Лучший педагог года

Речевой тренинг для педагогов «Магия красивой речи»

Елена Самохина
Речевой тренинг для педагогов «Магия красивой речи»

Речевой тренинг для педагогов

на тему «Магия красивой речи»

Цель тренинга : повысить уровень разговорного языка, познакомить с базовыми упражнениями для улучшения дикции и формирования красивой речи.

Аудитория: взрослая

Задачи тренинга :

- знакомство и овладение речевой техникой;

- знакомство с ораторским мастерством;

- научиться кратко и точно излагать свои мысли;

- обрести уверенность в себе, повысить самооценку;

Публикация «Речевой тренинг для педагогов „Магия красивой речи“» размещена в разделах

- получить эмоционально – положительный настрой от общения в группе;

Оборудование: цветные карточки (по количеству человек, карточки с заданиями, простые карандаши.

Ход тренинга:

Теоретическая часть (представлена в виде лекции)

1. Знакомство с аудиторией. (Каждый должен поприветствовать группу, пожелав доброго дня и представиться)

2. Объяснение цели и задач тренинга.

-В настоящее время состояние русского языка переживает упадок, в связи со снижением интереса к чтению художественной литературы, вульгаризацией бытовых разговоров. Это связано как с возрастным и образовательным разнообразием участников коммуникации, искусственным ускорением темпа речи, так и с большим числом жаргонизмов, сленга, иностранных слов и выражений. При этом, достигнув определенного уровня развития, деловые люди понимают, что основы грамотной речи должны входить в образовательный минимум каждого человека. Почему?

Правильная и красивая речь выгодно отличает собеседника, давая ему несомненный приоритет в ведении разговора. Человек приобретает уверенность в себе, понимая, что его приятно слушать другим людям. Однако лишь длительная и упорная тренировка мышления и речи поможет Вам превратить свой текст в последовательное и мелодичное изложение мыслей.

Если вы хотите научиться правильно и красиво говорить, необходимо обратить внимание на технику речи.

3.«Знакомство с понятием «Техника речи»

Техника речи – это, прежде всего, правильное речевое дыхание, ораторское мастерство (правильно поставленная дикция, артикуляция, поставленный голос, краткость и точность изложения мыслей, логика речи.

4. Рассказ о технике речи и о её составляющих компонентах.

Техника речи

Тем, кому однажды приходит в голову мысль «хочу говорить красиво», техника речи предоставит все возможности для того, чтобы понять, как развить красивую речь и улучшить дикцию.

Техника правильного дыхания. Используя глубокий вдох, Вы сможете применять «поддержку дыхания» в процессе произношения гласных и согласных в медленном темпе, выговаривая каждый слог и слово. Это создает предпосылки для овладения всеми оттенками русской речи.

Ораторское мастерство. Плавность речи, хорошая артикуляция, чёткое и звучное произношение заставляют собеседника внимательно слушать. Красивая разговорная речь подразумевает тренировку с помощью скороговорок, шепота, намеренно быстрого произношения. Наверняка каждому в жизни встречались люди с приятным по тембру голосом. При этом зачастую даже не важно было, что говорит человек, начинаешь слушать именно его завораживающий голос. Уже доказан тот факт, что низкие тембры голоса воспринимаются на слух гораздо лучше, нежели высокие, а у слушателя низкий голос вызывает больше симпатии и доверия. Поэтому, когда разговариваете, старайтесь не смеяться визгливым резким смехом и не повышать тон. Голос должен как бы литься из грудной клетки. Очень помогают приобрести приятный тембр голоса пение песен. Наличие музыкального слуха в данном случае неважно. Если делать это достаточно часто и регулярно, довольно скоро ваш голос начнет звучать лучше. Это поможет также научиться правильно дышать. Как правило, людям больше нравятся низкие голоса – и мужские, и женские. Так что, прежде всего, нужно научиться разговаривать в нижнем регистре. А вот повышать голос и тем более срываться на визг нельзя ни в коем случае: это сделает вас совсем неубедительным. Вот такая несправедливость:

Чем больше мы стараемся докричаться, тем меньше нас слышат!

Краткость, точность изложения. Тренируйтесь доносить свою мысль лаконично.

Логика речи. При разговоре необходимо следить за логикой изложения мыслей, причинно-следственными связями, без чего невозможна по-настоящему красивая русская речь. Логика мышления и языка опирается на общую образованность и широкий кругозор.

Применяя упражнения для красивой речи, Вы сможете значительно расширить круг общения, обрести уверенность, научиться искусству убеждения и воздействия на слушателей.

Практическая часть

Упражнения

Упражнение 1

На Востоке считается, что дыхание нижней частью живота является наиболее эффективным дыхательным упражнением. И ввести в свой дневной рацион минут десять такого дыхания будет очень полезно. Дыхательные упражнения можно выполнять и сидя за компьютером, и стоя. Дыхание животом идеально для расслабления.

1. Вот один из самых простых методов снятия напряжения – сделать несколько глубоких вдохов и выдохов (вдох носом, выдох ртом).

2. Упражнение «Ладошки» — одно из упражнений системы оздоровления А. Н. Стрельниковой.

И. п. : встать (сесть) прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.

3. Даосский комплекс. Как считают специалисты, вибрации, возникающие при активном произнесении (пении) звука «О», способствуют массажу сердца. А звук «И» снимает невроз, уменьшает чувство страха. Проверьте это на собственном опыте – в том случае, когда у вас ноет сердце или же вы испытываете чувство страха.

В качестве таких упражнений мы применяем известный даосский комплекс «Шесть целительных звуков» (в упрощенном варианте).

Древние даосы обратили внимание на то, что любой орган в здоровом состоянии вибрирует в определенном диапазоне, и когда он начинает заболевать, вибрация нарушается. Чтобы восстановить эти вибрации, даосы подобрали каждому органу определенный звук.

Орган Элемент Целительный

звук Цвет

Легкие Металл С-с-с-с-с-с Белый

Почки Вода Ч-у-э-э-э-й Синий (черный)

Печень Дерево Ш-ш-ш-ш-ш Изумрудно-зеленый

Сердце Огонь Х-а-у-у-у-у Красный

Селезенка Земля Х-у-у-у-у-у Желтый

Тройной обогреватель (условная система организма, предложенная древними даосами) _ Х-э-э-э-э-э _

Такие отрицательные эмоции, как раздражение, грусть, депрессия, страх, беспокойство, незаметно истощают нашу жизненную силу, и нам очень важно вернуть ее. Снимая с наших органов лишнее напряжение, мы получаем через них хорошее настроение, оптимизм и силу для решения всех наших проблем.

Целительные звуки регулируют и устанавливают равновесие между пятью элементами в теле человека, поскольку здоровье и эмоциональное состояние в значительной степени определяются ими.

Звуки издаются без напряжения, и каких бы то ни было усилий, исключительно на выдохе, в положении сидя 3-4 мин. Думается, это не так много для того, чтобы поддерживать свое тело и здоровье в хорошем состоянии. Звук повторяется 3 раза, но если вы простудились, у вас зубная боль, грипп, можно произносить его от 6 до 24 раз.

Акцент на окраске звука помогает закрепить у детей названия цветов. Весь комплекс проходит в форме стихотворной игры, детям предлагается помочь ветру, который веселится с друзьями.

1. Ветер воздуха вдохнул, разом облако надул. С-с-с-с-с

2. Незабудки увидал, «Чудо-чудо»,- он сказал. Ч-у-э-э-э-й

3. Зеленеют камыши, пошуршу в них: Ш-ш-ш-ш-ш

4. Раскачаю красный мак! Ха-ха-ха, вот так! Х-а-у-у-у-у

5. Пошепчу я на ухо желтому подсолнуху. Х-у-у-у-у-у

6. Вместе с солнцем и дождем в небе радугу зажжем! «Хэ-хэ-хэ», - смеется дождь. Хэ-э-э-э-э

Во время игры используются иллюстрации, изображающие озорной ветерок, белое облако, голубые незабудки, светло-зеленые камыши, красные камыши, красный мак, желтый подсолнух, радугу между солнцем и веселой дождевой тучкой (можно использовать отдельные фигурки). Упражнения делаются 2 раза в день (утром и вечером). Что дает этот комплекс нашим органам? Конечно, только здоровье. Рекомендуется применять его в период эпидемии гриппа.

Интонация.

Упражнение 2

-Продемонстрируйте группе с помощью мимики и жестов разные чувства (по выбору) : злоба, презрение, любопытство, доброжелательность, удивление, скука, грусть, усталость, страдание, наслаждение.

Упражнение 3

Прочитать стихотворение используя разные эмоции (злоба, презрение, любопытство, доброжелательность, удивление, скука, грусть, усталость, страдание, наслаждение).

1 команда

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

2 команда

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Упражнение 4 «Имидж»

- Продемонстрируйте вялую, сутулую походку или бодрую подтянутую, спортивную рассказывая стих.

1 команда

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу

- Потому что он хороший.

2 команда

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Упражнение 5

- Выберите наугад любую букву. В течение пяти минут придумайте предложение, все слова которого начинаются с этой буквы. Например, «Прокоп, Пётр, Прохор пошли путём простым».

Упражнение 6 «Выборы»

Перед вами несколько персонажей: весельчак, неуверенный в себе, грубиян, интеллигент, бизнес-леди, молодая мама. Представьте себе, что каждый из этих персонажей в течение минуты проходит мимо вас, направляясь к остановке. Вы стоите и сдельно работаете: собираете подписи в пользу «вашего» кандидата, получая за каждую подпись соответствующую плату. Произнесите только одну фразу (максимум – две, но такую, чтобы человек остановился и подписал ваш лист. Что вы ему скажете? Группа оценивает вашу находчивость и решает, удалось ли вам получить подпись или нет. Тот, кому удается собрать наибольшее количество подписей, выигрывает.

Дикция.

Упражнение 7

Согласные П и Б имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата.

Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:

т! ть! т! ть! т! ть! т! ть!.

к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …

п! пь! п! пь! п! пь! п! пь!.

Упражнение 14

Следующее упражнение произнесите с голосом. Следите за активным произнесением конечных глухих согласных:

бу - бу - бу - бу - бупп!

бо - бо - бо - бо - бопп!

ба - ба - ба - ба - бапп!

бэ - бэ - бэ - бэ - бэпп!

би - би - би - би - бипп!

бы - бы - бы - бы - быпп!

Все слоги "бегут" к конечному "быпп". Слогосочетания заканчиваются хорошим взрывом на "п".

гу - гу - гу - гу - гукк!

го - го - го - го - гокк!

га - га - га - га - гакк!

гэ - гэ - гэ - гэ - гэкк!

ги - ги - ги - ги - гикк!

гы - гы - гы - гы - гыкк!

ду - ду - ду - ду - дутт!

до - до - до - до - дотт!

да - да - да - да - датт!

дэ - дэ - дэ - дэ - дэтт!

Упражнение 8

Произнесите без голоса ряд специальных текстов, активно взрывая глухие согласные:

Пришёл Прокоп - кипел укроп, ушёл Прокоп - кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

На улице снег белеет, алеет и голубеет. А снег всё летит, сверкает, а снег всё летит и тает.

Затем произнесите эти тексты с голосом и проследите за активным звучанием взрывных согласных, особенно в конце слов. Всё время контролируйте дикцию.

Упражнение 9

Для отработки четкости и ясности поизнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.

Прочтите скороговорки.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Галка села на палку, палка ударила галку.

От топота копыт пыль по полю летит.

У быка бела губа была тупа.

Водовоз вез воду из водопровода.

У Фени фуфайка, у Фаи туфли.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

Чешуя у щучки, щетина у чушки.

Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных, за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.

Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.

При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

Заключительная часть тренинга

весельчак

неуверенный в себе

грубиян

интеллигент

бизнес-леди

молодая мама

Прохор и Пахом ехали верхом.

Галка села на палку, палка ударила галку.

От топота копыт пыль по полю летит.

У быка бела губа была тупа.

Водовоз вез воду из водопровода.

У Фени фуфайка, у Фаи туфли.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

Чешуя у щучки, щетина у чушки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о празднике красивой речи в подготовительных группахФотоотчет о празднике красивой речи в подготовительных группах На прошлой неделе в нашем детском саду в подготовительных группах прошли мероприятия под названием «Праздник красивой речи" (авторы и ведущие.

Фотоотчет «Праздник красивой речи»Фотоотчет «Праздник красивой речи» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет "Праздника красивой речи", который состоялся на прошлой неделе в нашем детском.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Мастер-класс для педагогов Нейрографика — магия рисования с детьми дошкольного возрастаМастер-класс для педагогов Нейрографика — магия рисования с детьми дошкольного возраста Нейрографика имеет хорошее свойство развивать творческое и креативное мышление, снимая внутренние ограничения. Когда мы творим и фантазируем,.

Памятка для родителей по развитию речи дошкольника «Меню красивой речи» Уважаемые родители! Предлагаем Вам несколько простых правил, которые помогут развивать красивую речь у ребёнка. 1. Главное правило - чем.

Проект «В стране красивой речи» в старшей группе Проект: исследовательско-творческий, долгосрочный, групповой. Актуальность проекта В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет.

Игра «Путешествие на полянку красивой речи в гости к звукам [Л]‚[Л’]» с использованием лого-технологии Е. В. МазановойИгра «Путешествие на полянку красивой речи в гости к звукам [Л]‚[Л’]» с использованием лого-технологии Е. В. Мазановой Использвание лого-технологии Е. В. Мазановой для развтия речи Старший дошкольный возраст. Цель:закрепление звуков в ходе игры, закрепление.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.

Родительское собрание в формате игрового практикума «Игротека «Путешествие в страну Красивой речи» Форма взаимодействия с родителями: Родительское собрание Форма проведения: игровой практикум. Тема: «Игротека - Путешествие в страну Красивой.

Сценарий праздника красивой речи «Встреча с Весной» для старших дошкольниковСценарий праздника красивой речи «Встреча с Весной» для старших дошкольников Дети входят в зал под музыку, становятся полукругом. Ведущая: Посмотрите за окно: Светом залито оно! Все от солнца жмурятся. Ведь весна.

Библиотека изображений:

Публикация Речевой тренинг для педагогов «Магия красивой речи» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Самохина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Речевой тренинг для педагогов «Магия красивой речи»
Опубликовано: 9 декабря 2022 в 16:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД