МААМ-картинки

Речедвигательная гимнастика как форма физминутки на занятиях в ДОУ

Елена Прокопенко
Речедвигательная гимнастика как форма физминутки на занятиях в ДОУ

В своей работе последнее время мы стали отмечать увеличение количества детей со сложной структурой речевого дефекта. Кроме нарушения речи на всех уровнях, для них свойственно нарушение общей, тонкой и артикуляционной моторики, их движения отличаются недостаточной четкостью и организованностью, неточным удержанием позы. Из-за особенностей нервной системы у них труднее и длительнее вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений. Кроме этого их отличает незрелость слухо-зрительно-пространственного анализа и синтеза, речеслухового восприятия.

Публикация «Речедвигательная гимнастика как форма физминутки на занятиях в ДОУ» размещена в разделах

Чтобы коррекционная работа была максимально плодотворной необходим достаточно высокий уровень познавательной активности, высокий уровень развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, а это требует комплексного подхода к коррекции речевых нарушений. Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. И это подталкивает к поискам как традиционных, так и не традиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе. Одними из таких приемов являются речедвигательная гимнастика.

Благоприятной почвой для развития речи являются движения – значительно более древние свойства человеческой психики, нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов и в первую очередь своевременного развития речи.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как: И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и др. Доказана теснейшая связь между движениями и формированием речи, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, при чем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Особенно тесно связано с формирование речи развитие тонких движений пальцев рук. В работах таких авторов как М. М. Кольцова, М. Аксенова и других показано, что развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи. Точное, четкое, динамичное выполнение двигательных упражнений подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу необходимо выстраивать от движений к речи, что с успехом реализует речедвигательная гимнастика. Она сочетает в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой и используют механизм их функционального единства.

Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. Использование данного метода повышает эффективность коррекционно-логопедической работы, стимулируя интенсивное формирование моторной сферы и фонематической стороны речи.

В своей работе по преодолению общего нарушения речи мы используем речедвигательную гимнастику как элемент в комплексной работе, как одно из средств формирования правильного произношения, нормализации мышечного тонуса, воспитания чувства ритма, развития дыхания, слухового внимания и памяти. Данную технологию мы используем наряду с традиционными методами, поэтому не выделяем ее как самостоятельную непосредственно организованную деятельность, а включаем в структуру других занятий на разных этапах коррекционной работы.

Прежде всего, мы включаем речедвигательные упражнения на этапе работы над звуком: при проведении артикуляционной гимнастики, при постановке звукопроизношения и на этапе автоматизации и закрепления правильного произношения. На занятиях по формированию навыков звукового анализа и синтеза мы используем речедвигтельную гимнастику, как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи. А на занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи, развитию связной речи данную технологию применяем как один из способов организации динамических пауз и организационных моментов, при этом подбирая упражнения в соответствии с лексической темой, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей и исходя из принципа «от простого к сложному».

Таким образом, используя данную технологию, мы решаем следующие задачи:

• Повышение речевой активности;

• Активное развитие общей, мелкой моторики и координации движений;

• Нормализация речевого дыхания;

• Уточнение артикуляции имеющихся звуков, создание базы для успешной постановки и автоматизации нарушенных звуков.

Двигательно-речевые физминутки - этот вид физминуток наиболее популярен на занятиях. Дети коллективно читают (поют) небольшие, веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем и кружимся потом

Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, на занятиях бисероплетение и флористика используются оздоровительные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Двигательные нагрузки в виде физминуток на занятиях снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально – положительное состояние. Дети после физминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Физминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий. Самое главное правило — физминутки на занятиях должны проводиться систематически, а не от случая к случаю.

Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно важно, чтобы родители умели выполнять задания в домашних условиях.

Существуют разнообразные упражнения, игры, множество гимнастик для развития органов артикуляции, а так же пальчиковых игр, которые родители могут проводить с ребёнком дома. Но остановимся мы на речедвигательных упражнениях с элементами психогимнастики. Очень важно понять значение таких упражнений, которые:

• Развивают общую, мелкую и артикуляционную моторику;

• Стимулируют речевое развитие;

• Повышают работоспособность головного мозга;

• Оказывают оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм;

• Нормализуют психическую и двигательную активность ребёнка, приводят к улучшению настроения.

Рекомендации для проведения упражнений.

В зависимости от возраста ребёнок может сидеть либо за столом, либо на коврике. Движения и речевой материал заучивать предварительно не обязательно – упражнения проводятся по подражанию вместе с Вами (со взрослым). Важно не забывать, что упражнения должны быть эмоционально насыщенными, проводить их нужно в игровой форме, чтобы они приносили Вашему ребёнку радость и удовлетворение. При выполнении упражнений можно включить негромкую, спокойную музыку, чтобы создать соответствующий настрой. Ваша речь должна быть четкой и понятной ребёнку, не бойтесь использовать как можно больше мимики. Это вызовет у ребёнка сначала непроизвольное подражание, а затем он самостоятельно начнёт обогащать свои эмоции, интонацию и мимику.

Теперь я приведу Вам несколько игровых упражнений, которые пользуются успехом у детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста.

«Игра с шишками»

Мама с мишками играла,

Шишки разные кидала.

Взрослый имитирует «бросание» воображаемой шишки, ребёнок совершает хватательное движение рукой

Медвежата их поймали,

С силой сжали, разломали,

Сильно сжимаем кулачок

В стороны бросали,

Выполняем бросающие движения

А ручки отдыхали.

Потряхиваем расслабленно кистями рук.

Публикации по теме:

Физминутки в режиме дня с использованием интерактивной доскиФизминутки в режиме дня с использованием интерактивной доски Ни для кого не секрет, что детям дошкольного возраста свойственна интенсивная двигательная активность. Поэтому в условиях детского сада.

Художественная гимнастика в ДОУХудожественная гимнастика в ДОУ Дошкольное детство — важнейший период в формировании правильной осанки, так как несмотря на возросшие функциональные возможности организма.

Консультация для родителей «Для чего нужна спортивная форма на занятиях физкультурой»Консультация для родителей «Для чего нужна спортивная форма на занятиях физкультурой» Физкультурные занятия - основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям, значение которых заключается в комплексном.

Консультация «Спортивная форма – необходимая деталь на физкультурных занятиях»Консультация «Спортивная форма – необходимая деталь на физкультурных занятиях» Консультация «Спортивная форма – необходимая деталь на физкультурных занятиях» Спортивная форма на физкультурных занятиях - это обязательное.

Летние физминутки для детей младшего дошкольного возраста Лето – это прекрасная пора для детей. Дети любят играть на улице. Дети младшего дошкольного возраста быстро утомляются. Для эффективной.

Летние физминутки в стихотворной форме для детей 1.(для малышей) Посмотрите-ка на нас,все мы подросли сейчас, ручки вверх мы поднимаем,также плавно опускаем, будет солнышко светить наших.

Наглядно-дидактическое пособие «Весёлая дыхательная гимнастика» для развития голоса на музыкальных занятиях в летний периодНаглядно-дидактическое пособие «Весёлая дыхательная гимнастика» для развития голоса на музыкальных занятиях в летний период Наглядно-дидактическое пособие «Весёлая дыхательная гимнастика» для развития голоса на музыкальных занятиях в летний период. «Запоют дети.

Новые физминутки для малышей в стихотворной форме! 1. ЗАЙЧИКИ. Стали мы зайчишками,друзьями шалунишками, ушки ставим на макушки,ну,а лапки под бока, ну,а маленькие ножки нам станцуют гопака,.

Дидактические игры, физминутки, эстафеты по сказке о рыбаке и рыбкеДидактические игры, физминутки, эстафеты по сказке о рыбаке и рыбке Проект «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» Продолжение В проекте по сказке о рыбаке и рыбке на занятиях, открытых мероприятиях,.

Консультация «Работа по укреплению здоровья детей. Физминутки» Работа по укреплению здоровья детей. В соответствии с главными требованиями современного стандарта дошкольного образования (ФГОС) вся педагогическая.

Библиотека изображений:

Публикация Речедвигательная гимнастика как форма физминутки на занятиях в ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Прокопенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Речедвигательная гимнастика как форма физминутки на занятиях в ДОУ
Опубликовано: 17 апреля 2023 в 21:03
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД