МААМ-картинки

Речевое дыхание: что, как, зачем?

Надежда Дубровская
Речевое дыхание: что, как, зачем?

Бывают случаи, когда родители, обратившиеся к логопеду за помощью, а именно поставить определённые звуки, недоумевают – для чего нужно тратить время на формирование правильного речевого дыхания. Ведь это простой физиологический процесс, которым ребенок овладевает с первых секунд жизни. И грамотный педагог обязательно объяснит, что дыхание человеку нужно не только для того, чтобы наполнять лёгкие кислородом, и для того, чтобы разговаривать, общаться. Все звуки мы произносит на выдохе!

Публикация «Речевое дыхание: что, как, зачем?» размещена в разделах

Причин, по которым речь становится не понятной, множество: короткий, слабый вдох и выдох, вследствие которого речь сбивчива; неумение тянуть выдох, дозировать выходящий воздух, а также произнесение слов на вдохе.

Научить ребенка контролировать расход воздуха, сформировать плавный и сильный выдох, направлять поток воздуха губами – основная задача тренировок дыхания.

Правильно подобрав задания, логопед начинает работу не только над формированием речевого дыхания, но и запускает процесс развития речи (поскольку многие упражнения связаны с произношением звуков). Здесь не менее важна постоянность. Тренироваться придется регулярно, пока навыки правильного речевого дыхания не будут доведены до автоматизма.

У родителей непременно встаё т вопрос: «Как правильно тренировать речевое дыхание»?

Здесь стоит упомянуть о том, что дыхательная гимнастика полезна не только для развития речи, но и для здоровья. Вдыхая, мы лёгкие наполняем кислородом, который попадает во все внутренние органы. Чрезмерная интенсивность тренировки может быстро утомить ребенка – резкий избыток кислорода заявит о себе лёгким головокружением. Конечно, это не опасно, но стоит ограничить занятие по времени: не более 10 минут ежедневных тренировок.

Используя игровой формат занятия, красочные картинки, различные пособия, способствующие формированию правильного речевого дыхания, незамедлительно привлекут детей. А метод работы "от простого», а именно увеличивать нагрузку постепенно: начинать с простых занятий, потом усложнять их - направит ребёнка к скорейшему достижению результатов!

Консультируя родителей относительно тренировок речевого дыхания важно их внимание акцентировать на месте, отведённом для проведения занятий. Помещение должно быть чистым, без пыли. Комната должна быть проветренной. А при хорошей погоде можно заниматься даже на улице. Температура в помещении – 17-21 градусов. Упражнения лучше проводить до еды или после приёма пищи, но должно пройти не менее получаса, лучше – час. На ребёнке не должно быть много слоёв одежды, особенно, если она сковывает его движения.

Еще один существенный момент, который влияет на эффект от таких тренировок - техника выполнения. Основные правила такие:

вдыхать нужно через нос;

• не поднимать плечи при вдохе;

выдыхать — плавно и долго;

• при выдохе важно не надувать щеки (сначала можно придерживать их ладошками);

• при выполнении упражнений не надо напрягать мышцы груди, шеи, рук, живота.

Гораздо эффективнее осваивать технику выполнения дыхательной

гимнастики на спине в положении лёжа. Малышу предстоит научиться бесшумно вдыхать и выдыхать, дышать равномерно, без толчков, не задерживая дыхание. Уже затем переходят к упражнениям в положении сидя и стоя – в движении.

Поскольку делать дыхательные упражнения больше 5-7 минут не рекомендуют, логопеды включают в занятия логоритмику, артикуляционную гимнастику и логомассаж (его делают пальцами или специальными шпателями, зондами, чтобы вернуть тонус мышцам лица, шеи, щек, губ, языка и неба, которые участвуют в речи).

Необходимо соблюдать последовательность работы над формированием речевого дыхания

Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.

Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.

Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

На подготовительном этапе развития способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу помогут игры и упражнения. Например:

«Сдуй дождинки с листочка»

Цель: развитие длительного плавного сильного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: бумажные капельки на ниточках, прикрепленные к листочку.

Ход игры: - Представьте, что сейчас лето. Пойдемте на прогулку в сад. Недавно прошел дождик. Давайте сдуем с листиков капельки дождя.

«Качели»

Цель: укрепление физиологического дыхания у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох - через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох,

Качели вниз (выдох,

Крепче ты, дружок, держись.

Ребенок научился делать плавные глубокие выдохи и можно переходить к заданиям, которые стимулируют эффективное развитие собственно речевого дыхания. Для этого используем речевой материал и его воспроизведение.

Вместе с ребёнком многократно повторяем произношение гласных, слогов и звукосочетаний, используя один выдох:

Зайка прыгает -оп-оп-оп;

Воет волк - «Ууу-ууу»;

Дождик капает - «кап-кап-кап»;

Мишка топает за шишкой - Топ, топ, топ;

Укачиваем малыша - «Ааа-аа-аа!»;

Дождик капает по крыше -па-па-па;

Дует ветер - у-у-у-у и т. д.

И вот, наконец выполняем упражнения, в которых голосовой материал объединяется с движениями. Например:

«Часы»

- исходное положение как в предыдущем упражнении, руки вверх. Вдох через нос, наклон в сторону на выдохе «Бум!» (имитируем ход маятника);

«Шофер»

- в положении стоя, руки вытянуты вперед, ладони сжаты в кулаки. Изображая вращение руля руками, на выдохе ребенок имитирует звук мотора «Ррррр».

Упражнение «Насосик»

- Ребенок ставит ручки на пояс, слегка приседает и делает вдох, выпрямляется и делает выдох. Повторить следует 3-4 раза.

Упражнение «Ежик»

-Малыш сгибает руки в локтях и ставит их на пояс. Выдыхает и говорит «пых-пых-пых», при этом двигает локтями вперед. Выпрямляется и делает вдох.

Процесс формирования правильного речевого дыхания важный, трудоёмкий. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

И только после того, как малыш научился правильному речевому дыханию можно переходить к упражнениям на развитие артикуляционного аппарата!

Публикации по теме:

Дыхание весны — моим друзьям. ФоторепортажДыхание весны — моим друзьям. Фоторепортаж Дыхание весны моим друзьям. Фоторепортаж Дорогие друзья, здравствуйте. В свете последних событий на сайте я совсем запамятовала о сложившейся.

«Развиваем речевое дыхание». Игры для постановки речи и голоса«Развиваем речевое дыхание». Игры для постановки речи и голоса Уважаемые коллеги! Давайте поговорим о том,какие игры помогут в постановке речи и голоса. Для чего это нужно? Бывает,что малыш говорит на.

Консультация для родителей «Развиваем речевое дыхание»Консультация для родителей «Развиваем речевое дыхание» Правильное речевое дыхание - один из важных компонентов в развитии речи ребенка дошкольного возраста. Оно влияет на звукопроизношение,.

Дыхание лета (фотозарисовка)Дыхание лета (фотозарисовка) Дыхание лета (фотозарисовка) Дорогие коллеги, друзья и гости моей странички, доброе время суток. С наступившим вас 2016 годом! В первый.

Фотозарисовка «Дыхание весны»Фотозарисовка «Дыхание весны» Фотоотчёт: «Дыхание весны» Весна! На каком небывалом наречье Поют твои птицы в честь радостной встречи? Не ты ли их учишь? Внушаешь не.

Игра «Волшебное дыхание»Игра «Волшебное дыхание» Уважаемые коллеги, предоставляю вашему вниманию игру "Волшебное дыхание" Целью данной игры является развивать умение контролировать свое.

Игры на дыхание для малышейИгры на дыхание для малышей Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию игры на дыхание, в работе с детьми раннего дошкольного возраста. Мы знаем, что правильное речевое.

Конспект экскурсии в природу «Дыхание весны»Конспект экскурсии в природу «Дыхание весны» Конспект экскурсии в природу «Дыхание весны» «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего.

Консультация «Дыхание исцелит и зарядит энергией»Консультация «Дыхание исцелит и зарядит энергией» Цель: рассказать о необходимости проведения дыхательной гимнастики для сохранения и укрепления здоровья. Без дыхания жизнь просто немыслима.

Библиотека изображений:

Публикация Речевое дыхание: что, как, зачем? (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Надежда Дубровская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Речевое дыхание: что, как, зачем?
Опубликовано: 30 сентября 2023 в 20:38
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД