Папки-передвижки

Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Наталья Хряпина
Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования является формирование личности через собственную деятельность, развитие собственной познавательной активности, творчества детей через различные виды деятельности. Проблема развития речи дошкольников была и остаётся в центре внимания педагогов. Развивать речь ребёнка без включения её в какую-либо деятельность, невозможно!

Публикация «Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

В своей практической деятельности воспитатель использует методы многоразового наблюдения за объектами природы, обсуждение увиденного. Особое внимание должен уделять деятельности детей, заключающейся в отражении своих впечатлений об окружающем мире в продуктивных видах деятельности.

В связи с этим, целью данной работы является стимулирование речевой активности детей посредством их включения в разнообразные виды деятельности, связанные с отражением окружающего мира природы, животных, предметов и человека (наблюдение, чтение художественной литературы (стихи, потешки, загадки, сказки, легенды) изодеятельность, конструирование, театральная и трудовая деятельность, упражнения на развитие мелкой моторики, координации речи с движением).

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

1. Обогащение и активизация словаря у детей;

2. Развитие диалогической речи;

3. Развитие монологической речи;

4. Индивидуальная работа с детьми.

1) Наблюдения, прогулки и экскурсии позволяют познакомить детей с новыми для них словами или новым значением знакомых слов. Задачей педагога является заранее наметить для себя слова, которые будут для детей новыми и в процессе наблюдения стараться так поставить вопросы, чтобы ответы на них от детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова необходимо обязательно закрепить в процессе беседы, при рассматривании картин, фотографий, иллюстраций и собственных продуктов изодеятельности.

Наблюдения на прогулках расширяют и уточняют конкретные представления о характерных признаках времён года. Важно не только помочь ребёнку заметить, что произошло, но и получить от него ответ, как он узнал об этом, почему он думает именно так, а не иначе. Это не только развивает связную речь, но и логическое мышление.

2) Диалогическую речь детей можно развивать при проведении :

- бесед

- рассматривании картин о природе;

-чтении художественной литературы;

- театрализованной деятельности

В беседах о природе необходимо использовать в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Во время первых бесед по новому для детей материалу предлагать детям повторять речевой образец воспитателя. Например, на вопрос «Почему осенью лужицы покрываются коркой льда?» дети отвечают: «Холодно», или «Потому что холодно». Предложить им фразу, где есть связь явлений, и повторить ее: «Осенью лужицы покрыты тонкой коркой льда, потому что холодно и приближается зима», «Вода от холода замерзает, и лужа покрывается льдом». Такое повторение не будет механическим, если строится на основе непосредственного восприятия явления.

Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы, беседу необходимо начинать рассказом из собственных наблюдений, а в процессе нее использовать загадки, речевые логические задачи. Также часть беседы посвящать пословицам и поговоркам о данном времени года, предмете или явлении природы.

Рассматривание картин о природе также помогает развивать речь детей. В первую очередь рассматривать не предметные, а сюжетные картины, так как они дают возможность больше заметить, о большем сказать. Использование несложных сюжетных картин, написанных без излишней детализации и стилизации, стимулируют развитие речи детей.

В ходе инсценирования и драматизации заранее приготовленных сказок экологического содержания («Без друзей не прожить», «Мешок яблок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Под грибком») незаметно для детей активизируется и словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

3) Развитие монологической речи

Работу по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой можно построить как обучение их следующим видам рассказов:

- сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы познакомились с Байкальскими нерпами», «Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок», «Как мы ухаживаем за растениями);

- описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок летом и осенью», «Береза весной и осенью», и описание пейзажной картины;

- описательный рассказ о сезоне в целом («Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);

- описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Туман», «Круговорот воды в природе», «Береза осенью» «Осенний букет»)

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение необходимо уделять дидактическим эколого-речевым играм :

«Нужно – не нужно» «Подскажи слово»

«Кто, где живёт?» «Узнай, о чем я говорю» «Узнай на вкус» «Подбери листок» «Что за птица?»

«Узнай по голосу животного, птицу» «Угадай, про кого расскажу», «Отгадай, что это?», «Что сначала, что потом» «Что опасно для природы»

«Угадай, что в мешочке» «Когда это бывает?»

«Чей хвост?» «С какой ветки детки?»

Для правильной дикции и четкого произношения, разучивать с детьми скороговорки, потешки, чистоговорки, так же широко использовать пальчиковые игры и игры имитации, которые являются уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Разнообразие предметной и природной среды, которое окружает детей, помогает использовать в работе воспитателя самые разнообразные методы:

- словесные (беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы,

- наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация мультфильмов и кинофильмов,

- практические (игры, труд, опыты).

А вот метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Использование символической аналогии (схемы) облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приё мы наглядного моделирования:

- Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.

- Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.

- Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине. Замещение основывается на каком - либо различие между предметами, их признаками.

Дети, владеющие средствами наглядного моделирования в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения, что и требует от воспитателя ФГОС ДО.

Естественно, познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Педагоги учат детей элементарным экологическим знаниям и представлениям, началам экологического мировоззрения. Учат понимать причинно-следственные связи, показывают взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания, формируют представления детей о том, что человек часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность обязанность человека. Всё это способствует экологическому познанию предметов и явлений с разных сторон и расширению речевых возможностей.

В заключении хочется сказать, что развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Всегда надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей.

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Фотоотчёт о празднике «Рождественская карусель» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста в свете реализации ФГОС Фотоотчёт о празднике «Рождественская карусель» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста в свете реализации ФГОС  Доброе время суток всем, кто нашёл свободную минуточку и заглянул ко мне в гости. Сегодня хочу поделиться очередным фото отчетом о проведении.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Нетрадиционное оборудование «Речевое дерево» для детей старшего дошкольного возрастаНетрадиционное оборудование «Речевое дерево» для детей старшего дошкольного возраста Формирование речи дошкольников, согласно ФГОС, является одной из приоритетных задач для педагога дошкольного учреждения. Своевременное появление.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС» По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, «Речевое развитие».

Библиотека изображений:

Публикация Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Хряпина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 16 ноября 2020 в 14:00
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД