Получи документы

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Альбина Ясавиева
Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Дошкольный возраст – уникальный период развития ребёнка, обладающий своеобразной логикой и спецификой, это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.

Игра – ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности, создающий благоприятные условия для психологического и личностного развития ребёнка. Именно в игре следует искать ключ к познанию ребёнка в дошкольном возрасте, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах

Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольника является эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Речевое развитие является стержнем полноценного формирования личности ребёнка. Речь ребёнка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребёнка. Актуализировать речевое развитие помогает вовлечение детей в игровую деятельность. На занятиях по развитию речи используются специальные игры и упражнения, которые в комплексе способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка : воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, активизация словаря, развитие связной речи. Благодаря им у ребё нка происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно – динамическая выразительность, развивается диалогическая и монологическая речь, обогащается словарный запас, формируютсяпредпосылки письменной речи и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственную речевую активность ребёнка.

Игры на развитие звуковой культуры речи.

Для развития речи у дошкольников подходят различные игры и упражнения на формирование фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать слова с заданным звуком.

Игра «Придумай слово».

Цель: развитие фонематического слуха у дошкольников, умение определять количество слогов в слове.

В процессе игры ребё нок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале слова, в середине слова, в конце слова, с заданным количеством слогов, с по схеме и т. д.

Игра «Строим дорожку».

Цель: развитие фонематического слуха.

Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся другому игроку. Ребёнок должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре воспитатель на первых этапах помогает детям правильно произнести слово, выделяя последний звук в слове, далее исполняет роль наблюдателя – контролёра.

Игры на формирование грамматического строя речи.

Это разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя у ребёнка. Речевые игры помогают усвоить грамматические категории рода, числа, падежа, существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.

Игра «Чего не стало?»

Упражнение в формировании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Детям предлагается закончить предложение.

- Были утята. Не стало … (утят).

- Были ребята. Не стало … (ребят).

(Они убежали смотреть на котят).

Игра «У кого – кто?»

Детям предлагается закончить предложение.

У кошки – котёнок.

У лисы - …

У зайца - …

У волка - …

Отрабатывая суффиксальный способ образования слов, не нужно использовать пары с разными корнями. Например: у собаки – щенок.

Игры на обогащения словарного запаса.

В этой группе используются такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное и подходящее слово. Также в таких играх происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Игра «Закончи фразу».

Цель: развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова.

Педагог называет детям словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил педагог, т. е. закончить фразу.

- Сахар сладкий, а лимон …

- Луна видна ночью, а солнце …

- Огонь горячий, а лёд …

Игра «Какой предмет?»

Цель: развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.

- Зелёный – помидор, огурец, крокодил, цвет, фрукт …

- Красное – платье, яблоко, ведро, крыльцо, пальто …

Игры на развитие связной речи

Работа по развитию связной речи у детей является синтезом всех предыдущих речевых упражнений. Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов – описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т. д.

Игра «Закончи сам».

Цель: развитие у детей воображения, монологической и диалогической речи.

Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям задаётся задание продолжить или придумать концовку.

Для активизации речевого развития детей на занятиях по развитию речи используются упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идёт постепенное усложнение методов и приёмов обучения родному языку.

Наблюдая за активностью детей на занятиях, вы увидите, что при использовании данных игр активность и интерес детей к занятиям заметно возрастает и занятие проходит очень весело и интересно.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Библиотека изображений:

Публикация Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Альбина Ясавиева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Опубликовано: 25 января 2024 в 12:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД