МААМ-картинки

Речь — это инструмент коммуникации. Запуск речи

Татьяна Троян
Речь — это инструмент коммуникации. Запуск речи

Для того, чтобы «запустить речь» у ребенка, различные структуры его мозга должны созреть до определенного уровня, и достигнут ли этот уровень можно оценить по общению с ребенком:

1. функции коммуникации :

- наличие интереса к общению;

- понимание смысла ситуаций и невербальных сигналов;

- совместное внимание;

- включение ребенка в обмен впечатлениями с партнером;

- имитация и подражание партнеру;

2. игровая деятельность: предметная и сюжетная игра (Кидает кубик, стучит им - манипулятивная игра. Строит из кубиков башню - предметная игра. Строит дом из кубиков для кукол - сюжетная игра);

Публикация «Речь — это инструмент коммуникации, Запуск речи» размещена в разделах

3. интеллект: наглядно-образное мышление (ориентируется на накопленный опыт своего взаимодействия с предметами);

4. понимание обращенной речи : накоплен пассивный словарь из названий разных существительных и глаголов;

5. общая моторика, мелкая моторика и артикуляция;

6. речевое дыхание (вдох носом, выдох ртом);

7. слуховое восприятие - правильное восприятие (различение) речевых сигналов и неречевых звуков.

Если уровень развития этих факторов недостаточен, то необходимо сосредоточиться сначала на развитии невербальной коммуникации, а не на произношении звуков и слов.

Если достаточен, то можно приступать к «запуску» речи ребенка.

ЭТАП 1. ОСОЗНАННАЯ ВОКАЛИЗАЦИЯ ВО ВРЕМЯ ПРЕДМЕТНОЙ ИЛИ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ

Цель: Создать связь звукоподражаний с предметами в игре и запустить любое звукоподражание у ребенка в ответ на взаимодействие со взрослым, например, машинка «би-би», мышка «пи- пи» и т. д.

Использовать не более 5-7 предметов за одно занятие (5-10 мин, по очереди, убирая прежние предметы. Сначала взрослый играет (показыва-ет, как играть с предметом, потом дает предмет ребенку.

Минимум слов, максимум эмоций. Чем более яркие эмоции у ребенка вызывают игры, тем больше вероятности, что он начнет подражать звукам.

Короткая инструкция : существительное + глагол + звуки

Поощрение на этом этапе выдается ребенку за любую вокализацию, даже не похожую на ту, что просит взрослый.

Примеры игр и совместных дел

Предметные игры

• Машинка «Машинка едет! Би-Би! Теперь ты» «Как машинка едет?» «Би-Би!»

• Пересыпание крупы «Крупа! Сыпь! Ссс»,

• Кидать в таз с водой мелкие игрушки «Кубик! Кидай!» «Мяч, кидай!» «Буль!».

• Щетки разных видов «Щетка! Чис-ти! Х-Х-Х. Теперь ты».

• Молоточек «Молоток! Стучи!» «Тук-тук».

• Кегли (сбивать их мячом, или щелбанами пальцами). «Бу-бух!» «Попал? Да! Нет!»

• Змея «Змея! Ползет!» «Шшшш».

• Очки темные «Очки! Смотри!» «Ку-ку».

• Топорик «Топор! Руби!» «Бах!»

• Капать воду из резиновой груши «Вода! Лей!» «Кап-кап!»

• Надувать мыльные пузыри, хлопать их руками «Пузыри! Лови!» «бах-бах!»

• Пила «Пила! Я пилю! Пили ты!» «вжух!»

• Мякие сенсорные пушистые шарики, гладить кожу: «Мягкий! Гладь!» «ммм!»

• Наборы сладких ароматов (отдушек) в баночках «Открой, нюхай!» «ммм!»

• Длинные и короткие молнии «Открой «аа- ааа!», закрой «ууууу!»

• Пластиковые животные. «Корова! Мычит «Му!» «Жук! Летит! «жжж», или муха «ззз», хлопать их мухобойкой «Бах!».

• Складывать монетки (фишки) в копилку, по очереди «Бах!»

• Магнитная рыбалка «Рыба! Лови! «Оп!»

Сюжетные игры

«Покорми лялю (мишку)», «искупай лялю», «покачай лялю», «отвези кубики на стройку», «построй дом для кукол» и т. д.

Бытовые дела

Делать их вместе с ребенком.

Мытье посуды: простые по слоговой структуре слова «Вода!» «Мыло!» «Пена!» «Мою!», «Фу, грязно!», «Ты мой!», «Чисто, ммм!»,

«Я мою, ты клади!»

Дозаторы разных видов - разные действия разными руками. «Губка: Жми!»

Мыть посуду разными руками.

Сортировка столовых приборов по местам: «Вилки где? Тут!», «Ложки куда? Сюда», складывать со звуками: «Бац!»

Стирка

Ручная: намыливать куском мыла носки, трусики, платочки (согласованная деятельность рук). «Мыло! Пена! Вода! Смывай! Чистота! Ммм!»

Машинная:

- предварительная сортировка вещей «Это туда, это сюда!»

- складывать в барабан вещи «Клади!», закрывать дверцу «Бах!»,

насыпать порошок «Сыпь сюда! Ссс!»,

- нажимать кнопки «Жми! Ура!»,

- доставать чистые вещи «Чисто! Пахнет! Ммм!»,

- подбирать пару (носки - найди такой же, развешивать на прищепки (мелкая моторика) и т. д.

Готовка:

резать овощи «Режь!»,

- складывать в кастрюлю «Клади!»,

- солить «Сыпь соль!»,

- смешивать «Мешай!»,

- насыпать крупу или сахар «Сыпь!».

«Мука, Вода, Соль, Сода, Сито, Суп», и т. д.

Совместное «баловство»

Пакеты полиэтиленовые (рулон) : «Тяни!» (отмотать один пакет,

«Рви!» (оторвать созвуком «Бах!», собрать края в руке: «Дуй!» (надуть пакет, «Бахнем? Ой, боюсь, громко! Бах!» 9хлопнуть пакет). Развивается мелкая моторика, речевое дыхание.

ЭТАП 2

Цель: научиться переключаться со звука на звук или со слога на слог. Тренировка достигается множеством повторений.

Используются визуально-ритмические ряды (например, вилка-ложка-вилка-ложка, или фишки: красный-белый-красный-белый, или фрукты: яблоко-банан-яблоко-банан, камушки, прищепки, чашки и т. п.).

Говорить, опираясь на ряды: «а-и-а-и», или «ки-ку- ки-ку», и т. д.

Развиваются мыслительные процессы и умение переключаться со звука на звук или со слога на слог, а также взаимовлияние звуков в слоге друг на друга. Используются только те слоги, которые у ребенка получается произносить. Из слогов на следующем этапе сложится слово.

ЭТАП 3

Цель: собрать слово из слогов Можно по картинкам или игрушкам. Начиная с простых слов из двух открытых слогов, освоенных на предыдущем этапе, составляются простые слова, например, «Каша, Ляля, Киса, Мыло, Пена, Бегу, Иду, Мою, Сова, Дыня», и т. д.

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

«Плавали, знаем!» Запуск бумажных корабликов в рамках реализации проекта «Оригами»«Плавали, знаем!» Запуск бумажных корабликов в рамках реализации проекта «Оригами» Даже если погода не пускает на улицу, найти развлечение можно и в группе. Особенно, если умеешь мастерить кораблики из бумаги. Праздник.

«Запуск ракеты». Украсим ракету методом «набрызг»«Запуск ракеты». Украсим ракету методом «набрызг» Расскажу вам по секрету, Мы построили ракету…. Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование брызгами», формировать.

Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы»Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы» Давным-давно известно, что "Ум находится на кончиках пальцев" (В. А. Сухомлинский). Также много сказано, о зависимости уровня развития речи.

Игра-забава «Запуск ракеты» в подготовительной группеИгра-забава «Запуск ракеты» в подготовительной группе Возраст: 3 – 6 лет. Цель: показать детям, как можно «запустить ракету». Увлекательная игра-забава «Запуск ракеты» доставляет детям радость.

НОД по коммуникации в старшей группе на тему «Зимние забавы».НОД по коммуникации в старшей группе на тему «Зимние забавы». НОД в старшей группе по коммуникации на тему "Зимние забавы". Программное содержание: 1. Учить детей видеть в картине все объекты и объединять.

План-конспект НОД по коммуникации. «Рассматривание сюжетной картины «Лиса»План-конспект НОД по коммуникации. «Рассматривание сюжетной картины «Лиса» План-конспект НОД по коммуникации «Рассматривание сюжетной картины «Лиса» и составление коллективного рассказа по ней». Художественное творчество.

Эссе «Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка» "Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им". Г. Гегель. Когда наступает пора определения.

Запуск воздушных шаров на выпускном (фотоотчет)Запуск воздушных шаров на выпускном (фотоотчет) Выпускной бал – один из главных праздников в жизни, это трепещущий момент, которого каждый из нас ждал и многие ждут с нетерпением, желанием.

Библиотека изображений:

Публикация Речь — это инструмент коммуникации. Запуск речи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Троян на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Речь — это инструмент коммуникации. Запуск речи
Опубликовано: 31 мая 2023 в 21:25
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД