Получи документы

Речевое развитие старших дошкольников с использованием современных инновационных технологий

Юлия Ганичева
Речевое развитие старших дошкольников с использованием современных инновационных технологий

Актуальность

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная - коммуникативная функция речи.

Публикация «Речевое развитие старших дошкольников с использованием современных инновационных технологий» размещена в разделах

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

В исследованиях данного направления (Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина) установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.

Занимаясь проблемой развития речи на протяжении нескольких лет, я обратила внимание на то, что дети  в дошкольном возрасте испытывают большой интерес и потребность в развитии речи. А, следовательно, это надо поддерживать, укреплять и развивать.

Основная идея    

Моей основной идеей данного опыта является не только обучение детей придумыванию рассказов по картине и серии сюжетных картинок, но и формирование устойчивого интереса к занятиям по речевому развитию. Поэтому целью моего педагогического опыта является: развитие речи дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.

Для реализации данной цели я ставила перед собой следующие задачи:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую  и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;

- использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;

- проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по речевому развитию дошкольников;

- создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры).

Теоретическая база

Теоретическая база очень важна, так как работа воспитателя по формированию морфологической стороны речи у дошкольников в большой мере зависит от знаний самого педагога.  Прежде всего, я изучила работы таких педагогов, как М. М. Алексеева, Р. С. Немова, А. Г. Арушанова. По мнению Р. С. Немова, речь является основным средством человеческого общения: «без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации». При определении целей воспитания по развитию речи у детей дошкольного возраста я ориентировалась на программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Использовала также методическую литературу «Развитие речи детей дошкольного возраста» под редакцией Сохиной, «Методика развития речи детей дошкольного возраста» под редакцией Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичевой.

Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно – логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.

      Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи : фонетической, лексической и грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка в старшем возрасте, является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды  речевой деятельности : пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь -  планирование, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

        К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и  бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог - родное слово!». К. Д. Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, это способствовало выделению развития в специальный раздел педагогики. Его прогрессивные взгляды были воплощены в практике дошкольного воспитания, они актуальны и в наши дни.

Новизна моего педагогического опыта заключается в использовании в воспитательно-образовательной деятельности с детьми различных инновационных технологий при организации работы по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Технология опыта

Сначала я разработала план по самообразованию по развитию речи детей дошкольного возраста, затем приступила к изучению инновационных технологий, которые можно применять в реализации поставленных мною задач, разнообразила предметно-развивающую среду в группе по речевому развитию детей (постепенно обновила картотеки с играми, совместно с родителями разнообразили речевые уголки дидактическими играми, лего-конструкторами, раздаточным и демонстрационным дидактическим материалом и т. д.) и потом начала постепенно вводить изученные новые методы и приемы в свою практическую педагогическую деятельность с детьми.

В своей деятельности я широко использую :

1. Игровые технологии – это система методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровые технологии мне помогают организовать работу интереснее и разнообразнее, поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывают влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме. Так, например, в своей практике я использую следующие игры «Поезд»«Игры с фонариком»«Звуковое домино»«Улитка»«Домики»«Цепочка слов»«Ромашки» и др.

2. Проектную деятельность.

Я организовываю с детьми проведение как монопроектов, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, так и интегрированных проектов, в которых решаются задачи из разных областей программы. Так, например, я провела с детьми такие монопроекты по речевому развитию, как«Со словами поиграем – много нового узнаем»«Раз – словечко, два – словечко» ( Целью проектов было: формировать у детей интерес к словотворчеству и поэтическому слову, «Путешествие в Читалию» ( Цель: формировать интерес и потребность детей в чтении художественной литературы, «Как рождается книга?» ( Цель: развитие речевого творчества детей«Трудно ли быть вежливым?» ( Цель: освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении, «Спор хороший и плохой» ( Цель: освоение этикета убеждения и спора).

В младшей группе мы с детьми реализовали краткосрочные мини-проекты, которые представляют собой серии  образовательных ситуаций: «Прогулка куклы Кати» ( Цель: подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку); «Поможем малышам (животным) найти мам» ( Цель: узнавание, называние и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними) и др.

При сопровождении проектов в средней группе я использую уже элементарное экспериментирование, выполнение заданий проекта парами или небольшими подгруппами. Так, например, в средней группе мною были реализованы проекты: «Зачем людям транспорт?», "Почему идет дождь?" и др.

Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики«Мир растений»«Добрые слова в день рождения»«Как открыть книжный гипермаркет?»«Жалобная книга природы».

Также я приурочиваю темы детских проектов к праздникам и знаменательным событиям, происходящим в стране, поселке, детском саду или группе. Так, например, при подготовке к празднованию Дня воспитателя дети подготовительной к школе группы брали интервью у работников детского сада, посредством которых узнают особенности их профессиональной деятельности, отмечают некоторые личностные черты и с учетом этого готовят поздравления и подарки.

Я стараюсь, чтобы у каждой проектной деятельности был результат - коллективный продукт, полученный в результате сотрудничества детей всей группы, например, альбом рисунков, рассказов, коллаж «Наш детский сад»  и т. д.

3. Технологию портфолио.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности. Данный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить положительные эмоции, творческие успехи, впечатления, награды, забавные высказывания. Я использую такие разделы портфолио дошкольника, как: «Я расту  (антропометрические данные разных возрастных периодов, контуры ладони, ступни); «Моя семья» (рисунки, записанные со слов ребенка рассказы, фотографии)«Почитай-ка» (список любимых книг ребенка, рисунки по художественным произведениям)«Мои фантазии» (выдуманные ребенком рассказы, сказки, небылицы, загадки, образцы словотворчества, рисунки и творческие работы); «Расскажу я вам стихи» – раздел, в котором записываются названия выученных ребенком стихотворений; «Грани таланта» (особые таланты и склонности ребенка в одной или двух областях)«Умелые ручки» (поделки, аппликации, оригами, фотографии объемных работ)«Награда для героя» (дипломы, грамоты, сертификаты ребенка в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях); «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)» (в разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи детских стихотворений и др.); «Скоро в школу» (фото школы, рисунки на школьную тему, буквы, которые он запомнил, рекомендации для родителей, критерии готовности к школе).

Разделы портфолио заполняем постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, которые наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника.

4. Технологию проблемного обучения.

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.

Я в работе с детьми стараюсь использовать такую организацию образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие.

В своей работе, например, я использую игру «Что делать, если…» (выключили свет) и т. д.

5. Здоровьесберегающие технологии :

- артикуляционную гимнастику;

- пальчиковую гимнастику;

- дыхательную гимнастику;

- гимнастику для глаз.

Также детям нравится выполнять элементы биоэнергопластики – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

6. Технологию ТРИЗ — теорию решения изобретательных задач.

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Я не даю детям готовые знания, не раскрываю перед ними истину, дети должны научиться ее находить. Если ребенок задает вопрос, я не даю тут же готовый ответ. Наоборот, спрашиваю его, что он сам об этом думает. Приглашаю его к рассуждению. И наводящими вопросами подвожу к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Часто использую такие игры как : «Да-нетки» ( Цель: учить детей задавать наводящие вопросы, «Ответ на лбу ( Цель: угадать предмет по описанию товарищей) и др.

7. Мнемотехнику.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Я использую их для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

8. Технику - «Друдлы».

Эту технику я использую с целью развития мышления, воображения, фантазии у детей. Итогом работы является коллективный просмотр и обсуждение рисунков, что очень развивает речь детей.

Друдлы – картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой детям надо придумать, что изображено на картинке. Я предлагаю несколько разных интерпретаций к изображениям. Нацеливаю детей на то, чтобы они увидели в картинке - друдле то, чего не видят другие. Это и есть основная цель в развитии у детей оригинального творческого мышления!

9. Технологию синквейна.

С детьми старшей и подготовительной групп в своей работе по речевому развитию использую технологию «Синквейн» – стихотворение без рифмы из пяти строк.

Правила составления синквейна:

первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложения.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.

Например, для улучшения текста в четвёртой строке я предлагаю использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова.

Возможны варианты использования и других частей речи.

Пример синквейна:

1. Ежик

2. Серый, колючий

3. Фыркает, спит, сворачивается.

4. Мне нравится маленький ежик.

5. Лес.

12. LEGO-технологию.

Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.

В процессе занятий по развитию речи, художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции. Например, согласование числительных с существительными – «Сколько в домике окошек»«Сколько ягодок на кустике»; словообразование – добавление приставок к глаголам: «Придумайте новые слова от слова «Летать» и продемонстрируйте действие, используя дерево и птичку» и другие дидактические упражнения.

При пересказе очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объемному изображению декораций из конструктора, помогают ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

Из всего вышесказанного я сделала для себя выводразвитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Результативность опыта

Следующим этапом было проверить эффективность моей работы. Работая систематически по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста, применяя инновационные технологии в различных видах образовательной деятельности, я добилась определенных результатов.

Проведенная мной диагностика показала, что речь детей начала развиваться успешнее. У детей накопился значительный запас слов. Речь обогатилась синонимами и антонимами. Дети активно осваивают и могут построить различные типы текста: описание, повествование, рассуждение, овладели умением сочетать слова и предложения по законам грамматики. Возросла речевая активность детей. В ходе наблюдения за детьми в свободной деятельности и в играх отметила, что дети активно и свободно общаются с взрослыми и сверстниками, проявляют инициативу в общении, вступают в беседу; свободно и выразительно излагают свои мысли, чувства, впечатления, речь детей обогащена выразительными средствами. Результатом своей работы считаю повышение результативности образовательного процесса.

Мониторинг уровня речевого развития детей 2-младшей группы (2020 год)

Уровни развития Словарь Грамматика Фонетика Связная речь

н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г.

Высокий - 25% - 20% 10% 35% 10% 35%

Средний 45% 55% 35% 60% 30% 50% 45% 50%

Низкий 55% 20% 65% 20% 60% 15% 45% 15%

Я считаю, что опыт моей работы является актуальным и значимым, так как на современном этапе российского образования, речевое развитие в процессе социально-коммуникативного развития занимает важное место.

Публикации по теме:

Интеллектуальное развитие дошкольников в ООД «ФЭМП» с использованием инновационных технологий Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работеРазвитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работе Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий Введение В соответствии с федеральными государственными образовательными.

Конспект музыкально-ритмического занятия с использованием инновационных технологий для детей подготовительной группыКонспект музыкально-ритмического занятия с использованием инновационных технологий для детей подготовительной группы Конспект музыкально-ритмического занятия с использованием инновационных технологий для детей подготовительной группы. Автор Людмила Диканова.

Конспект НОД по ПДД с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошк-го возраста «Наша улица» Конспект открытой нод по правилам дорожного движения с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошкольного.

Конспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки с использованием инновационных технологий» во второй младшей группеКонспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки с использованием инновационных технологий» во второй младшей группе Цель: Развитие связной речи, активности, самостоятельность, закрепить названия сказок, и их главных героев. Задачи: Образовательные: Расширять.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗПрименение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗ Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ограниченными возможностями.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Библиотека изображений:

Публикация Речевое развитие старших дошкольников с использованием современных инновационных технологий (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Ганичева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Речевое развитие старших дошкольников с использованием современных инновационных технологий
Опубликовано: 18 февраля 2023 в 12:28
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД