Лучший педагог года

Организация музея «Застывшие страницы истории» как дополнительного образовательного ресурса

Татьяна Жижкун
Организация музея «Застывшие страницы истории» как дополнительного образовательного ресурса

Дошкольный возраст - сложный период жизни. Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир. Интерес к окружающей действительности пробуждается у ребенка в раннем возрасте. Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, готовые прийти на помощь. И тут на помощь педагогам приходит музейная педагогика со своими методами, средствами, программами. Но, чтобы воспользоваться ее помощью, необходимо следовать неким правилам и постулатам.

Публикация «Организация музея „Застывшие страницы истории“ как дополнительного образовательного ресурса» размещена в разделах

Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики. С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности - приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводится воспитателю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Рабочая программа воспитания структурного подразделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области начальной школы с. Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области детского сада «Огонек» реализуется в рамках основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования определяет содержание и организацию воспитательной работы. В основе процесса воспитания детей лежат конституционные и национальные ценности российского общества, которые нашли свое отражение в основных направлениях воспитательной работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с «Огонек». Программа воспитания учитывает условия, существующие в детском саду, индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей. В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность. Для реализации дополнительной воспитывающей среды в нашем детском саду была проведена огромная работа совместно с педагогами начальной школы с. Красноармейское по созданию историко-краеведческого музея «Застывшие страницы истории». Плотно работая общим педагогическим сообществом, реализуя преемственность ступеней дошкольного образования и начальной школы, сформировали цель работы музея и основные формы работы в музее. Приказ о создании музея издан 28.11.2022 г., но открытие музея было приурочено к празднику 23 февраля 2023 г. Помещение музея находится на первом этаже двухэтажного здания СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с "Огонек", имеет отдельный вход. Музей состоит из двух помещений для экспозиций, гардеробной, а так же имеются подсобные помещения для хранилища экспонатов.

Всего в нашем музее 330 экспонатов, основной фонд состоит из 210 экспонатов. Материалы основного фонда представлены: вещественными памятниками (форма военнослужащих, предметы крестьянской утвари – утюги, ухваты, прялки, горшки и др.); изобразительными материалами (картины, черно-белые фотографии и др.); письменными источниками (карты, удостоверения); документами (комсомольские билеты, военные билеты, грамоты, удостоверения, наградной материал). В музее всего пять экспозиций, их название вы видите на слайде.

Экспозиция «Великая Отечественная война 1941-1945г.

Актуальность экспозиции заключается в том, что годы Великой Отечественной войны всё дальше уходят от нас, и меняется наш угол зрения на неё. Свойство наших дней-открытие правды о вещах, казалось бы, давно известных. Сказанное всецело и полностью относится к истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Поэтому актуальность заключается еще и в стремлении сохранить память о земляках – участниках Великой Отечественной войны, погибших и оставшихся в живых, необходимость формирования в детях патриотизма и чувства любви к Родине, чувство гордости за свою малую родину, за своих земляков. Экспозиция включает в себя блиндаж, наградной материал земляков макет Ржевского мемориала Советскому солдату, подлинники писем с фронта, фотографии военных лет

Актуальность экспозиции «Мужество и слава молодых», посвященная участникам локальных войн заключается в том, что не все знают о военных событиях, произошедших в Афганистане и Чечне, еще мало написано о них в наших учебниках. Советские солдаты сражались на Афганской и Чеченской войнах не только за безопасность своего Отечества, но и защищая весь мир. Они заслужили, чтобы мы помнили их подвиг, который они с честью и достоинством выполнили перед Родиной. Наша экспозиция способствует тому, чтобы жизнь и подвиг земляков-участников Афганской и Чеченской войн были в памяти у сегодняшнего поколения.

Актуальность экспозиции «Русская изба» заключается в том, что сейчас нам все больше хочется узнать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и пили. Данная экспозиция расскажет об эволюции быта населения России, о том, как украшали свое жилье хозяйки, какие материальные удобства стали появляться.

Экспозиция «Быт русского народа (довоенное время)» расскажет об эволюции быта населения России, о том как украшали свое жилье хозяйки, какие материальные удобства стали появляться в это время. Например, мы можем увидеть как укладывали вещи в сундук, исполняя определенный ритуал. Колыбель и кровать продемонстрируют красоту и удобство, практичность и продуманность каждого атрибута. В нашей экспозиции вы увидите празднично заправленную кровать, покрытую искусно сделанным лоскутным одеялом. Все простыни и наволочки умело, изготовлены на дому. Рядом с кроватью висит люлька, которая редко пустовала. Свешивающийся с постели край простыни украшен подзором. Количество расшитых подушек говорит о благосостоянии данной семьи. Представлены фотографии, портрет Сталина И. В., отрывной календарь (1941 г.).

Экспозиция «Современный быт СССР» пополняется новыми предметами, новой информацией, каждый раздел музея по-своему неповторим. В нашем музее много интересного и познавательного, встреча с историей и возрождение традиций многонациональной культуры родной страны - вот что должно остаться в душе и памяти каждого посетителя. В этой экспозиции представлены: швейная машинка «Подольск» (1957 г., радиоприемник «Пунане-Рэт» (1960 г., пишущая машинка «Любава» (1983 г., Бритва электрическая «Харьков» (1956 г., венская мебель, сборники трудов Ленина В. И. и другие ценные экспонаты. В этой части экспозиции, посетители смогут увидеть и послушать пластинки или попробовать напечатать текст. Представленная коллекция фарфоровых и глиняных статуэток, хрустальной посуды - это показатель эволюции вещей.

Сплоченная работа всех педагогов начальной школы и детского сада дали следующий результат:

1. наш музей «Застывшие страницы истории» получил звание областного школьного музея,

2. мы получили сертификат о регистрации на Портале школьных музеев РФ.

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Педагоги, воспитатели, родители, осознавшие великое и незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного феномена, выражают порой радость в получении ожидаемого результата. У нас началась активная работа по проведению экскурсий.

Музейный педагог должен отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Сегодня педагогу необходимы теоретические и практические навыки освоения музейно-педагогического пространства как интегрированной развивающей среды нового типа. В этой связи взрослый встает перед необходимостью определенного конструирования культурной среды с тем, чтобы она способствовала развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Сегодня во многих образовательных учреждениях создается «музейная зона», где оформляются тематические экспозиции, подбираются экспонаты для мини-музеев. Приобщение детей к музейной культуре, развитие эстетического восприятия и художественного вкуса - важнейшие задачи, стоящие перед педагогами дошкольных учреждений в наше время. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности - формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Публикации по теме:

«Матильда Кшесинская: фуэте судьбы». Репортаж из музея политической истории«Матильда Кшесинская: фуэте судьбы». Репортаж из музея политической истории Решение встретиться с подругами возникло не случайно. Вначале декабря у меня был день рождения, который я встретила лежа в постели с лекарствами.

«Тайны Музея Золотого ключика». Оформление музея ключиков«Тайны Музея Золотого ключика». Оформление музея ключиков "Тайны Музея Золотого ключика" В этом музее представлены "Золотые ключики" сделанные совместно детьми и родителями. Каждый ключик индивидуален.

Фотозарисовки посещения выставки-музея «Колесо истории»Фотозарисовки посещения выставки-музея «Колесо истории» Выставка-музей «Колесо истории» позволяет совершить прогулку в прошлое и настоящее курортного городка Светлогорска в Калининградской области.

Фотозарисовка «Мои впечатления о посещении Музея истории русского платка и шали»Фотозарисовка «Мои впечатления о посещении Музея истории русского платка и шали» В эти праздничные выходные дни мы побывали в уникальном музее, посвящённом русскому платку и шали, который открыт в городе Павловский.

Организация мини-музея Зимушки как итог реализации проекта «Зимушка» в подготовительной к школе группеОрганизация мини-музея Зимушки как итог реализации проекта «Зимушка» в подготовительной к школе группе Цель создания мини-музея: подведение итогов реализации проекта «Зимушка». Задачи: - развивать любознательность, познавательные интересы,.

Организация воспитательно-образовательного процесса в младшей группе в период распространения коронавирусаОрганизация воспитательно-образовательного процесса в младшей группе в период распространения коронавируса В напряжённый для всех организаций период, присмотр и уход за детьми в младшей группе осуществляется в соответствии с режимом дня младших.

Создание мини-музея истории нашего города в честь 345-летнего юбилеяСоздание мини-музея истории нашего города в честь 345-летнего юбилея Неоценимую помощь с воспитании маленьких патриотов родного города, края, огромной страны играет музейная педагогика, с точки зрения которой.

Страницы истории физической культуры для 5–7 классов. Лекционный материал с презентацией и тестСтраницы истории физической культуры для 5–7 классов. Лекционный материал с презентацией и тест Представляю вашему вниманию лекционный (теоретический) материал для урока физической культуры для 5-7классов Страницы истории3 слайд Первые.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Страницы истории 1920–1930-х годов» Тема: Страницы истории 1920-1930-х годов Цель: сформировать представления о жизни страны в 1920-30-е гг. Формируемые УУД: познавательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация музея «Застывшие страницы истории» как дополнительного образовательного ресурса
Опубликовано: 7 августа 2023 в 11:04
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация музея «Застывшие страницы истории» как дополнительного образовательного ресурса» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Жижкун на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД