Лучший педагог года

Конспект занятия по речевому развитию «Зимующие птицы» в старшей группе

Барышева Валентина
Конспект занятия по речевому развитию «Зимующие птицы» в старшей группе

Конспект занятия по речевому развитию на тему :

«Зимующие птицы»  в старшей группе.

Цель: учить детей составлять связные рассказы о птицах с помощью мнемосхемы.

Задачи:

Образовательные:

учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;

закреплять навыки детей отвечать на вопрос воспитателя полным распространенным ответом;

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Зимующие птицы“ в старшей группе» размещена в разделах

учить образовывать сложные прилагательные; существительные множественного числа; притяжательные прилагательные;

закреплять навыки употребления сложноподчинённых предложений.

Развивающие :

развивать логическое мышление, память и внимание;

развивать слуховое восприятие.

Воспитательные:

воспитывать умение слушать рассказы других детей;

воспитывать заботливое отношение к птицам.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование: картинки с изображением воробья, синицы, снегиря, сороки, дятла; кормушка, бумажные фигурки зимующих птиц, корм для птиц.

Ход занятия.

Воспитатель:  Ребята, давайте поиграем в игру «Каких вы знаете птиц». Вставайте в круг, а поможет нам в этой игре Волшебный клубок. У кого в руках Клубок, тот называет любую птицу и передает Клубок следующему игроку, а нитку продолжает держать.    Дети называют птиц.                                                            Воспитатель: Молодцы, ребята, много вы знаете птиц. А теперь садитесь на свои места, устраивайтесь по удобней, глазки смотрят на меня. Напоминаю, что отвечать необходимо полным ответом и отвечает только тот, кого я спрошу. Я убедилась, что вы знаете много птиц. А скажите, что общего есть у всех птиц? Чем они похожи? (клюв, маленькая голова, крылья, тело покрыто перьями, хвост, лапки).                                              

- Молодцы, ребята, вы все правильно ответили. Теперь мы знаем строение птиц и общие признаки наших пернатых друзей. Среди множества птиц есть птицы, которые улетают в теплые страны, а есть такие, кто остается зимовать. Кто такие зимующие птицы?  (Те птицы, что остаются зимовать).                - Правильно, мы сегодня будем с вами разговаривать о зимующих птицах. Каких зимующих птиц вы знаете

- У каждой птицы есть свои особенности.

Сейчас мы поиграем в игру «Кто, какой?».

Воробей (какой)  -  (маленький, серый, шустрый). Если у воробья короткий клюв, значит, воробей (какой) – (короткоклювый). Если у воробья короткие лапки, значит, воробей (какой) – (коротколапый). Если у воробья короткий хвост, значит, воробей (какой) – (короткохвостый). Как подает голос воробей? – (чик-чирик). Что делает воробей? – (чирикает). Где живет воробей?- (в городе). Вот какой замечательный воробей.

- Посмотрите на снегиря. Если у снегиря толстый клюв, значит, снегирь (какой) – (толстоклювый). Если у снегиря красная грудь, значит, снегирь (какой) – (красногрудый). Если у снегиря черная голова, значит, снегирь (какой) – (черноголовый). Как подает голос снегирь? – (фью-фью). Что делает снегирь? – (посвистывает). Где живет снегирь? – (в лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку). Вот какой красивый снегирь.

- Посмотрите внимательно на синицу. Если у синицы жёлтая грудь, значит, синица (какая) –(желтогрудая). Если у синицы голова черная, значит, синица (какая) – (черноголовая). Как подает голос синица? – (тинь-тинь). Что делает синица? – (тинькает). Где живет синица? – (в лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку). Какая замечательная синичка.

- Посмотрите внимательно на сороку. Сорока (какая) – (ловкая, суетливая). Если у сороки белые бока, значит, (какая) сорока? – (белобокая). Если у сороки длинный хвост, значит, (какая) сорока? –(длиннохвостая). Как подает голос сорока? – (тр-тр). Что делает сорока? – (трещит). Где живет сорока? – (в лесах, неподалеку от человека).

- Какая еще зимующая птица изображена на картинке? – (дятел). Дятел (какой) – (трудолюбивый, шумный). Если у дятла длинный клюв, значит, (какой) дятел? – (длинноклювый). Если у дятла красная голова, значит, (какой) дятел? – (красноголовый). Если у дятла белая грудь, значит, (какой) дятел – (белогрудый). Как подает голос дятел? – (кик-кик). Что делает дятел – (стучит). Где живет дятел? – (в лесу).

- Вот какие замечательные зимующие птицы, красивые и у каждой свои особенности.  Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть? (Ответы детей).

Поиграем в игру «Один - много» :

1 воробей - много воробьев, стая (какая) - воробьиная. 1 снегирь - много снегирей, стая (какая) снегириная. 1 синица - много синиц, стая (какая) – синичья. 1 сорока - много сорок, стая (какая) -  сорочья. 1 дятел - много дятлов, стая (какая) - стая дятлов.

 - Холодно и голодно птицам зимой. А кто заботится о них в холодное время года? (В холодное время года о птицах заботятся люди). Как заботятся люди о птицах? (Люди для птиц делают кормушки, подкармливают птиц). А чем можно угостить наших пернатых друзей? – (семечками, зерном, семенами, ягодами). А какой корм больше всего любит воробей? – (семечки). А какое любимое блюдо у снегиря?- (ягоды рябины). А чем бы полакомилась синичка? – (салом сырым несоленым). А что больше всего любит сорока? – (зерно). А чем можно угостить дятла? – (семенами, ягодами). Видите, ребята, насколько удивительны зимующие птицы : у каждой есть свое любимое блюдо, лакомство. И человек, подкармливая птиц, помогает им благополучно перезимовать.

Физкультминутка «Столовая для птиц». Ребята, выходите на ковер, вставайте в рассыпную. Представьте, что вы птицы. Я вам дам картинки с изображением зимующих птиц, прочитаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на эту кормушку и ставит свою птичку к кормушке.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три сороки были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

а в четверг со всех краёв

Стая серых воробьев.

В пятницу в столовой нашей дятел лакомился кашей

А в субботу, воскресенье было общее веселье.

- Молодцы, птички. Все собрались возле кормушки полакомиться семечками, ягодами. А теперь садитесь на свои места. Сейчас вы будете рассказывать о своей птичке, а поможет рассказать вам вот эта мнемосхема. Остальные ребята должны внимательно слушать рассказ своего товарища.

Каждый ребенок составляет рассказ о своей птице.

- Молодцы, ребята, интересные рассказы вы составили о своих пернатых друзьях.  

Итог занятия : О каких птицах мы сегодня составляли рассказ?  (Ответы детей). Как можно помогать птицам зимой? Мы сегодня рассказали о воробье, снегире, синице, сороке, дятле. Но зимующих птиц гораздо больше и мы будем о них говорить на следующих занятиях.

Публикации по теме:

«Зима. Зимующие птицы». ННОД по речевому развитию с использованием театрализации в подготовительной группе .

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы» в старшей группеКонспект интегрированного занятия «Зимующие птицы» в старшей группе Конспект интегрированного занятия на тему: «Зимующие птицы», в старшей группе Цели: воспитывать бережное отношение к птицам. Задачи: Развивающие:.

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы. Воробей» в старшей группеКонспект интегрированного занятия «Зимующие птицы. Воробей» в старшей группе Цели: систематизировать и закреплять знания детей о зиме, зимующей птице - воробье, об его строении, внешнем виде, повадках, роли человека.

Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы»Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы» 1. Тема: Зимующие птицы. 2. Цель занятия: Обучение описательному связному высказыванию. 3. Задачи: Образовательные: Формировать, уточнять.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы».Составила :Макарова И. Е. Цель: Формировать и закреплять знания о зиме.

Конспект занятия по развитию речи по теме «Зимующие птицы» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Зимующие птицы». В подготовительной группе. Программное содержание: • Научить детей пересказывать.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Наши пернатые друзья — зимующие птицы»Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Наши пернатые друзья — зимующие птицы» Программное содержание: Расширять и систематизировать знания детей о зимующих в наших краях птицах, рационе их питания; Закреплять умение.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по речевому развитию «Зимующие птицы» в старшей группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Барышева Валентина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию «Зимующие птицы» в старшей группе
Опубликовано: 8 декабря 2023 в 16:30
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД