Лучший педагог года

Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС

Елена Александровна
Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС

Проект: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

ВЫПОЛНИЛА: старший воспитатель Романенко Е. А.

2022 г.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Публикация «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

Речь – это инструмент развития высших отделов психики.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.

Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области знаний ФГОС дошкольного образования.

Задачи:

- обсудить содержание образовательной области: речевое развитие ребенка в ФГОС ДО;

- совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;

- в игровой форме систематизировать теоритические знания педагогов по формированию связной речи у дошкольников, развивать кругозор;

- развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приемы для формирования речи дошкольников;

- повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.

Краткая аннотация проекта

Проект предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений, который поможет в работе над речевым развитием дошкольников в соответствии с ФГОС ДОС.

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовые ресурсы, регламентирующие выбор оборудования, учебно- методических и игровых материалов для построения предметно-развивающей среды :

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 года №30384).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организации».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.13 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». 

Устав МКДОУ.

Организационные ресурсы: педагоги-авторы по реализации проекта, заведующий, старший воспитатель, родители, дети

Кадровые ресурсы:

Воспитатели группы

Родители воспитанников

Заведующий МКДОУ

Материально-технические ресурсы:

Материальные: пользование интернетом, бумага печатная, приобретение методической литературы по данной теме, выписка периодических изданий.

Нематериальные: активность педагогов, активность инициативных родителей.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники.

Продолжительность проекта: 6 месяцев.

План реализации проекта

Подготовительный этап. Март Воспитатель

Постановка целей и задач, определение актуальности и значимости проекта, подбор методической литературы для реализации проекта. Презентация проекта в МКДОУ.

Анализ состояния данной развивающей среды.

Разработка целей и задач проекта.

Подбор методической литературы.

Изучение интернет-ресурсов.

Разработка плана мероприятий для реализации проекта. Презентация проекта в ДОУ.

Основной этап. Апрель-Август Воспитатель

Составление плана по распределению игровых зон в группе. Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий для насыщения игровых уголков.

Приобретение атрибутов и пособий в активную зону.

Организация уголка уединения в спокойной зоне.

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Размещение мебели с учетом определения зон и уголков в группе.

Эффективное размещение мебели в рабочей зоне.

Выступление на родительском собрании.

Привлечение родителей к изготовлению материала для игровой зоны.

Заключительный этап. Август Воспитатель

Самостоятельный анализ развивающей среды.

Опрос родителей.

Оценка эффективности проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.

2. Владение педагогом правильной литературной речью.

3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.

4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.

5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.

6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.

7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.

9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Поощрение детского словотворчества.

ФГОС пункт 1.9.

Образовательные программы ДОО реализуются на государственном языке. Программа может быть реализована и на языке народов России, но не в ущерб русскому языку. Т. е. русский язык в Российской Федерации все должны изучать с детства.

ФГОС 2 раздел «Требования к структуре образовательной программы и ее объему»

П. 2.6. материалы о структуре программы по речевому развитию.

7 компонентов речевого развития :

- Владение речью как средством общения и культуры;

- Обогащение активного словаря;

- Развитие связной речи (диалогической, монологической);

- Развитие речевого творчества;

- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- Знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

Требования ФГОС ДО

Средства развития речи :

Общение взрослых и детей.

Культурная языковая среда.

Обучение родной речи на занятиях.

Художественная литература.

Изобразительное искусство, музыка, театр.

Занятия по другим разделам программ.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению речи.

Принципы развития речи :

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;

Принцип развития языкового чутья;

Принцип формирования элементарного осознания явлений языка;

Принцип обеспечения активной языковой практики;

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

Принцип взаимосвязи над различными сторонами речи.

Методы речевого развития :

Наглядные

непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии,

опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)

Словесные

чтение и рассказывание художественных, заучивание наизусть, пересказ, беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал

Практические

дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры

Причины низкого уровня развития речи :

Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком связного высказывания;

Национальный состав групп (двуязычные

дети - билингвы);

- Недостаточная подготовка к занятию;

- Культура речи педагога;

Родители.

Проблемы:

Общение в семье и в социуме на разных языках (турецкий, русский);

Отсутствие специалистов по работе с билингвами;

Отсутствие понимания со стороны родителей о необходимости общения в семье на 2-х языках;

Плохое знание русского языка самими родителями;

Нет специальной методики преподавания русского языка как иностранного для дошкольников.

Пути решения проблемы:

Осознание родителями необходимости изучения самим русского языка, для хорошего речевого образца своим детям;

Работа с родителями:

- просмотр мультфильмов;

- чтение художественной литературы;

- слушание детских песен.

Привлечение специалистов (логопеда);

Углубленная работа по речевому развитию.

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. зав. – М. : «Академия», 2000. – 400 с.

2. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование. Формы и методы. – М., 2010. – 96 с.

3. Жукова, Н. С. Развитие речи : мир вокруг тебя / Н. С. Жукова. - М. : Эксмо, 2016. - 320 c.

4. Копытова Н. Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ. – СПб., 2008. – 96 с.

5. Колесникова, Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е. В. Колесникова. - М. : Ювента, 2012. - 72 c.

6. Литвинова, О. Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О. Э. Литвинова. - СПб. : Детство-Пресс, 2016. - 128 c.

7. Сиварева, Т. Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / Т. Л. Сиварева; Художник И. Павлова. - Мн. : Совр. школа, 2010. - 80 c.

8. Ушакова, О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. реком., мониторинг / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.

9. Ханина, О. Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О. Г. Ханина. - Рн/ Д: Феникс, 2012. - 48 c.

10. Янушко, Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е. А. Янушко. - М. : Теревинф, 2016. - 128

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС. Игровые поля «Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС» («Игровые поля») «Игра – это огромное светлое окно, через которое.

Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС»Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС» Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума "Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС" 26 февраля 2020.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в соответствии с ФГОСИнтерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в соответствии с ФГОС Пособие будет интересно и полезно воспитателям ДОО, родителям для совместной деятельности с детьми по реализации той или иной лексической.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС в старшей группе Сентябрь 3 неделя Занятие 1. Мы – воспитанники старшей группы. Цель. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие.

Проведение педсовета «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС»Проведение педсовета «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС» С целью систематизации знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников в ДОУ прошел педсовет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 27 августа 2023 в 21:12
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Елена Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД