, ему самому. Предложите описать настроение.

«Лото настроений». Материал: наборы картинок, на которых изображены животные с различной мордочкой. Ребенку показывается схематическое изображение той или иной эмоции (или родитель сам изображает эмоцию, описывает словами, описывает ситуацию и т. д.). Задача ребенка в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.

«Как ты себя сегодня чувствуешь?». Материал: карточки с разными оттенками настроения. Ребенок должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т. д.

«Классификация чувств». Материал: карточки с разными оттенками настроения. Разложить карточки по следующим признакам: какие нравятся, какие не нравятся. Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.

«Тренируем эмоции». Попросите ребенка нахмуриться - как: - осенняя туча, - рассерженный человек, - злая волшебница. улыбнуться, как: - кот на солнце, - само солнце, - как Буратино, - как хитрая лиса, - как радостный ребенок, - как будто ты увидел чудо. Позлиться, как: - ребенок, у которого отняли мороженое, - два барана на мосту, - как человек, которого ударили. Испугаться, как: - ребенок, потерявшийся в лесу, - заяц, увидевший волка, - котенок, на которого лает собака. Устань, как…. : - папа после работы, - муравей, поднявший тяжелый груз, отдохни, как: - турист, снявший тяжелый рюкзак, - ребенок, который много потрудился, но помог маме, - как уставший воин после победы.

Главная задача взрослых, отвечающих за эмоциональное развитие ребенка, состоит не в том, чтобы научить дошкольника контролировать свои чувства и следовать неким установленным нормам выражения эмоций — тем более, что старший дошкольник способен управлять своими переживаниями лишь до определенной степени. От родителей требуется не искоренить «неудобные» эмоции ребенка, а научиться перенаправлять их в нужное русло, а также создать благоприятную среду, в которой дошкольник не будет испытывать эмоционального голода и стрессовых перегрузок.

Ребенок очень зависим от условий, в которых воспитывается. Нарушить его эмоциональное равновесие и вызвать далеко идущие последствия могут различные перекосы во внутрисемейных отношениях: чрезмерная опека, граничащая с истерией, предпочтение одного ребенка другому, односторонняя привязанность к одному из родителей и т. п.

Родители должны позаботиться, чтобы общий эмоциональный фон в семье оставался позитивным, с преобладанием положительно окрашенных эмоций. Но и негативные переживания из жизни ребенка исключать не стоит. Во-первых, абсолютно оградить от них свое чадо все равно не получится. Во-вторых, в малом объеме отрицательные переживания полезны для становления личности. Они мотивируют ребенка к активной деятельности и преодолению препятствий, позволяют получить разнообразный эмоциональный опыт. Главное, чтобы негативные эмоции не были слишком интенсивными, длительными и частыми. Важно, чтобы при оценке поступков дошкольника и регулировании его поведения «метод пряника» был превалирующим. Отчуждение как форму неодобрения нужно использовать нечасто — только в случае особо серьезных проступков. Ребенку важно не просто чувствовать хорошее отношение к себе со стороны родителей, но и слышать словесные выражения любви.

Ребёнок-дошкольник легко путается даже в собственных чувствах и эмоциях. Ему не всегда удается замечать их, правильно идентифицировать и облекать в слова. Родитель может помочь своему ребенку разобраться в личных эмоциональных переживаниях с помощью вопросов: «Ты расстроился из-за того, что?», «Тебе обидно, потому что?», «Ты обрадовался, когда?». Только от родителей зависит насколько полной и эмоционально насыщенной будет жизнь ребенка. Для ребенка основным источником эмоций является общение с другими людьми. Ребёнок должен иметь возможность свободно и полно контактировать с окружающим миром. Но главное не переусердствовать. Сильные и разнообразные, пусть даже и положительные, эмоции могут утомить и детей, и взрослых. А маленькому ребенку тем более требуется периодический отдых от самого себя — от насыщенных чувств и интенсивных эмоциональных переживаний.

Публикации по теме:

Использование куклы на занятиях по эмоциональному развитию детей дошкольного возрастаИспользование куклы на занятиях по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста Приветствую всех друзей и гостей моей странички! Сегодня хочу поделиться своим опытом использования куклы в занятиях педагога-психолога.

Конспект занятия «Организация совместной деятельности, способствующей социально-эмоциональному развитию детей» Программные задачи: 1. Формировать элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных героев. 2. Помочь детям понять.

Конспект занятия «Организация совместной деятельности, способствующей социально-эмоциональному развитию детей» Программные задачи: 1. Формировать элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных героев. 2. Помочь детям понять.

Конспект занятия по социально-эмоциональному развитию детей раннего возраста в совместной деятельности «В гости к зайке» Программные задачи: Научить детей взаимодействовать, друг с другом воспитывать навыки партнерского общения, обучать навыкам сотрудничества,.

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей во второй младшей группе «Я — это кто?» Цель: 1. Знакомство с эмоциональными состояниями (радость, удовольствие, страдание, удивление, злость, страх, проявлениями в поведении.

Конспект занятия по эмоциональному развитию «Весёлая радуга» во второй младшей группеКонспект занятия по эмоциональному развитию «Весёлая радуга» во второй младшей группе Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по эмоциональному развитию во второй младшей группе. Цель: учить узнавать.

Мастер-класс изготовления дидактического пособия по социально-эмоциональному развитиюМастер-класс изготовления дидактического пособия по социально-эмоциональному развитию Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс изготовления из деревянных ложек пособия по социально-эмоциональному развитию.

Рекомендации для родителей на летний период по развитию речиРекомендации для родителей на летний период по развитию речи Из опыта работы учителя-логопеда Фроловой Л. И. Вот и наступило лето. Время, когда дети не посещают детский сад длительное время. Предлагаю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для родителей по социально-эмоциональному развитию детей 4–5 лет
Опубликовано: 12 ноября 2023 в 14:58
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для родителей по социально-эмоциональному развитию детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Брындина Анна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД