Получи документы

Рекомендации для родителей на тему «Развитие речевого и неречевого слуха у детей в домашних условиях»

Руденко Оксана
Рекомендации для родителей на тему «Развитие речевого и неречевого слуха у детей в домашних условиях»

Помочь детям в формировании грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения детей в детском саду.

Хорошо подготовить ребёнка к обучению в школе, создать основу для обучения грамоте возможно только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического восприятия, т. е способности воспринимать и различать звуки речи. Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, предлоги и т. д.

Публикация «Рекомендации для родителей на тему „Развитие речевого и неречевого слуха у детей в домашних условиях“» размещена в разделах

Провожая ребёнка в школу, мы надеемся, что он будет учиться успешно. Главное условие успешного усвоения русского языка в школе – сформированность фонематического слуха.

Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребёнка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребёнка. Без полноценного фонематического слуха ребёнок не овладеет чистым звукопроизношением. Таким образом, в развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придаётся формированию фонематического слуха.

Поэтому, учитывая всё выше сказанное, предлагаю вашему вниманию игры на развитие фонематического слуха.

Как развивать неречевой слух у детей в домашних условиях.

Дома, во время проведения игр, можно использовать музыкальные игрушки; коробочки, наполненные различными крупами, монетами, бусинами, пуговицами; различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, пластиковые бутылки, застёжки- молнии, бумагу и т. п.)

Поиграйте с ребёнком в следующие игры.

«Что звучало?»

Оборудование: погремушка, колокольчик, губная гармошка, дудочка, деревянные ложки.

Ход: Предлагаем ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно лишь на слух без зрительной опоры определить, что звучало.

Число игрушек постепенно увеличиваем.

«До чего дотронулись?»

Оборудование: металическая банка, стакан, бумажная коробка, деревянная шкатулка и т. д.

Ход: С помощью карандаша вызываем звучание каждого предмета, воспроизводим его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Затем ребенок на слух определяет, до чего дотронулись карандашом.

«Что мы делаем?»

Оборудование: бумага, ножницы, чашки с водой, карандаш, молния.

Ход: Объясняем ребенку, что только по слуху ему предстоит определить, что он услышит, и рассказать о наших действиях как можно полнее. Затем предметы закрываем ширмой. Режем бумагу ножницами, переливаем воду, мнем бумагу, стучим карандашом о чашку. Ребенок должен рассказать о выполняемом действии. При значительных трудностях звучание повторяем со зрительной опорой.

«Юные барабанщики»

Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании или отстукивании. Главной целью является сосредоточение слухового восприятия и внимания.

Детям гораздо интересней и легче отбивать ритм за взрослым барабанными палочками на барабане, если барабана нет, то используем карандаш. Ритмические рисунки даем самые простые, затем усложняем.

«Звучащие шарики»

Оборудование: 4 пары шариков, коробочки из-под киндер сюрпризов, внутри сыпучие вещества с крупинками разной величины (фасоль, горох, манка, бусины, монеты и т. д.)

Ход: взрослый звенит любым, одним шариком (коробочкой, а ребёнок должен на слух найти такой же.

Задание вызывает огромный интерес у детей, изменения звука незначительные, а звучание необычное. В тоже время, задание позволяет максимально сконцентрировать слуховое внимание.

«КТО УСЛЫШИТ БОЛЬШЕ ЗВУКОВ»

Играть можно как дома, так и на улице.

Ребёнку предлагается услышать, как можно больше разных звуков (проехала машина, кукует кукушка, кричат дети, шуршит листва, завывает ветер, стучит дождь, хрустит снег и т. д.)

«Кто тебя позвал?»

В эту игру может играть вся семья. Ребёнок стоит спиной ко всем играющим. В это время любой играющий зовёт по имени ребёнка, изменяя голос. Ребёнок поворачивается и отгадывает, кто его позвал.

«ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?»

Эта игра учит ребёнка не только определять направление звука, но и понимать и употреблять наречия: «спереди», «сзади», «вверху», «внизу».

Ребёнку завязывают глаза, а взрослый звенит колокольчиком около ребёнка с любой стороны. Ребёнок угадывает, где позвонили.

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЕВОЙ СЛУХ У ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.

По дороге домой из д/с или дома поиграйте с ребёнком в игры, которые помогут закрепить пройденный материал на занятиях.

1.«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Эта игра учит ребёнка выделять заданное слово или звук из ряда других.

1вариант:

Ребёнку даё тся задание: хлопни в ладоши, если услышишь слово «сок». Взрослый начинает называть разные слова, периодически называя слово «сок». В этой игре можно использовать любые слова.

Например: кот, сок, дом, мак, сок, сок …

2 вариант:

Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У» (звуки могут быть разные).

Например: А, У, У, О, И, У….

3 вариант:

Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А» в словах (звуки могут быть разные)

Например: лак, дом, мак, рак, кит, сыр, парк…

2. «НАЙДИ КАРТИНКУ»

Ребёнку даё тся задание: назови слово или покажи картинки с изображением овощей, фруктов, цветов, игрушек, животных, (в любых книгах) в названии которых имеется соответствующий звук.

Например: назови слово, где слышишь звук «И». (кит, индюк, ирисы, слива, виноград, улитка, редис и т. д.)

3. «ПРИДУМАЙ СЛОВО»

Взрослый называет любое слово, а ребёнок придумывает слово, которое звучит похоже.

Например: Мак – бак

Бак – рак

Лимон – вагон

Дом – гном и т. д.

4. «СКАЖИ НАОБОРОТ»

Взрослый называет по порядку звуки (количество звуков можно увеличивать, а ребёнок должен повторить их в обратном порядке.

Например: А,У – У,А

И,О – О,И

О,У,А – А,У,О

П,А – А,П

5. «Отгадай слово»

Взрослый предлагает ребёнку отгадать задуманное слово по первому и последнему звуку. Обязательно нужно сказать, что оно обозначает: это фрукт или овощ, игрушка или мебель, цветок или животное.

Например: это фрукт. Первый звук «А», последний «Н».

Ответ: АПЕЛЬСИН

6. «Кто больше»

Устройте между собой соревнование, кто больше придумает слов на заданный первый или последний звук. За каждое правильное слово даётся какая-то фишка. В конце игры подсчитывается количество фишек. Победителю выдаётся приз, который определит сам взрослый.

7. «Найди общий звук»

Взрослый называет слова (например, со звуком «С» в конце слова: нос, автобус, фикус, квас, ананас, голос, волос, лес) и предлагает ребёнку сказать, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится.

8. «Цепочка слов»

Взрослый называет слово (например, автобус). Ребёнок определяет последний звук в слове и называет своё слово, начинающееся с этого звука (самокат). Таким образом составляется цепочка слов.

Например: автобус – самокат – танк – капуста – апельсин – носки – индюк и т. д.

9. «Где спрятался звук»

Взрослый называет любое слово и просит ребёнка определить, где спрятался тот или иной звук в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Например: ищем звук «Ш» в слове «шапка».

Ребё нок: звук «Ш» спрятался в начале слова.

Мама: где спрятался звук «Ш» в слове «кошка»?

Ребё нок: звук «Ш» спрятался в середине слова.

10. «Назови своё слово»

В эту игру можно поиграть с мячом.

Взрослый называет слово начинающееся с твёрдого согласного звука и бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и называет слово, которое начинается с этого мягкого согласного.

Например, мама говорит: «рыба»

Ребё нок: «репка»

Мама: «кот»

Ребё нок: «кит»

Затем взрослый начинает игру с мягкого согласного, а ребёнок называет слово с твёрдого согласного.

Мама: «сено»

Ребё нок: «санки»

11. «Какое слово получилось»

В эту игру можно играть с мячом.

Взрослый начинает слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок должен закончить слово определённым звуком. Бросая мяч, ребёнок произносит слово, которое получилось.

Мама: со…

Реб. : сок

Мама: гро….

Реб. : гром

12. «Угадай-ка»

Взрослый просит ребёнка угадать какое слово получится из первых звуков данных слов.

Например: Сок, осы, носок – сон

Ключ, обруч, топор – кот

Морс, ананас, кот – мак

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из главных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.

Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов школы являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматических сторон, тормозит развитие связной речи.

Публикации по теме:

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях»Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях". «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Подвижные игры в домашних условиях в период самоизоляции для детей 5–7 лет и родителей Всех приветствую на своей страничке! Все мы, и взрослые, и дети в данный период самоизоляции вынуждены находиться дома, т. е. в ограниченном.

Развитие неречевого обеспечения процесса письма у детей 6–8 лет Письмо – сложная осознанная форма психической деятельности, которая протекает на основе взаимодействия различных высших психических функций:.

Развитие речевого слуха у детей раннего возрастаРазвитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условияхРекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности расценивается как стремление к приобретению.

Рекомендация для родителей «Вода бежит по дорожкам» в домашних условиях для детей 4–5 летРекомендация для родителей «Вода бежит по дорожкам» в домашних условиях для детей 4–5 лет Всем известно, что дети - это маленькие исследователи. Занимательные опыты развивают у детей любознательность, расширяют представление о.

Сидим дома с пользой. Рекомендации для родителей «Опыты в домашних условиях» для детей 4–5 летСидим дома с пользой. Рекомендации для родителей «Опыты в домашних условиях» для детей 4–5 лет Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период самоизоляции, когда вы с ребенком дома, самое время для совместного экспериментирования.

Сидим дома с пользой. Рекомендации для родителей «Опыты в домашних условиях» для детей 4–5 лет Сидим дома с пользой! В период самоизоляции предлагаю вам материал для совместного экспериментирования. Всем известно, что дети - это маленькие.

Библиотека изображений:

Публикация Рекомендации для родителей на тему «Развитие речевого и неречевого слуха у детей в домашних условиях» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Руденко Оксана на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Рекомендации для родителей на тему «Развитие речевого и неречевого слуха у детей в домашних условиях»
Опубликовано: 12 января 2021 в 21:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД