МААМ-картинки

Стихотворные упражнения для развития у детей причинного мышления и речи. Рекомендации для педагогов и родителей

Татьяна Меркушева
Стихотворные упражнения для развития у детей причинного мышления и речи. Рекомендации для педагогов и родителей

Стихотворные упражнения для развития у детей

причинного мышления и речи

Л. С. Выготский писал о том, что слово всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления. У дошкольников с недоразвитием речи бывает нарушено не только наглядно-образное мышление, но и установление причинно- следственных связей.

Публикация «Стихотворные упражнения для развития у детей причинного мышления и речи, Рекомендации для педагогов и родителей» размещена в разделах

Причина – это явление или совокупность явлений, которые непосредственно порождают другое явление (следствие). Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не выступают на первый план. Чтобы их установить, нужно отвлечься от второстепенного, случайного. Поэтому причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте.

Устанавливать причинно-следственные связи и отображать их в речи ребенку проще, если речь идет о ситуациях, доступных его пониманию, связанных с личным опытом. Мы предлагаем короткие стихотворные тексты с заданиями, которые помогут детям понять причину событий и выразить ее в своей речи с помощью сложноподчиненных предложений.

Упражнения для развития мышления

Вчера был очень сильный ветер

Он поломал большие ветки.

Они дорожки перекрыли,

Их утром люди обходили.

Вопросы:

* Почему утром люди не могли

пройти по дороге?

* Что нужно сделать для того,

чтобы можно было свободно

ходить по дорожкам?

***

Забыли дети про цветы

И их не поливали.

Поэтому к концу недели

Цветочки все завяли.

Вопросы:

* Почему завяли цветы?

* Что дети должны были делать,

Чтобы цветы не завяли?

***

Переход подземный рядом,

Светофор вдали стоит,

Только Пете их не надо -

Под машины он бежит.

Едет «Волга» очень быстро,

Трудно ей затормозить.

И – пожалуйста – таксистом

Петя был, конечно, сбит.

Вопросы:

*Почему Петю сбил таксист?

* Почему «Волга» не смогла затормозить?

* Что должен был сделать Петя,

чтобы не попасть под машину?

***

На улице такой мороз,

Что щиплет уши он и нос.

Пошла на улицу Наташа

Без шапки, шарфа,

нараспашку.

А вот теперь моя Наташа

Лежит в тепле, хрипит

и кашляет.

Вопросы:

* Почему Наташа заболела?

* Как надо одеваться в мороз?

***

Маша ест одни конфеты,

Шоколадки, пастилу.

Лучше них для Маши нету -

Не уступит никому.

А недавно у Марии

Зуб ужасно заболел.

Плачет девочка в бессилье:

Ела сладкое зачем?

Вопросы:

*Почему у Маши заболели зубы?

*Что нужно делать, чтобы зубы не болели?

*Какие продукты полезны для зубов?

*Какие продукты вредны для зубов?

***

Дети во дворе качались.

Высоко летят качели.

Руки Витины разжались,

Вверх качели полетели.

С них в песок свалился он.

Слышен только Витин стон.

Вопросы:

*Почему Витя упал?

*Какие правила надо соблюдать,

когда качаешься на качелях?

***

Мальчик маму не послушал,

Долго бегал он по лужам.

Как же он не осторожен!

Догадаться нам не сложно,

Что промок он и простужен

И не хочет больше в лужу.

Вопросы:

*Почему мальчик заболел?

*Почему нельзя без специальной обуви

ходить по холодным лужам?

*Чем можно пораниться в луже?

***

Всю ночь на землю падал снег.

Его хватило бы на всех.

А утром все белым-бело,

Дома, дороги замело.

Снег на деревьях и домах,

Он на крылечке и кустах.

Вопросы:

*Почему утром все стало белым-бело?

*Что засыпал снег?

*Почему хорошо, когда зима снежная?

***

Ночь и день пушистый снег

засыпал дороги.

Ни проехать, ни пройти люди

здесь не могут.

Вышли дворники, машины,

чтоб заносы убирать,

Чтоб машины на дорогах

Перестали застревать.

Вопросы:

*Почему машины не могли проехать?

*Почему люди не могли пройти?

*Как решили эту проблему?

*Какие машины убирают снег?

*Кто расчищает тротуары?

***

Саша драться любит очень,

Обижает всех подряд.

В детском садике ребята с ним

играть и не хотят.

Не хотят на день рожденья

Сашу в гости приглашать,

Не хотят с ним поделиться,

слова доброго сказать.

Вопросы:

*Почему дети не хотят играть с Сашей?

*Почему не приглашают его на день рождения?

*Как надо себя вести, чтобы все с тобой дружили?

***

Своего щенка Андрюшка

покормить не захотел.

К вечеру щенок Андрюшкин

загрустил и заболел.

Мальчик очень огорчился,

он щеночка пожалел:

Накормил его сметаной,

И щенок повеселел.

Вопросы:

*Почему щенок заболел?

*Почему мальчик огорчился?

*Как надо ухаживать за животными?

***

В горах туристы заблудились,

От страха громко закричали.

Вдруг сверху камни покатились.

Чего туристы те не знали?

Вопросы:

*Почему в горах начался камнепад?

*Почему нельзя громко кричать в горах?

*Что нужно было сделать туристам?

***

***

Пришла весна, и птицы прилетели

Птенцов пора им снова заводить.

Совьют они себе гнездо,

чтоб, как обычно,

Туда свои яички отложить

Вопросы:

*Почему прилетели птицы с юга?

*Почему стали строить гнезда?

*Где и почему строят гнезда птицы?

*Чем выстилают птицы гнезда,

чтобы яичкам было мягко и тепло?

***

Осень. Холодно. Нет

больше мошек.

Насекомые оцепенели.

Птицам нечего есть, и они

спозаранку

В стае клином на юг

поскорей полетели.

Вопросы:

*Почему птицы полетели на юг?

*Почему исчезли насекомые?

*Что происходит с насекомыми

осенью?

*Почему птицы на юг улетают

большими стаями?

***

Наступила весна, и подул

южный ветер.

Солнце светит все ярче

припекает сильней.

Тают быстро сугробы, и ручьи,

словно реки,

Все становятся шире и бегут

все быстрей.

Вопросы:

*Почему стали таять сугробы?

*Почему подул южный ветер?

*Почему ручьи становятся все шире и бегут все быстрее?

***

Мальчик дома развлекался,

Спичкой чиркал, любовался.

Вот одна упала на пол,

не заметил ее он.

Так сгорел от этой спички

деревянный, старый дом.

Вопросы:

*Почему сгорел дом?

*Почему нельзя играть

со спичками детям?

*Как надо обращаться с

огнеопасными предметами?

***

Осень пришла, стали ночи

длиннее.

Света, тепла не хватает

Листья желтеют, ах -

опадают!

Дети по листьям шуршащим

шагают.

Вопросы:

*Почему опадают листья с деревьев?

*Почему листья желтеют, краснеют

осенью?

*Что будет, если листья на зиму

останутся на деревьях?

***

Дружно таяли снега,

Затопили все луга,

Сильно разлилась река

И закрыла берега.

Вопросы:

*Почему разлилась река?

*Почему затопились луга?

*Почему снега стали дружно таять?

***

Мальчик Коля жадным был,

Только лишь себя любил.

Не делил ни с кем конфеты

и игрушки не давал.

Сам все ел, играл в игрушки

и себе все забирал.

С ним ребята перестали

И делиться и дружить.

Жадиной его прозвали:

Очень трудно с Колей жить.

Вопросы:

*Почему дети прозвали Колю жадиной?

*Почему дети перестали делиться с Колей?

*Каким нужно быть, чтобы дети

хотели дружить с вами?

***

Один пузатый здоровяк

Съел десять булок натощак.

Запил все булки молоком,

Съел курицу одним куском.

Затем барашка он поджарил

И тоже в рот его отправил.

Раздулся здоровяк, как шар.

Обжору тут хватил удар!

Вопросы:

*Почему здоровяка хватил удар?

*Почему нельзя сразу есть много пищи?

*Почему вредно есть столько булок?

*Почему пищу нужно тщательно

пережевывать?

***

Облака, как паруса, мчит

их ветер, гонит.

Если много облаков, будет

точно дождик.

Ну, а если облака как перо

Жар-птицы,

Будет солнышко с утра,

защебечут птицы.

А столкнутся лоб о лоб, в тучу

превратятся,

И тогда грохочет гром -

это тучи злятся.

Вопросы:

*Почему облака передвигаются?

*Что будет, если на небе много облаков?

*Что происходит, когда облака

собираются в тучи?

***

Вниз головой висит сосулька,

от солнца насморк у нее.

То от тепла она заплачет,

то платьице ушьет свое.

Придет мороз, и затвердеет,

Немного за ночь подрастет,

Окрепнет телом, потолстеет,

Тяжелой станет, упадет.

Вопросы:

*Почему сосулька висит вниз головой?

*Почему тает сосулька?

*Почему ночью она подрастет и станет толще?

*Почему сосулька может упасть?

*Что может случиться, если упадет

большая сосулька?

***

Все лето не было дождя.

Трава вся пожелтела,

Потрескалась кругом земля,

И листья облетели.

Вопросы:

*Почему пожелтела трава и

облетели листья?

*Почему потрескалась земля?

*Что еще может случиться

в засушливое лето?

***

В лесу туристы были,

Костер не затушили.

Затлела рядышком трава,

деревья загорелись.

И вот пылает целый лес,

И головешки тлеют.

Вопросы:

*Для чего туристы развели костер?

*По чьей вине загорелся лес?

*Что не сделали туристы?

*Какие правила поведения в

лесу вы знаете?/

***

За обедом дети вдруг

Стали спорить громко вслух.

Подавился хлебом Вася

И издать не может звук.

Вопросы:

*Почему Вася подавился?

*Почему нельзя разговаривать, когда ешь?

*Как надо вести себя за обедом?

Публикации по теме:

Игры для развития просодических компонентов речи. Рекомендации для родителей Игры для развития физиологического дыхания. "Одуванчики" Цель:развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Описание игры:.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития памяти и речи» Консультация для родителей Игры и упражнения для развития памяти и речи Представленные игры и упражнения рекомендованы для работы с детьми.

Консультации для родителей «Упражнения для развития связной речи» Упражнения для развития связной речи. Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные);.

Консультация для педагогов «Дыхательные игры и упражнения для развития дыхания» Дыхание Дыхание – один из основных факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое.

Консультация для педагогов «Упражнения в метании для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи» Суть метания - перемещение предмета в пространстве. Это движение ациклического типа и осуществляется с установкой на дальность и точность.

Консультация для родителей «Игровые упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста в домашних условиях» Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Согласно данным.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речи ребенка по дороге в детский сад» Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речи ребенка по дороге в детский сад» Овладение речью ребенком находится в тесной.

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники, как способа развития памяти, мышления и речи в работе с дошкольниками» Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники.

Рекомендации для родителей. Картотека игр для развития речи детей 4–5 лет Рекомендации для родителей. Картотека игр для развития речи детей 4-5 лет Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему.

Стихотворные упражнения для профилактики плоскостопияСтихотворные упражнения для профилактики плоскостопия Стихотворные упражнения для профилактики плоскостопия. Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Стихотворные упражнения для развития у детей причинного мышления и речи. Рекомендации для педагогов и родителей
Опубликовано: 17 октября 2018 в 13:10
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД